Мастер класс
материал по логопедии на тему

Иконникова Тамара Валерьевна
"В интересном мире звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx391.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

        Мастер – класс

«В интересном мире звуков».

                

                                                    Подготовила :

                                                          учитель - логопед

                                                         Иконникова Т. В.

Цель: Совершенствовать навыки и умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Задача: Понимание и умение овладевать навыками звуковой структуры слов путем специально подобранных игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением.

«Сделать серьезное задание для ребенка занимательным,

вот задание первоначального обучения»

 К.Д. Ушинский

Одним из основных направлений работы  детского сада  является  - воспитание у детей звуковой культуры речи.

 

       Понимание и умение овладеть навыками звуковой структуры слов – процесс, который требует от ребенка большого умственного напряжения. И чтобы сделать это порой не очень интересное занятие увлекательным для ребенка, необходимо постоянно обновлять набор дидактических пособий. Чтобы дети активно и заинтересованно анализировали, я ставлю перед ними задачи в занимательной форме, с большим количеством ярких  игр,  и ребята учатся сравнению слов или слогов по их звуковому составу, делению слов на слоги, подбору слов на определенный звук, нахождению позиции звука и т.д. занимаясь интересным делом. Ведь согласитесь, что гораздо интереснее знакомиться со звуками, их характеристиками, когда ты можешь пройтись вдоль улиц «Городка речи», познакомиться с его жителями, найти каждому свой дом и обыграть любую ситуацию, а,  может быть,  и выполнить какую – либо просьбу «Звуковичков» и т.п.

    Постепенно дети запоминают нужный материал, просто и без особого усилия, следовательно, они легче будут преодолевать затруднения. Это и является важной и конечной задачей любого педагога, да и от степени овладения детьми звуковым анализом и синтезом,  зависит и качество первоначального обучения чтения, и грамотность последующего письма.

    Я предлагаю вниманию коллег, и хотела бы поделиться  несколькими играми,  выполненными мной в  соответствии с известными методиками многих специалистов. Это - то немногое  количество игр, которое наиболее интересно детям моей группы и используется на занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза, при работе  со словом.

д/и «Петух и петушки»

   

  Цель: Учить делить слова на слоги. Называть последовательно слоги,  определять ударный слог, выделять его голосом. Подбирать слова к моделям слов, соблюдая ударение.

      Карточки размером  21см / 15 см с изображением петуха и петушков, обозначающие модель трёхсложного слова. Один петушок прикрепляется на отдельном листочке скотчем, так,  чтобы можно было, сгибая его создавать модель двусложного слова. Положение большого петуха в слове обозначает ударный слог,( в начале, в середине, в конце слова.)

     На обучающем этапе подбирает слова к моделям педагог, затем ребенок учиться  находить слова самостоятельно.

                                                                                               Примерные слова к модели:

                                              фцй

    КУ – би- Ки,  ДЕ – воч – кА и т. п.

                       

  если спрятать одного петушка:

                                         

    МАС – кА, ДО – мик и т. п.

                

                

                                                                                                   кууц

       Примерные слова к модели:

                                                                                                             

      ма– ШИ – на,  кор – ЗИ –на и т. п.

        

       если спрятать одного петушка:

                                                                                                             

                                                                                     ша – РЫ, ко –ТЫ и т.п.

                     Изображение1 009аку

Примерные слова к модели:

ко – ма –РЫ, ка – мы - ШИ

если спрятать одного петушка:

                                                                       двусложные слова, как к модели

                                                                    

«Телефон»

Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Развитие фонематического слуха.

Альбомные листы разделены на несколько секторов, в каждом из них картинки с наличием того      или иного поставленного звука,  (см. рис 1)

 Листы заполняются картинками с обеих сторон (на одной стороне может быть, например звук «Л», а на другой «Ж»).   С каждой стороны от диска располагаются листы в вариантах  «Р -Р»;  «С - С» ; «Ш - Ш» и т.п., либо в вариантах на дифференциацию  «Р - Рь»,

«Р - Л», «Рь - Ль» и т.п.

         Ребенку предлагается набрать  любую комбинацию цифр, После набора

 « номера», стрелка укажет на сектор. Ребенок называет картинки, находящиеся на данном секторе, хорошо проговаривая закрепляемый звук. Можно параллельно разобрать слово по слогам, определить звуки в слове, составить с ним предложение или словосочетание, придумать (если есть варианты) рифму к слову и т. д.

                Picture0011

листы на закрепление звука «Р»20-12-06_1129

                   

                     

Изображение2

лист на закрепление звука «Р»

Изображение 1

                 

                                лист на закрепление звука «Л»

                        д/и «Городок  красивой речи»

                                                 (настенное пособие)

 

Цель: Закрепление названия букв, характеристики звуков. Развитие фонематического анализа и синтеза. Работа по развитию моторики и подготовке руки к письму.

Город разбит на улицы, которые названы, в соответствии с характеристикой звуков:

(«Улица заливистых» – гласные звуки, «Улица дружбы согласных» - парные, «Переулок звонких» - сонорные, «Микрорайон ворчливых» - аффрикаты) В каждой группе звуков одинаковые домики.

       Крыши согласных звуков, которые произносятся мягко и твердо, выкрашены в синий и зеленый цвет ( цвета обозначения звуков в схемах; «Ж», «Ш», «Ц» -  только синие, «Ч», «Й»,» Щ» - только зеленые).

        Домики гласных только первого ряда (А, О, У, И,Ы,Э) буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю» в городе «не живут» (т.к  эти буквы обозначают 2 звука (ЙА, ЙО.. ) На домиках звонких согласных находятся колокольчики, которые показывают звонкость звука. В каждом домике проживает  житель, в названии которого первый звук соответствует надписи на домике.

Например: попугай – «П», », страус «С»)

Дети расселяют жителей в домики, находят ошибки, дают характеристику звуку. В конвертах под домиками выбирают задания для себя, которое направленно на работу только с определенным звуком. Например: задания на нахождения звука в схемах, различные перфокарты, написание буквы и т.д.  Расположение города на стене позволяет детям не сидеть, а  передвигаться во время занятия. Пособие «Поезд», и « Цветы на поляне» позволяют менять положение ученика.

     20-12-06_113220-12-06_113420-12-06_1135

        

         

                         

                     20-12-06_1136Picture0008

20-12-06_1133

        

                                

д/и «Лото»

 Цель: Закрепление названия букв, характеристики звуков.  Развитие фонематического слуха. Закрепление обозначения звука определенным цветом (синий, зеленый, красный) Совершенствовать умение выделять звук из слова.

     Играют от одного до нескольких человек. На одной  стороне бочонка наклеены синяя, зеленая или красная фишка, на  другой стороне -  наклеены  буквы.

   

  1 вариант   У детей карточки с  написанными буквами. Логопед вытаскивает из мешочка бочонок, и говорит обозначение звука на его стороне. - «У меня любой твердый звук». Ребенок на своей карточке ищет, есть ли  у него, буква, обозначающая этот звук.

             Например: на бочонке красная фишка, значит ребенок находит у себя буквы «А, О», или др. На букву «Б» можно ставить и синий, и зеленый бочонок, т. к. буква обозначает твердый и мягкий звуки,  а на букву «Ж» - только синий.

 2 вариант  У каждого ребенка карточка с  наклеенными картинками. Логопед  вытаскивает бочонок, называет букву на его стороне. Детям необходимо определить первый звук в слове и поставить бочонок с буквой на правильную картинку.

    Например: на бочонке буква А, значит его должен взять ребенок у которого на карточке есть АРБУЗ, АИСТ и т.п.

 3 вариант  Раздаются карточки с буквами. Логопед называет букву на бочонке, ребенок ищет её у себя на карточке.

                 Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет все буквы на своей карточке.

ввввввввввввв

        

                                   « Кубарик»

 Цель: Работа над словом, предложением. Формирование умения и навыка определять звуки в слове.  Развитие фонематического анализа и синтеза. Работа по развитию моторики и подготовке руки к письму.

На гранях куба расположены символы, обозначающие задание для ребёнка.

  • 1.Что можно делать  с этим предметом?
  • 2.Подбери признаки к этому слову.
  • 3.Придумай предложение с этим слово или словосочетания.
  • 4.С какого звука начинается слово? Какой звук последний? Назови все звуки ( если имеет)
  • 5.Напиши первую букву слова несколько раз. На что она похожа?
  • 6.Придумай еще несколько слов с первого звука этого слова

Играет от одного до подгруппы детей. Называем любое  слово, или ребенок может выбрать его самостоятельно. Ребенок бросает кубик и выполняет задание, выпавшее на  его верхней грани. Кубик бросается несколько раз, пока не выполнятся по возможности все задания. Возможно, вы планируете наличие  определенного звука в слове, например для параллельного его закрепления.

                                         Например: Груша

20-12-06_1122

      1. Грушу можно варить, срывать, бросать, и т.п.

      2. Желтая, вкусная, ароматная, спелая и т.д.

      3. Груша растет на дереве.

      4. Звук «Г», звук «А»,  « Г – Р – У – Ш – А»

      5. На листе или индивидуальной карточке (подг. группа)

      6. гриб, грустный, говорить  и. т.д.

                                         

Изображение1 006грроп

пппппИзображение1 007иииии

        

          2        3

1                                  ппппппппИзображение1 006мммИзображение1 006рррррррр

4                                                     5                                                          6

Серия  игровых пособий «Золотой ключик»

                                  1. «День рождения Мальвины»

  Цель: Закрепление умения выделять звук из слова. Дифференциация звуков «М», «Мь» - «Н», «Нь».  Подготовка руки к письму.

   На листе цветного картона картинка Мальвины и различные предметы – «подарки», а так же продукты, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Лист заклеен скотчем, т.к. предполагается многоразовое использование пособия.

 Мальвина любит все слова со звуком, который начинает ее имя. Ребенку предлагается выбрать подарки, которые ей подарили гости ( со звуком «М» или двумя звуками «М», «Мь»), обвести их или зачеркнуть ненужные.  Аналогично выбираем то, чем Мальвина будет угощать своих гостей.

Например: подарки – со звуком «М» ( панамка, мышонок и тд.), а угощение ( мороженное, мандарины и т.д.)

                                      2. « Буратино рисует»

  Цель: Закрепление умения выделять звук из слова. Дифференциация звуков «Б» - «Бь».

            Подготовка руки к письму.

Аналогично выбираем картинки – рисунки с твердым или мягким  вариантом произношения звука. Например: Сначала Буратино нарисовал картинки, в названии которых «Б», а затем «Бь»

                                            3. « Пьеро сочиняет песни»

            Цель: Закрепление умения выделять звук из слова. Дифференциация  звуков «Б», «П»,  «Т», «Бь», «Пь», «Ть» Подготовка руки к письму.

 Ребенок выбирает тот персонаж, про которого Пьеро может спеть песню.   Предлагаем определенный звук в твердой или мягкой позиции, работа ведется аналогично первым двум.

        

Изображение135 001

Литература:

 

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

2. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд., испр., доп. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.

3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.

4. Новиковская О. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 48 с. 6. Правдина О. В. Очерки по патологии речи и голоса. – Т. 1. – М., 1960. – 272 с.

5. Соловьева О. И. Говори правильно (альбом по развитию речи). - М., «Просвещенно», 1966. – 69 с.

        

C:\Users\Тамара\Desktop\ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ\портфолио!\ИКОННИКОВА Т.В. на сайт\ФОТО\Индивид. косульт. воспит..jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...