Логопедическое занятие по автоматизации звука Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лисечко Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                    «Детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Учитель-логопед: Н.Н. Лисечко

 

 

 

 

 

 

г. Мегион – 2012 г.

 

 

Тема: Звук «Л»

                

                 Этап:  автоматизация звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Закрепление знаний о механизмах организации звука «л»

закреплять правильное произнесение [л] в слогах, словах, предложениях;

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа.

 

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематические процессы, умение выделять слова со звук [л];

развивать подвижность артикуляционного аппарата; произвольную моторику пальцев рук, внимание, память, мышление.

 

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать стремление говорить правильно, воспитание интереса к занятиям.

 

Оборудование:

-- мяч

--Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; ------картинки-символы к артикуля­ционным упражнениям (конверты-белый, синий, жёлтый);

--схема артикуляции звука [Л];

(кочки, река, доски)

--дерево; игрушки обитателей леса (леший, лось, белка, глухарь, волк)

--схема слова (начало, середина, конец)

 

Ход занятия

1. Мобилизующее начало занятия.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

И скорей вставайте в круг.

А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Передавать его правой рукой (сжимаем большим и указательным пальцами), обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.

- Доброго утра, Данил. Доброго утра, Настя. Доброго утра, Наталья Николаевна.

- Доброго утра, ребята!

 

--Мне сегодня передали конверт и сказали от­крыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте?

 

--Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт! А в этом конверте... какие-то картинки. Что же они означают? ( упражнения для губ и язычка!)

--Давайте сделаем гимнастику для язычка.

 

2.  Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»                

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Лопаточка»              

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.                                        

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Вкусное варенье»

Ел я вкусное варенье –

Это было наслаждение.

«Почистим зубки»    

По утрам мы чистим зубки,

Любим песенки и шутки.

Чистить зубки тщательно

Всем детям обязательно.

«Качели»                   

 Выше дуба, выше ели

 на качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

язычком «качать качели»?

«Лошадка»             

На лошадке я скачу,

«Цок-цок-цок» - сказать хочу.

«Индюк»              

Под окошком – «Блл-блл-блл» -

Индюки болтают.

Индюшачей речи

Никто не понимает

3. Характеристика звука [ л ]по артикуляционным и акустическим признакам.

-- Тут еще один конверт. Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему про­читать.

Губы улыбаются

      Между зубками щель

          Язык в зубы упирается.

  По бокам от языка

                                  Воздух пробирается. (воздух какой?)

-Какая песенка получилась? (Правильно, получилась песенка самолёта—л-л-л.) Повтори ее еще раз.

(Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?)

--Мы учимся слышать звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий)

Произнесение изолированного звука: хором – индивидуально

- Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?

4. Объявление темы

– Сегодня мы с вами продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах, словах и предложениях.

- Я приглашаю вас совершить путешествие. Отправляемся в путь?

А в дорогу мы с собой возьмём звук «Л»!

5.Развитие фонематического слуха.

- Чтобы звук больше не терялся, поймайте его и крепко со­жмите в кулачке.

Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Л. (Логопед медленно произносит звуки: Л, Ш, Р, ЛЬ, Л, С, З,Л,Л,Л)

Молодцы!

 

6. Автоматизация звука Л в слогах.

- Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку на 2-х ногах, повторяя за мной слоги!

                             ПЛА-ПЛО-ПЛУ-ПЛЫ-плэ                ла-ло-лу-лы-лэ

                               КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ-плэ                 ал-ол-ул-ыл-эл

                               МЛА-МЛО-МЛУ-МЛЫ-млы

                              ДЛА-ДЛО-ДЛУ-ДЛЫ-длы

                              ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ-глы    

7. Автоматизация звука в словах

А) - Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. Давайте разберем эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки (доски), в названии которых звук Л в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Б) - А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово:

Яблоко какое? стул какой? … (Дети строят мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)

(мы на славу потрудились, прежде чем продолжить путь, отдохнём, сделаем гимнастику для пальчиков и массаж лица)

                           Пальчиковая гимнастика.

Руки на коленях,

Руки, ноги сжаты,

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Пальцы разжимаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Массаж биологически активных зон.                                                        

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,                          /раздвинутые пальцы рук   

                                                                                              растирают лоб от середины к вискам/

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

 

В) - Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти?

     А тут нас встречает леший Локки. (хозяин леса)

        Локки образованный любопытный и хочет узнать, как ответить на вопросы одним словом. Поможем ему? Отвечаем на вопросы, отчётливо произнося звук Л.

Солдатик из олова какой?......оловянный

Шляпа из соломы какая?.....соломенная

Цветы на лугу какие?........луговые

Юбка в полоску какая?......полосатая

Ёжик из пластилина какой?......пластилиновый

Палки для лыж какие?.......лыжные

Молодцы! Помогли лешему, ответили на вопросы.

 

8.Автоматизация звука Л в предложениях

а) – Ой! Ребята, а это что мы видим на своём пути? (волшебное дерево).

Локки снова просит нас помочь ему.

Нужно снять с дерева только те предметы, в названии которых есть звук Л.

Берём корзинку и складываем предметы в неё. 

Произнося фразу «Я КЛАДУ В КОРЗИНУ…..» (ложку, вилку и т.д.)

- В корзине лешего   по одному предмету, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?

 (Одна вилка- много вилок)

Справились с заданием? Отправляемся в путь!!!

Б)- Леший привел нас на лесную полянку. Кого мы встретили на поляне?

(лось, белка, глухарь, волк)

 Обитатели леса играют в прятки. Поиграем с ними? Игра «Кого не стало»

Молодцы! Понравилась игра? А животные предлагают вам ещё одну игру, которая называется «Исправь предложение».

Слова в предложениях перепутались. Нужно найти и исправить ошибку.

                                 Лес ходил по лосю.

                                 На белке сидела ёлка.

                                 Луна выла на волка.

                                 Глухарь???

Умнички!

Локки остаётся со своими друзьями, а Нам пора возвращаться.  Вернуться в детский сад, нам поможет мяч, но только если вы правильно произнесёте слова.

Нужно нам сейчас подняться

И немножечко размяться.

«Мяч волшебный помоги, Звук к нам в слово позови». Шагаем при правильно названном слове.

….апы            пи…а              капа….

…..ампа          бо…ото          бока….

 …ошадь         бу….авка       вокза….

 ….ук               мо….ко          упа….

 ….ыжи            го…уби         стуча… 

 

Вот мы и пришли на то место, с которого отправлялись в путь!

9. Итог.

Какой звук нам помогал правильно произносить слова? (звук Л)

Ребята, мне вами можно гордиться!

Хоть вам и пришлось нелегко потрудиться,

Отлично со всеми заданьями справились!

Скажите, вам путешествие и задания  понравились?

- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день. В кругу дети, взявшись за руки хором желают друг другу – ХОРОШЕГО ДНЯ. Похлопали сами себе, за отличную работу.

          

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука Л67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                    «Детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.

                                                                   Учитель-логопед: Н.Н. Лисечко

г. Мегион – 2012 г.

Тема: Звук «Л»

                 

                 Этап:  автоматизация звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Закрепление знаний о механизмах организации звука «л»

закреплять правильное произнесение [л] в слогах, словах, предложениях;

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа.

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематические процессы, умение выделять слова со звук [л];

развивать подвижность артикуляционного аппарата; произвольную моторику пальцев рук, внимание, память, мышление.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать стремление говорить правильно, воспитание интереса к занятиям.

Оборудование:

-- мяч

--Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; ------картинки-символы к артикуляционным упражнениям (конверты-белый, синий, жёлтый);

--схема артикуляции звука [Л];

(кочки, река, доски)

--дерево; игрушки обитателей леса (леший, лось, белка, глухарь, волк)

--схема слова (начало, середина, конец)

Ход занятия

1. Мобилизующее начало занятия.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

И скорей вставайте в круг.

        А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Передавать его правой рукой (сжимаем большим и указательным пальцами), обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.

- Доброго утра, Данил. Доброго утра, Настя. Доброго утра, Наталья Николаевна.

- Доброго утра, ребята!

--Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте?

--Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт! А в этом конверте... какие-то картинки. Что же они означают? ( упражнения для губ и язычка!)

--Давайте сделаем гимнастику для язычка.

2.  Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»                

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Лопаточка»              

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.        

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Вкусное варенье»

Ел я вкусное варенье –

Это было наслаждение.

«Почистим зубки»    

По утрам мы чистим зубки,

Любим песенки и шутки.

Чистить зубки тщательно

Всем детям обязательно.

«Качели»                    

 Выше дуба, выше ели

 на качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

язычком «качать качели»?

«Лошадка»            

На лошадке я скачу,

«Цок-цок-цок» - сказать хочу.

«Индюк»              

Под окошком – «Блл-блл-блл» -

Индюки болтают.

Индюшачей речи

Никто не понимает

3. Характеристика звука [ л ]по артикуляционным и акустическим признакам.

-- Тут еще один конверт. Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.

Губы улыбаются

      Между зубками щель

          Язык в зубы упирается.

  По бокам от языка

                                  Воздух пробирается. (воздух какой?)

-Какая песенка получилась? (Правильно, получилась песенка самолёта—л-л-л.) Повтори ее еще раз.

(Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?)

--Мы учимся слышать звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий)

Произнесение изолированного звука: хором – индивидуально

- Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?

4. Объявление темы

– Сегодня мы с вами продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах, словах и предложениях.

- Я приглашаю вас совершить путешествие. Отправляемся в путь?

А в дорогу мы с собой возьмём звук «Л»!

5.Развитие фонематического слуха.

- Чтобы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке.

Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Л. (Логопед медленно произносит звуки: Л, Ш, Р, ЛЬ, Л, С, З,Л,Л,Л)

Молодцы!

6. Автоматизация звука Л в слогах.

- Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку на 2-х ногах, повторяя за мной слоги!

                                     ПЛА-ПЛО-ПЛУ-ПЛЫ-плэ                ла-ло-лу-лы-лэ

                               КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ-плэ                 ал-ол-ул-ыл-эл

                               МЛА-МЛО-МЛУ-МЛЫ-млы

                              ДЛА-ДЛО-ДЛУ-ДЛЫ-длы

                              ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ-глы    

7. Автоматизация звука в словах

А) - Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. Давайте разберем эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки (доски), в названии которых звук Л в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Б) - А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово:

Яблоко какое? стул какой? … (Дети строят мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)

(мы на славу потрудились, прежде чем продолжить путь, отдохнём, сделаем гимнастику для пальчиков и массаж лица)

                           Пальчиковая гимнастика. 

Руки на коленях,

Руки, ноги сжаты,

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Пальцы разжимаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Массаж биологически активных зон.                                                         

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,                          /раздвинутые пальцы рук    

                                                                                              растирают лоб от середины к вискам/

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

В) - Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? 

     А тут нас встречает леший Локки. (хозяин леса)

        Локки образованный любопытный и хочет узнать, как ответить на вопросы одним словом. Поможем ему? Отвечаем на вопросы, отчётливо произнося звук Л.

Солдатик из олова какой?......оловянный

Шляпа из соломы какая?.....соломенная

Цветы на лугу какие?........луговые

Юбка в полоску какая?......полосатая

Ёжик из пластилина какой?......пластилиновый

Палки для лыж какие?.......лыжные

Молодцы! Помогли лешему, ответили на вопросы.

8.Автоматизация звука Л в предложениях

а) – Ой! Ребята, а это что мы видим на своём пути? (волшебное дерево).

Локки снова просит нас помочь ему.

Нужно снять с дерева только те предметы, в названии которых есть звук Л.

Берём корзинку и складываем предметы в неё.  

Произнося фразу «Я КЛАДУ В КОРЗИНУ…..» (ложку, вилку и т.д.)

- В корзине лешего   по одному предмету, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?

 (Одна вилка- много вилок)

Справились с заданием? Отправляемся в путь!!!

Б)- Леший привел нас на лесную полянку. Кого мы встретили на поляне?

(лось, белка, глухарь, волк)

 Обитатели леса играют в прятки. Поиграем с ними? Игра «Кого не стало»

Молодцы! Понравилась игра? А животные предлагают вам ещё одну игру, которая называется «Исправь предложение».

Слова в предложениях перепутались. Нужно найти и исправить ошибку.

                                 Лес ходил по лосю.

                                 На белке сидела ёлка.

                                 Луна выла на волка.

                                 Глухарь???

Умнички!

Локки остаётся со своими друзьями, а Нам пора возвращаться.  Вернуться в детский сад, нам поможет мяч, но только если вы правильно произнесёте слова.

Нужно нам сейчас подняться

И немножечко размяться.

«Мяч волшебный помоги, Звук к нам в слово позови». Шагаем при правильно названном слове.

….апы            пи…а              капа….

…..ампа          бо…ото          бока….

 …ошадь         бу….авка       вокза….

 ….ук               мо….ко          упа….

 ….ыжи            го…уби         стуча…  

Вот мы и пришли на то место, с которого отправлялись в путь!

9. Итог.

Какой звук нам помогал правильно произносить слова? (звук Л)

Ребята, мне вами можно гордиться!

Хоть вам и пришлось нелегко потрудиться,

Отлично со всеми заданьями справились!

Скажите, вам путешествие и задания  понравились?

- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день. В кругу дети, взявшись за руки хором желают друг другу – ХОРОШЕГО ДНЯ. Похлопали сами себе, за отличную работу.

           

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Логопедическое занятие по автоматизации звук Р "Как Незнайка научился говорить звук Р"

Занятие проходит в игровой форме, дети "учат" Незнайку произносить звук Р: показывают артикуляционные упражнения, способствующие произношению звука, произносят звук изолированно, в слогах, с...