Логопедические игры 1-6 этап
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Строганова Нина Валерьевна

1 этап- узнавание неречевых звуков.

2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний и фраз.

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап- дифференциация слогов.

5 этап- дифференциация фонем.

6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_1-6_etap.odt15.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ

на  I этап — узнавание неречевых звуков:

Игра "Где позвонили?"

Цель: Определение направления звука.

Оборудование: Звоночек или колокольчик.

Ход проведения: Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза угадать, где позвонили и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, логопед говорит: «Пора», - и ведущий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звонок. Если водящий указывает направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Игра "Встречайте гостей"

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушами для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушки, дудочки и т. д.).

Ход проведения: Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка – с барабаном, а зайка – с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде, чем выйти к детям, «звери» подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, зайка и мишка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости и игра продолжается. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Игра "Угадай, на чём играю"

Цель: Развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Ход проведения: Взрослый выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

ИГРЫ

на  II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз:

Игра "Волк и зайцы"

Цель: Развитие  невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

Ход проведения: Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.

Игра "Близко — далеко"

Цель: Развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Ход проведения: Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Игра "Угадай, как надо делать"

Цель: Различать определять на слух темп речи.

Ход проведения: Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).

ИГРЫ

на  III этап — различение слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно - неправильно"

Цель: Научить различать слова, близкие по звуковому составу, отличающиеся только одним звуком.

Ход проведения: Взрослый показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Игра  "Похожие слова"

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Ход проведения: Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится примерно такие ряды картинок:

Ком бак сук ветка каток горка

Дом рак лук клетка платок корка

Сом мак жук пятка листок норка

Игра "Доскажи словечко"

Цель: Развитие чувства ритма и рифмы.

Ход проведения: Взрослый читает стихи, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь).

На ветке не птичка – Зверек-невеличка. Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка).

Свистнул чижик: - Фью, фью, фью! Я с утра росинки... (пью).

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин … (дом).

ИГРЫ

на  IV этап — дифференциация слогов:

Игра "Хорошо послушай"

Цель: Дифференциация слогов.

Ход проведения: Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).

Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

Игра "Одинаковые или разные слоги"

Цель: Дифференциация слогов.

Ход проведения: Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Взрослый или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

Игра "Короткие и длинные слова"

Цель: Дифференциация слогов.

Ход проведения: Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

ИГРЫ

на V этап — дифференциация фонем:

Игра "Угадай-ка"

Цель: Учится различать фон родного языка.

Ход проведения: Взрослый раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков ( по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Игра "Что просит мышка"

Цель: Учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход проведения: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра "Доскажи словечко"

Цель: Учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез

Ход проведения: Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

ИГРЫ

на VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия:

Игра "Красный - белый"

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Ход проведения: Педагог предлагает детям внимательно послушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Игра "Где звук?"

Цель: Нахождение места звука в слове.

Ход проведения: Сначала дети определяют место звука только в начале, а затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова.

Игра "Кто больше?"

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Ход проведения: Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача - назвать предметы, в названии которых есть звук «Р» («С», «Ш» и т. д.). За каждое названное слово ребенок получает кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути логопедической работы на ранних этапах развития ребенка

Пути логопедической работы на ранних этапах развития ребенка (из опыта работы)К нам в Лекотеку поступают дети с  различными  нарушениями (зрения, двигательной сферы, интеллекта, с синдр...

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называе­мого первого уровня речевого недоразвития. При относитель­ной сформированности импре...

Конспект логопедического занятия "Звук Л - этап автоматизации. Приключения колобка"

Конспект логопедического занятия  по автоматизации звука «Л» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи III  уровня, с дизартрическим компонентом. Презентация к занятию....

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Мы идем в огород».

Продолжаю публикацию конспектов логопедических занятий на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения. Этот конспект показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с ...

Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)

Конспект  подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)...