Взаимодействие специалистов ГБДОУ в группе детей с ведущим диагнозом заикание
учебно-методический материал по логопедии на тему

Карпова Светлана Игоревна

Консультация для специалистов ГБДОУ в группе детей с ведущим диагнозом заикание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпова Светлана Игоревна

ГБДОУ №94

Невский район

тема:

«Взаимодействие специалистов ГБДОУ в группе детей с ведущим диагнозом заикание»



       В системе  современного  школьного  образования  проблема  возможной неуспеваемости ребенка, приступающего к школьному обучению, в данное время выходит на передний план. Исследования последних лет показали, что значительное число современных детей младшего школьного возраста демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания или искажения психического развития, что закономерно приводит к проблемам в учебной адаптации. Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут: восприятие,  внимание, память, мышление, зрительно-моторная координация, речь. Если у ребенка есть грубые отклонения в речевом развитии, то последствия имеют негатив в виде отставания в психическом развитии, замедления   формирования  высших  уровней  познавательной деятельности, нарушения эмоционально - волевой   сферы  и, как  следствие,  могут  возникнуть  трудности в овладении   ребенком    процессом   чтения   и   письма, что  может привести к школьной неуспеваемости в дальнейшем.
Наиболее ярко нарушение речевого развития наблюдается у детей с диагнозом: тнр-заикание. При этом большой  процент таких детей достигают возраста 6-7 лет с остающимся  для них актуальным диагнозом «Общее недоразвитие речи». В связи с этим, взаимодействие специалистов, участвующих в коррекционном воспитательно-образовательном процессе, декларируется как необходимое условие успешности этого педагогической деятельности. Но на практике часто возникают вопросы, связанные с выбором точек соприкосновения и способов  взаимодействия разных специалистов. Безусловно,  эффективно взаимодействовать удается только тем специалистам, которые понимают общие и специфические цели и задачи друг друга, владеют знаниями в близких областях педагогики. Помогают во взаимодействии умение слушать и слышать друг друга, делиться информацией, умение работать не только по своему направлению деятельности, но и включать специальные приемы и методы работы, которые обеспечат достижение общих коррекционных, воспитательных и образовательных задач. На протяжении четырех лет совместной педагогической деятельности в рамках одной группы детского сада (логопедическая, дети с заиканием) сложилась система взаимодействия, которая удобна и проста в практическом применении всем участникам коррекционного процесса, обеспечивает взаимопомощь специалистов в решении их профессиональных задач, позволяет получать ощутимые положительные результаты этого процесса. Данная система описывает способы взаимодействия логопеда, воспитателя и психолога. Здесь можно выделить несколько составляющих:  обмен профессиональной информацией;

специальный подбор методов и приемов работы; включение в свою деятельность методов и приемов, позаимствованных из арсенала коллег.

Официально такой обмен предусмотрен регламентом рабочих совещаний и медико-психолого-педагогических комиссий. Но обычно необходимость взаимного информирования возникает гораздо чаще. И основной вопрос: о чем информировать друг друга? Логопед информирует воспитателя и психолога об особенностях речевого развития воспитанников, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалистам в решении их узкопрофильных задач (особенности восприятия речевой информации, уровень речевых возможностей заикающегося ребенка,  ограниченность словарного запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, особенности моторики и т.д.). Воспитатель информирует психолога и логопеда об особенностях усвоения программного материала воспитанником, о сформированных и находящихся в стадии формирования знаниях, умениях, навыках, о воспитательных и образовательных задачах, которыми так же могут руководствоваться в своей деятельности логопед и психолог (воспитание умений работать совместно с товарищами, воспитание усидчивости, формирование навыка поддержания порядка на рабочем месте, самостоятельной работы и т.д.). Психолог bнформирует об особенностях развития познавательных процессов воспитанников (объеме и характеристиках памяти, состоянии внимания, сформированности мыслительных операций и т.д.), дает прогноз на освоение коррекционной и

образовательной программ, информирует об особенностях эмоционального состояния, психологических особенностях поведения детей. При необходимости сообщает об особенностях семейной ситуации, если это не противоречит нормам профессиональной этики. Особое место в обмене информацией занимает участие каждого специалиста в экспертной педагогической оценке воспитанников, которая позволяет собрать более точную и полную информацию об особенностях  эмоций и поведения детей. Учитывая, что достоверных диагностических  психологических методик определения эмоционально-личностных особенностей дошкольника существует очень мало, и они носят сугубо узкий характер, информация, получаемая психологом от логопеда и воспитателя группы по средству данного метода, является существенной помощью в характеристике эмоционально-личностных особенностей воспитанников, что, в свою очередь,  помогает выбрать педагогически и психологически обоснованные варианты индивидуального подхода. Подробно методика экспертной педагогической оценки описана в журнале «Обруч» (Л:1)

      Учитывая особенности речевого развития детей группы «Заикание», воспитатель и психолог изыскивают среди возможных вариантов работы именно те, которые могут способствовать снижению частоты и остроты проявления заикания у детей. Так приоритетным направлением в работе воспитателя стало: «Воспитание  самостоятельной речи в процессе ручной деятельности, у детей, страдающих заиканием» по методу Чевелевой. Воспитатель  в  совместной     деятельности    и   на  занятиях    ИЗО    использует в работе с детьми с тяжелым  нарушением  речи – заиканием нетрадиционные методы рисования, в том числе  «рисование веревочкой». Подробно эти методы  описаны в пособиях Никитиной А.В., вышедших в свет в издательстве «Каро» (Л:2.3). Еще один  из используемых  методов - воздушные фломастеры. Работа в данной нетрадиционной  технике  ИЗО   способствует  развитию  неречевого  дыхания,  что является одной из задач в коррекции заикания. Психолог освоила имаготерапевтическую релаксационно-оздоровительную программу социально-психологической адаптации, оздоровления и развития творческих способностей «Баиньки» Лисиной Е.А. (утверждена экспертным советом при комитете образования СПб). Занятия по данной программе включают в себя приемы сказкотерапии и арт-терапии, способствуют росту психологической защищенности путем повышения самооценки, самоуважения, устраняет непродуктивные психологические защиты, заменяет их на более действенные, снимает эмоциональное напряжение, избавляет от трудностей в общении и комплекса личностной депривации.  Курс по программе (10 занятий) в течение учебного года проходят все воспитанники группы. Очередность прохождения программы определяет логопед в зависимости от состояния речи детей.

      На протяжении всего учебного года и психолог, и воспитатель строят свою деятельность с учетом правил и требований этапов коррекционной работы в группе заикания (режим молчания,  шепотной речи, режим сопряженной речи,  отраженной речи, режим вопросно-ответной речи, режим пересказа, режим свободной речи). Как в любой речевой группе, в своей работе воспитатель руководствуется  определенным порядком изучения лексических тем. Включает в занятия пальчиковую  гимнастику, упражнения на координацию речи и движения.  Так результатом целенаправленного подбора материала стали две книги  А.В.Никитиной (Л:4,5).

   Психолог в совместной деятельности с детьми обязательно руководствуется порядком изучения лексических тем,  включает в содержание своих занятий соответствующие упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи,  внимания, памяти, мышления. Все это нашло отражение в двух пособиях С.И.Карповой, В.В.Мамаевой «33 лексические темы. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника.» (Л: 6.7).

Первое пособие ориентировано на детей старшего возраста, второе –  на детей подготовительного к школе возраста. Это совместный труд логопеда и психолога, своего рода «коллекция» разнообразных увлекательных заданий. Материал систематизирован в  соответствии с темами на весь учебный год. Вы можете совершенно справедливо заметить,  что в  настоящее время достаточно много литературы подобного рода. В чем же новизна? А в том, что в  каждой теме часть заданий составлена логопедом, а часть психологом, и  равной степени представлены упражнения на развитие лексики, грамматики, связной речи с одной стороны и на развитие внимания, памяти и мышления с другой стороны: два листа устных упражнений и два  листа для выполнения ребенком графических заданий.

            Использование данного пособия в работе логопеда позволит:

- обогатить логопедические         занятия            общеразвивающим        материалом,  «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия  (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению  и переключению),   памяти (оперативной   речевой  и  образной),  мышления (формирование   и развитие  операций     анализа,    синтеза,    сравнения,   обобщения,  классификации, конкретизации и абстракции);

-  обеспечить     соответствие  работы    комплексно   –   игровому   методу,  используемому  во  всех  коррекционных  дошкольных  учреждениях (как известно, сюжетно–тематическая организация занятий более целесообразна для активизации  речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим   данным,  так   как   в   игре   максимально   реализуются   потенциальные возможности детей);

-  поддерживать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы: использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации  логопеда) будет способствовать закреплению навыков правильной  речи,  расширению,  уточнению  и  активизации  словарного запаса  дошкольника.

-  облегчить работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям ( по их заказу) работы дома.

     Использование пособия позволит, зная проблемы конкретного ребенка, подобрать соответствующие  упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

     Единообразие  подхода  к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а   так   же   в   содержании   и   методах   коррекционной,   учебной  и  воспитательной  работы – это  залог  успеха   логопедической  работы.  Описанные выше способы взаимодействия специалистов обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и повышают эффективность педагогического процесса, а своевременное и целенаправленное устранение нарушений  способствует развитию мыслительной деятельности, успешному усвоению школьной программы  и социальной адаптации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"

Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.

Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....

Взаимодействие специалистов с биологическими родителями детей

Взаимодействие с биологическими родителями - залог успешной коррекционной работы с детьми...

СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).

• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры  на тему: «Взаимодействие  специалистов и воспитателей группы раннего возраста  в период адаптации детей в ра...

Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС

В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраст...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...