Игры с песком в логопедической работе
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Игры с песком в логопедической работе

 

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

 

Цели песочной терапии

Ø  Эмоциональное благополучие ребенка,

Ø  Самоактуализация,

Ø  Коррекция речевых нарушений.

 

Терапевтические возможности

Ø  Существенно усиливает желание ребенка узнать что  то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Ø  В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

Ø  В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Ø  Совершенствуется развитие предметно  игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно  ролевой игры и коммуникативных  навыков ребенка.

Ø  Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

 

Задачи, решаемые в логопедии с помощью игр с песком

Ø  Развитие диафрагмального дыхания

Ø  Регуляция мышечного тонуса

Ø  Автоматизация звуков

Ø  Развитие фонематического слуха

Ø  Формирование слоговой структуры слова

Ø  Словарная работа

Ø  Звуковой анализ слов

Ø  Обучение грамоте

Ø  Связная речь

 

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком в логопедической работе

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  • Эмоциональное благополучие ребенка,
  • Самоактуализация,
  • Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

  • Существенно усиливает желание ребенка узнать что  то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно  игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно  ролевой игры и коммуникативных  навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Задачи, решаемые в логопедии с помощью игр с песком

  • Развитие диафрагмального дыхания
  • Регуляция мышечного тонуса
  • Автоматизация звуков
  • Развитие фонематического слуха
  • Формирование слоговой структуры слова
  • Словарная работа
  • Звуковой анализ слов
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.


Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
  • «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  • «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
  • «Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  • «Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  •  «Буря» - во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок или  сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

  •  «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
  •  Упражнение «Необыкновенные следы»:
  • «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  • «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
  • «Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
  • «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
  • «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
  • «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор» - произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения: рисовать на песке  букву Р, произнося его одновременно. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка» - набрать в руку песок  и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения: выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  • «Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
  • «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы  с дифференцируемыми звуками.
  • «Два моря» - коробка с песком  делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
  • «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
  •  Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
  •  «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
  •  «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
  •  «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
  •  «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное) слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
  • «Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Словарная работа

  • «Я делал - я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
  •  «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
  •  «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Лодочка» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
  • предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
  • наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО.
  • «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
  • «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (зайчик – ушастый, медведь – косолапый, и т.д.).
  •  «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке»  – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
  • «Буква потерялась» - детям можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
  •  «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
  • Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
  •  «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
  • «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
  • «Что случилось?» - при создании картины на песке  ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
  •  «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
  •  «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

  • «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Результаты использования песочной терапии таковы

  • Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  • Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  • Совершенствуются гуманные чувства детей.
  • Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  • Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)

Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Технология "Сказочные лабиринты игры" в логопедической работе. Презентация. Опыт работы

В данной презентации представлены некоторые варианты использования игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается понятие «Геокешинга» как современной формы коррекционной и развивающей работы логопеда. Описывается важность развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики на ло...