ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии

Вязьмова Анна Павловна

В статье раскрывается понятие «Геокешинга» как современной формы коррекционной и развивающей работы логопеда. Описывается важность развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vyazmova_a.p.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вязьмова А.П.

Учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад № 469», г.Челябинск

В системе дошкольного образования всегда актуальным встает вопрос внедрения новых, инновационных форм работы с детьми.

В логопедической практике при работе с детьми с общим недоразвитием речи использование современных педагогических форм также необходимо для поддержание интереса детей в решении логопедических задач.

Стоит отметить, что у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень развития словаря, использования грамматических конструкций, низкий уровень мотивации, и что особо важно, нарушение моторного планирования. В целях создания заинтересованности, мотивирования и условий для речевого развития и развития общей моторики, коррекционная помощь может осуществляться в контексте игры.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе с детьми с ОНР  является «геокэшинг». Геокешинг («geocaching», от  греч. «geo» —  Земля, англ. «cache» — тайник) – это командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы. На основе этой игры существует «образовательный геокэшинг» – новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками.

В «геокэшинг» можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно.  Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, изучают новую лексическую тему, обогащают словарь, совершенствуют произносительную сторону речи, развивают артикуляционную и мелкую моторику, а также учатся взаимосвязи «движение + речь» и ориентировке в пространстве.

Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста в детском саду является отсутствие GPS-навигатора, как в классическом геокешинге, поэтому используется адаптированный вариант игры – по картам и схемам, словесным указаниям.

Варианты игры могут быть различные и выстраиваются в зависимости от логопедической цели и возможностей участников.

На основе изучения теоретических аспектов технологии игры «Геокешинг» и преобразовании ее в логопедической деятельности, мною был разработан сценарий игры с элементами геокешинга «Путешествие по признакам весны», который реализован на базе «Детского сада №469 г.Челябинска». Игра «Путешествие по признакам весны» включает в себя задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.            

Логопедическая игра начинается на улице, на территории детского сада. В этой части, как правило, присутствуют задания на развитие крупной моторики (общего праксиса), как основополагающего и предшествующего развитию других праксисов (пальцевого и артикуляционного).

Далее игра продолжается в помещении, в группе детского сада. Здесь задания основываются на формировании мелкой и артикуляционной моторики.

Весенняя игра с элементами геокешинга "Путешествие по признакам весны"

Ход игры.

1. Организационный момент.

Дети выходят на прогулку.

Логопед: Ребята, к нам сегодня на почту садика пришло необычное письмо.

Логопед достает телефон или планшет и читает.

Пишет нам Снегурочка: «Здравствуйте, ребята! Вы все знаете, что самое любимое моё время года - это зима. Но вот зима уже прошла, пролетели 3 замечательных зимних месяца, пришел весенний месяц Март, а ветра холодные все еще дуют, солнышко не греет, и снег не торопится таять. Хоть я очень и люблю зиму, но очень хочу, чтобы ребятки начали радоваться первым признакам весны. Одна я с этим не справлюсь, мне нужна ваша помощь, ребята! Необходимо выполнить все задания Весны, отыскать все подснежники с ребусами и разгадать пословицу про весну, а если разгадаете, то поймете, когда же придет к нам весна. Весна передела вам и карту, по которой необходимо направляться в места, где вас ждут задания. Удачи, ребята!»

Логопед: Ребята, поможем Снегурочке и Весне?

Дети: Да!

Логопед: Отлично, с вашей помощью весна точно придет намного быстрее!

2. Основной этап.

Логопед достаёт из конверта карту-схему. Дети направляются по схеме, выполняя логопедические задания.

      1 задание: На асфальте мелом нарисованы дорожки (змейки, квадраты, круги и т.д.). Дети идут по дорожкам, повторяя движения за логопедом.

Задание на динамическую координацию движений, на переключение, на межполушарное взаимодействие.

Пройдя по дорожкам, дети находят тайник (сундучок), обозначенный на карте. В нём лежит бумажный подснежник с ребусом. Ребята отдают подснежник логопеду. Также они оставляют в сундучке свой ребус для других ребят, который заранее сделали в группе с воспитателем.

      2 задание: Игра «Да – нет». Логопед перечисляет признаки, дети на признак, относящийся к весне прыгают вперед по нарисованным «лужицам», если услышать признак зимы- прыгают назад, признак лета- вправо, признак осени- влево.

Задание на слухоречевую память, переключение, ориентировку в пространстве, координацию движений.

     3 задание: Игра «Весенние слова». Каждый ребенок должен придумать весеннее слово с таким количеством слогов, сколько обручей лежит на асфальте. Если 2 обруча, то придумать слово с 2 слогами и прыгнуть в каждый обруч, поделив слово на слоги.

Задание на координацию движений, формирование слоговой структуры слова, развитие активного словаря.

     4 задание: Игра с мячом. Дети встают в круг и бросают друг другу мяч, называя весеннее слово, кто поймал мяч – должен сказать это слово ласково.

Варианты игры: один-много; придумать прилагательное к слово; согласование с числительным от 1 и до того количества, сколько детей (в данном задании дети еще тренируют счет и важно не сбиться).

Задание на зрительно-моторную координацию, на развитие грамматического строя речи, на тренировку счёта.

     5 задание: Игра «Ручеек» Задание на быструю реакцию, развитие темпо-ритмической стороны речи, координацию движений.

     После каждого задания ребята находят подснежники с ребусами. И кладут свои ребусы для других участников игры.

     После прогулки дети приходят в группу и игра с элементами геокешинга продолжается уже в помещении (если позволяет время после прогулки, или игра продолжается после сон-часа). Здесь задания уже направлены на развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие дыхания, фонематического слуха и произносительных навыков.

Ребятам выдается новая карта, по которой они следуют в группе. Дети приходят в заданное место, но прежде чем достать из сундучка подснежник, им необходимо выполнить упражнения.

     6 задание: Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. 

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Задание на развитие фонематического слуха, активного словаря.

      7 задание: Массаж с мячиками су-джок.

Логопед: Ребята, скажите, какие животные просыпаются весной? 

Правильно, а я знаю одного очень интересного ежика. Давайте послушаем о нем сказку.

Сказка Су-Джок «Ёжик на прогулке» 

Жил - да был ежик в лесу, 

в своем домике- норке

(зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки

(раскрыть ладошки и показать шарик)

и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку

(улыбнуться.)

И решил он погулять по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке 

(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)

Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку 

(раскатывать шарик по ладошке круговыми движениями).

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке

(зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать

(прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки 

(зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться,

и закапал дождик: кап-кап-кап

(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок 

и укрылся от дождя.

(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним)

А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб 

(раскатывать шарик к каждому пальчику, начиная с большого пальца).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки.

(каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика)

Довольный ёжик побежал домой. 

(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Массаж колечком 

- А теперь достанем пружинку внутри шарика.

Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.

Указательный с порога, указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,

В землю косточки сажает.

    8 задание: Дыхательное упражнение «Кораблики». Ребята дуют на бумажные кораблики, которые находятся в тазу с водой.

     9 задание: Самомассаж и артикуляционная гимнастика.

     Самомассаж «Солнышко»

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки (постукивают пальцем)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это. (легкие постукивания пальчиками по щёчкам и подбородку).

       Артикуляционная гимнастика «Весенняя история язычка»

Наступила весна. В небе ярко засветило солнышко и разбудило язычок своими лучами. Язычок встал и открыл окошко (упражнение «Окошко»), вдалеке он увидел забор (упражнение «Заборчик»), через который пронизывались светлые лучи солнца. Язычок услышал голос петушка (упражнение «Дудочка»). Он посмотрел вверх-вниз (упражнение «Качели»), вправо-влево (упражнение «Часики»), но нигде не увидел петушка, а только слышал его звонкий голосок. Язычок решил выйти на улицу, он встал на тропинку (упражнение «Лопатка») и пошел по ней уверенными шагами (упражнение «Месим тесто»). Язычок увидел, как от лучиков солнца звонко закапала капель (упражнение «Лошадка»), он поймал одну каплю и удержал ее (упражнение «Чашечка»). И вдруг неожиданно пошел дождик (облизываем верхнюю губу), язычок побежал скорее в дом, бегал по первому этажу (чистим нижние зубки), искал зонтик, но не нашел, потом побежал на второй этаж (чистим верхние зубки) и тоже не нашел. Тогда язычок решил лечь в кроватку и еще немного поспать, пока не закончится дождик (упражнение «Улыбочка»).

     После выполнения всех заданий, ребята разгадывают ребусы на подснежниках. У них получаются пословицы: Весенний день год кормит.

Апрель с водой, а май с травой.

Логопед: Ребята, кто сможет объяснить значение этих пословиц?

Правильно, именно весной начинаются сельскохозяйственные работы, люди сажают семена, чтобы к осени уже радоваться плодам, фруктам и овощам.

А вторая пословица говорит нам о том, что март еще холодный и со снегом, как у нас сейчас. А вот в апреле снег уже начинает таять и появляются лужи, а в мае уже виднеется травка и начинает все расцветать.

Логопед: Это значит, ребята, что уже совсем скоро мы увидим настоящие признаки весны: таяние снега, капель, теплое солнышко, подснежники.

Вы большие молодцы, что справились со всеми заданиями, собрали все подснежники и помогли Весне приблизиться к нам еще ближе. Теперь она точно наступит уже совсем скоро! А еще вы оставили свои ребусы другим ребятам, которые, также как и вы, будут их разгадывать. Вам понравилась наша весенняя игра? До новых встреч!

Список литературы:

  1. Геокэшинг — одна из современных технологий дошкольного образования.- Режим доступа: https://nsportal.ru/
  2. Конспект логопедического занятия на тему «Весна».- Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/
  3. Спортивно-логопедический квест по теме «Весна».- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии Lapbook в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование технологии Lapbook в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...

СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ-РТВ-ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Сборник включает методические материалы инновационного опыта педагогов МАДОУ ЦРР№16 «Белочка» на основе общей теории сильного мышления,  методов развития творческого воображения и тео...

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Инновационная педагогическая технология синквейн: актуальность, цели, задачи технологии синквейн. Правила составления и варианты использования инновационной технологии синквейн в логопедической ...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....