Главные вкладки

    Единый концептуальный подход к диагностике речи и унифицированная форма речевой документации
    презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Татьяна Юрьевна Проплетина

    Единый концептуальный подход к

    диагностике речи и унифицированная

    форма речевой документации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya1.pptx919.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовила: учитель – логопед Проплетина Татьяна Юрьевна Единый концептуальный подход к диагностике речи и унифицированная форма речевой документации

    Слайд 2

    Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребёнка позволяет эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи – важный диагностический признак развития ребёнка. Одна из главных задач педагога (логопеда) состоит в том, что бы своевременно и грамотно фиксировать симптомы нарушений речи, чётко обосновывать логопедическое заключение, а так же все свои решения и действия. Результаты такой деятельности фиксируются в речевой карте, которая является одним из базовых элементов в работе логопеда. На основании данных, занесённых в речевую карту, в дальнейшем производятся все логопедические, а так же юридические и экономические мероприятия (выбор соответствующего коррекционно – развивающего маршрута, обоснование для зачисления и пребывания ребёнка в той или иной группе дошкольного образовательного учреждения и др.) Речевая карта является отражением процесса и результата первичного обследования речи ребёнка. Соответственно и форма в целом, и рубрикация этого документа зависят в первую очередь от методических подходов к диагностической процедуре, от выбора конкретных диагностических методик, позволяющих получить наиболее полные и достоверные сведения о состоянии речи.

    Слайд 3

    В настоящее время стандартизация речевой документации остаётся одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем практической логопедии. Анализ нормативной речевой документации, проведённый ведущими специалистами окружных методических центров г. Москвы, показал, что в последние годы в логопедической практике применялось более семнадцати видов речевых карт, которые сильно различались как по структуре, так и по содержанию. Так, например, в некоторых образцах речевых карт неоправданно много внимания было уделено сбору подробного медицинского анамнеза в ущерб описанию и сопоставлению существующих на данном этапе рече-языковых проблем ребёнка или в качестве основных были представлены рубрики, имеющие второстепенное значение при оценке речи (умение считать, развитие конструктивной деятельности и т.п.). Очевидно, что такой подход нельзя назвать корректным.

    Слайд 4

    Таким образом, отсутствие унифицированной формы речевой карты и единого концептуального подхода к диагностике речи затрудняло взаимопонимание между специалистами, влияло на объективность оценки работы учителя логопеда при аттестации. Всё это указывало на необходимость разработки и утверждения единой формы речевой документации для логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста. В связи с этим в Департамент образования г. Москвы были представлены научно – методические разработки по определению уровня речевого развития детей дошкольного возраста и проект двух форм речевых карт: форма №1 для детей младшего дошкольного возраста и форма №2 для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В данной работе излагалась концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, были представлены на её основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста трёх – шести лет. К тестовым заданиям прилагался иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

    Слайд 5

    Согласно данной методике определение уровня речевого развития не сводится к его квалифицированной оценке (уровень А, Б, С или 1, 2, 3 и т.п.), так как она мало эффективна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребёнка. Оценка речевой продукции ребёнка проводится на основе обобщения качественных характеристик по отдельным показателям (состояние лексикона, уровень сформированности грамматических, фонетико-фонологических навыков и умений и др.) которые легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Результаты диагностической процедуры позволяют дать и общую оценку речевого развития ребёнка, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, который порой развит у детей весьма неравномерно.

    Слайд 6

    К концу 2009 – 2010 учебного года структура и содержание речевых карт были доработаны и представлены на утверждение в Департамент образования г. Москвы (утверждены 27 июля 2010 г.). В это же период вышли в свет «Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста» и второе, переработанное и дополненное издание «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». С 1 сентября 2010 года речевые карты рекомендованы для использования в работе дошкольных образовательных учреждений г. Москвы.

    Слайд 7

    В настоящий момент по учебным округам г. Москвы проводится мониторинг ведения и оформления новой унифицированной формы речевой карты. Предварительные результаты положительные, прежде всего потому, что единый концептуальный подход к диагностике речи и унифицированная форма речевой документации обеспечивают взаимопонимание между специалистами, гарантируют объективность оценки работы учителя – логопеда при аттестации. Более детально с информацией о работе с речевыми картами нового поколения можно ознакомится на сайте – http :// www . fonema . ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

    Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

    Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход.

    Управление - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля для достижения цели......

    Презентация "Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход"

    Управленческая деятельность в современном развивающемя дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного про...

    Презентация "Инновационный подход к формированию нестереотипного творческого речевого поведения"

    В своей работе я применяю некоторые приемы и техники познавательно – речевого направления....

    ИННОВАЦИОННЫЕ  ПОДХОДЫ  К  ДИАГНОСТИКЕ  И  ПРОФИЛАКТИКЕ  РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ  У  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА

    В  последние  годы  все  большее  значение  уделяется  новой  области  знаний  —  пе...

    Выступление на педагогическом совете Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду

    Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами...