Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: «Звук Л . Буква Л».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Злобина Ольга Васильевна

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме : "Звук Л. Буква Л" в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

подгрупповой образовательной деятельности по теме:

«Звук Л . Буква Л».

        

Составитель:

                учитель – логопед

Злобина О.В.

Саратов, 2017

Конспект

подгрупповой образовательной деятельности по теме:

«Звук Л. Буква Л».

Тема: «Звук Л. Буква Л».

Цель: развитие правильного звукопроизношения и подготовка к обучению элементам грамоты.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- учить  детей навыку правильного произношения звука Л;

- учить давать  акустико – артикуляционную характеристику звука Л;

- закрепить употребление родительного падежа множественного числа существительных;

- закрепить употребление слов –антонимов;

- учить согласовывать числительные с существительными;

- познакомить с буквой Л;

- учить чтению слогов и слов с буквой Л;

коррекционно – развивающие:

- автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать память, внимание;

- уточнять и расширять словарь;

коррекционно – воспитательные:

- воспитывать  у детей самоконтороль за речью;

- воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность в работе;

- воспитывать чувство любви к природе;                             здоровьесберегающие:

- способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

- снять усталость и напряжение.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки ( ласточка, стул, стол, голубь, скакалка, лопата, молоток, лук), фишки для поощрения,

символы –карточки для артикуляционной и дыхательной гимнастики ,  картинки для упражнения со словами –антонимами, элементы буквы Л – 6 штук, мальчик Лука для- подсказка для характеристики звука Л;  буква Л; для чтения «Волшебная дорожка» - 6 штук, мячик.

Содержание образовательной деятельности.

Психологический настрой.

- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

- А теперь давайте настроимся на работу. Сделайте круг, возьмите друг друга за руки и произносим:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

- Молодцы! Ребята, скажите, какую тему мы изучаем на этой неделе? (Перелетные птицы возвращаются.)

- Правильно. Сейчас сядет на место тот, кто назовет одну перелетную птицу.

   Дети называют и садятся на свои места.

Отгадывание загадки.

- Сегодня к нам на занятие прилетит птица. А какая, вы узнаете, отгадав загадку:

  Черный костюм, белая рубашка.

  Возвратилась из –за моря

  Быстрокрылая пташка.  (Ласточка.)

Дети отгадывают. Логопед показывает картинку ласточки и говорит:

- Сегодня к нам на занятие прилетела ласточка, она хочет с вами поиграть. А вы хотите с ней поиграть? (Да, конечно).

- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ласточка?  ( Первый звук Л).

- Догадайтесь, какой звук мы сегодня будем изучать? (Звук Л).

- Да. Ласточка хочет узнать, как правильно произносить звук Л. Подскажем ей.

Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука Л                      ( упражнения «Лошадка», «Индюк») и отработка воздушной струи                  ( упражнение «Пароход гудит», «Охотник хлюпает по болоту»).

Акустико –артикуляционный образ звука Л.

Работа с индивидуальными зеркалами.

  - Вспомните о правилах работы с зеркалами.

  - Посмотрите в зеркало и запомните, как работают губы, язык при правильном произнесении звука Л.

   Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам за верхними зубами; боковые края языка опускаются ( язык принимает форму седла); воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит.

Характеристика звука Л: согласный, звонкий, твердый.

Ребенок повторяет характеристику.

Логопед повторяет еще раз для закрепления.

Игра «Хлопни». Ласточка хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Выделение звука Л на слух: ракета, корабль, ласточка, самосвал, парта, палка, шланг, шлагбаум, артист, колосок, раковина, колокольчик, полено, пенал, рюкзак, велосипед.

Игра «Запомни, повтори»- проговаривание слоговых рядов ( поощрение за правильное повторение).

Ла – ло – лу        Ал –ол – ул

Ло – лу – лы        ул – ал - ол

Лу – лы - ла        ол – ул –ыл

Пальчиковая гимнастика.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

-За морем бывала?

Весну добывала.

Несу, несу

Весну –красну.

На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке.

Игра «Найдите картинки со звуком Л».

Задание усложняется тем, что сначала дети должны найти картинки со звуком Л в начале, в середине и в конце слова. ( Лук, лопата, голубь, молоток, скакалка, стул, стол).

Игра «Один – много»- закрепление родительного падежа множественного числа существительных.

( Много лопат, много голубей, много молотков, много скакалок, много стульев, много столов).

Игра на память и внимание: «Запомни, повтори», «Что изменилось?».

( 5 картинок).

Игра «Наоборот».

(  грубый – ласковый, тонкий – толстый, трусливый – смелый, горячий – холодный, сытый – голодный, легкий - тяжелый, сильный -  слабый).

Игра « Подбери слова – признаки» к слову ласточка:

Милая, красивая, маленькая, теплолюбивая,  смелая…

Игра с мячом «Счет от 1 до 6»: ласточка, смелая ласточка.

Динамическая пауза «Ласточка».

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц.

Сели, посидели.

Взвились, полетели,

Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.

Песенки запели.

    ( Народная песенка)

Бегут по кругу, взмахивают руками.

- Хорошо. Садитесь тихо на свои места.

Знакомство с буквой Л.

 - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы … ( пишем и читаем). Звук Л обозначается буквой Л.

Букву Л из лыж мы сложим,

Палочку наверх положим,

Одна лыжа стоит прямо,

Другая клонится упрямо.

- На что похожа буква Л? ( на лестницу, на горку, на турник…)

- Из скольких  элементов состоит буква Л? ( из 3).

Выкладывание буквы Л из бумажных элементов.

-Спинки держим мы ровней,

 Дышим глубже и бодрей.

Чтение слогов и слов с буквой Л по индивидуальным карточкам.

-Ребята, ласточке пора возвращаться, ее ждут птенцы. Помогите ласточке долететь до своего гнездышка. Для этого прочитайте слоги и слова на волшебной дорожке из облаков.( Ал, ол, ил, ла, лы, лу, лом, лук, лак, лапа, луна, лоси, пила, мыло, салат, лампа, полка).

- Молодцы! Ласточка вас благодарит.

 Итог.

- Какой звук и какую букву мы сегодня учили?

- Ласточке очень понравилось у нас в гостях.  Какие игры вам понравились больше всего?

  Черный костюм, белая рубашка.

  Возвратилась из –за моря

  Быстрокрылая пташка.  (Ласточка.)

Игра «Хлопни». Ласточка хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Ракета, корабль, ласточка, самосвал, парта, палка, шланг, шлагбаум, артист, колосок, раковина, колокольчик, полено, пенал, рюкзак, велосипед.

Игра «Запомни, повтори»- проговаривание слоговых рядов ( поощрение за правильное повторение).

Ла – ло – лу        Ал –ол – ул

Ло – лу – лы        ул – ал - ол

Лу – лы - ла        ол – ул –ыл

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

-За морем бывала?

Весну добывала.

Несу, несу

Весну –красну.

На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц.

Сели, посидели.

Взвились, полетели,

Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.

Песенки запели.

    ( Народная песенка)

Бегут по кругу, взмахивают руками.

Психологический настрой.

Отгадывание загадки.

Подготовка артикуляционного аппарата

Акустико –артикуляционный образ звука

Характеристика звука

Игра «Хлопни».

Игра «Запомни, повтори».

Пальчиковая гимнастика

Найдите картинки со звуком Л.

Игра «Один –много».

Игра на память и внимание «Запомни и повтори».

Игра «Наоборот».

Игра с мячом «Счет до 5».

Динамическая пауза

Знакомство с буквой Л

Выкладывание буквы Л

Чтение слогов и слов

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж".

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж" с использованием здоровьесберегающих технологий....

Коррекционная непосредственная образовательная деятельность на тему: Звук «Ш». Буква Ш.

Цель:  закрепить  навыки различения и четкого произношения звука [ш]....

Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе

Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей  с буквой [В]  как письменным обозначением звука [...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Д"

Цель: Знакомство со звуком и буквой ДЗадачи: • познакомить детей с согласным звонким звуком [Д] и его графическим обозначением; повторить звуковой анализ слов: ДОМ, ДЫМ, ДУШ; уметь находить букву...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Ж"

Цель: Знакомство со звуком [Ж] и его графическим обозначениемЗадачи:• познакомить с согласным звуком [Ж] и его графическим обозначением, закреплять умение определять звук в словах.• активизи...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Звук и буква Н»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:«Звук и буква Н»...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»

Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звук...