Кружок "Раз словечко - два словечко"
методическая разработка по логопедии на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

Логопедический кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhokkk.docx42.92 КБ
PDF icon slovechko.pdf164.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  образования (ФГОС): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Содержание  рабочей  Программы  соответствует  федеральным  государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  образовательным  стандартам  и  требованиям,  целям  и  задачам  образовательной программы  учреждения.  В  соответствии  с  ФГОС  Программа  основана  на  интеграции образовательных  областей,  направлена  на  развитие  познавательно-речевой,  игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи  и  культуры  поведения,  на  формирование  индивидуального  прогресса  в  развитии коммуникативных навыков.  

Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребёнка, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.

С учетом этой приоритетной цели, а так же целей и задачей образовательной программы учреждения, разработана данная рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н. Е. Веракса, Н. Н. Поддъяков, Н. В. Микляева, Ж. М. Глозман, С. Н. Шаховская,О.        Г. Ушакова, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В.Нищева, О.И. Крупенчук и др.).

В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:

  1. У детей до 7 лет речь как еще не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
  2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
  3. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.
  4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей младшего  школьного возраста.

Данная программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении.

Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, соответствующими их возрасту фонетической системой русского языка,  грамотой, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Основная цельпрограммы – формирование и развитие у учащихся полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для совершенствования детьми родного языка, коммуникативных навыков и навыков грамотного ведения диалога и монолога,т.е. развитие связной речи школьника, его лексикона.                                                                

Программа имеет в своей основе следующие принципы: принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип  признания  каждого  ребенка  полноправным  участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала.

Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации педагогического процесса.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие клуб.

Цель обследования:

Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Сформированностьзвуко-слоговой структуры
  2. Навыки языкового анализа
  3. Грамматический строй речи
  4. Навыки словообразования
  5. Понимание логико-грамматических конструкций
  6. Связная речь

Используемая методика:Волковская Т.Н. «Иллюстрированная методика логопедического обследования», элементы методики О.С Ушаковой, также используется «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой, адаптированная методика Т.А. Фотековой.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей заполняются мониторинговые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

  • Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
  • Беседа с детьми

Система баллов, предлагаемая нами, позволит более справедливо оценить эти результаты. Система очень проста: компоненты речевой деятельности имеют численное выражение от 1 до 3, поддающееся сравнительному учёту:

1.        Сформированность звуко-слоговой структуры.

2.        Навыки языкового анализа.

3.        Грамматический строй речи.

4.        Навыки словообразования.

5.        Понимание логико-грамматических конструкций, умения производить словоизменение.

6. Фонематические процессы.

7. Звукопроизношение.

8.        Связная речь.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа является тематической и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю (30 мин.) с детьми подготовительной группы.

Работу с детьми , рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:

  1. период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
  2. период — декабрь, январь, февраль;
  3. период — март, апрель, май.

Работа по развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Данная программа является тематической, рассчитана на 1 год обучения для воспитанников подготовительной группы -  30 часов, 1 час в неделю. Программа составлена с учётом требований ФГОС.

Методическое обеспечение

    Необходимым условием реализации программы является наличие в учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.  

    Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

  • «Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Буратино в стране знаний», «Телеграф», «Почта», «Вагончики» «Слоговые шары» и др.
  • лексические игры и дидактические игры: «Путешествие солнечного лучика», «Помоги Незнайке исправить ошибки», «Телефон», «В гостях уФедоры», «Цветик-семицветик», «Фантазёры» и др.
  • диск «Учись говорить правильно», презентации на лексические темы, артикуляционные упражнения и др.
  • демонстрационный материал по лексическим темам.
  • раздаточный материал по развитию речи, развитию лексико грамматических категорий и обучению грамоте.
  • игры на развитие мелкой моторики, фонематическое слуха, дыхания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

  • Ребенок адекватно использует средства общения.
  • Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

Планируемые результаты на конец  обучения:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Отличать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Составлять рассказы по вопросам учителя-логопеда.

Ведение диалога и монолога.
Отгадывать загадки.

Коррекция и развития речи дошкольников в целом.

Тематическое планирование

подготовительная группа(30 ч)



Тема занятия


Количество

часов


всего

теоретических

практических

1

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

1

1


2


Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных

звуков в словах).


1


1


3


Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).


1


1




5


Игра – сказка “Пропавшие имена”.


1


1


6


Собираем слова.


1


1


7-8


Игры Деда Буквоеда.


2


1


9


Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя-логопеда).


1


10


Обобщение изученного материала.


1


1


11-12


Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”


2

1


1


13


Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.


1


1


14


Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на звук …”.


1


1


15


“Грамматическое домино”


1


1


16


“Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).


1


1





17


“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).


1


1


18


Играем в загадки.


1


1


19


Добрый “волшебник” - Ударение.


1

1


20


Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением).


1


1


21-22


Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.


2


1

1


23


Звонкие и глухие “одиночки”.


1


1


24


Из чего строятся слова?


1


1






1


25


Приключения в стране “Слово-предмет ”.


1


1


26


Приключения в стране “Слово-признак ”.


1


1






27


Здравствуй, слово -действие!


1


1


28-29

30


Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

Повторение


2

1


1

1


Используемая методическая литература

  1. Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. «Рабочая программа учителя – логопеда ДОУ» / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова.- Волгоград: Учитель, 2014.- 75с.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
  4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
  5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с
  7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе  для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
  10. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  11. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
  12. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – Спб.:Издательский дом «Литера»,2009.
  13. Крупенчук О.И. Планы работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.- 80с.
  14. Крупенчук О.И. Планы работы логопеда на учебный год: Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.- 80с.
  15. Крупенчук О.И. Учим буквы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  16.  Лопатина Л.В. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред.Л.В.Лопатиной. – Спб.ЦЦКтпроф.Л.Б.Баряевой, 2009.
  17. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб, 2014.
  18.  Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. Изд.2-е – Ростов-на-Дону:Феникс, 2011.
  19.  Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005
  20.  Ткаченко Т.А. В первый класс – без деектов речи: методическое пособие. – СПб.:Детство – Пресс, 1999
  21.  Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
  22.  Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
  23.  Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/сост.  Г.В. Чиркина. – Просвещение, 2008.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...