КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Пархоменко Наталья Сергеевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

по теме: «Посуда»

Учитель-логопед: Пархоменко Наталья Сергеевна

Тема: «ПОСУДА»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Различение форм единственного и множественного числа;

- Совершенствование навыков слогового анализа слов;

- Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование сущ. с прил. и числительными, образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

- Обучение составлению коротких описательных рассказов о посуде по плану;

Коррекционно-развивающие:

- Развитие артикуляционной моторики, общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

- Развитие речевого слуха, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательная:

- Формирование навыков самостоятельности, инициативности, доброжелательности.

Оборудование: картинки с изображением посуды в количестве один, два и пять. Предметные картинки с изображением посуды. Индивидуальные зеркала. Набор игрушечной посуды. Тетради, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание посуды, беседа о её назначении, материалах из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Разучивание упражнений «Посуда», «Помощники».

Ход занятия.

1.        Организационный момент (Различение форм единственного и множественного числа).

Логопед: Сядет тот, у кого на картинке тарелки (тарелка, ложка, ложки, вилка, вилки, кувшин, кувшины и т.д.

Дети садятся.

Логопед: Все справились с заданием правильно. Сегодня мы вновь будем говорить о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана, о частях из которых она состоит.

2.        Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед предлагает детям выполнить упражнения артикуляционной гимнастики: Лопаточка, Горка, Чашечка, Иголочка, Грибок, Лошадка, Чистим зубки.

3.        Игра «Повтори, пропустив лишнее слово» (Развитие речевого слуха, логического мышления, памяти).

Логопед: Следующая игра – на внимание. Она называется «Повтори, пропустив лишнее слово». Какие правила у этой игры?

Дети: Вы называете слова, а мы повторяем, пропустив лишнее слово.

Материал для игры: чашка, чайник, тарелка; тарелка, сковорода, кастрюля; помидор, яблоко, огурец; хлеб, молоко, батон; котлета, молоко, творог.

4.        Упражнение «Составь предложение» (Согласование существительных с прилагательными и числительными. Развитие математических навыков).

Логопед: Возьмите в руки картинки. Посмотрите внимательно, что на них нарисовано, определите цвет, посчитайте предметы.

Дети выполняют задание.

Логопед: Теперь я предлагаю вам составить предложения по своим картинкам. Послушайте, как я составлю предложение по своей картинке: У меня пять синих тарелок.

Дети выполняют задание.

5.        Игра «Раздели на слоги» (Совершенствование навыков слогового анализа слов).

Логопед: Вспомните, как мы делим слова на слоги?

Дети: Хлопками.

Логопед: Предлагаю вам разделить слова на слоги и определить, сколько слогов в каждом слове: чайник, чашка, ложка, вилка, супница, сковорода, нож.

Дети выполняют задание.

Логопед: А теперь, угадайте, какие слова я прохлопала. Будьте внимательны! (логопед хлопает два, три, четыре раза, один раз).

Дети угадывают слова.

6.        Физкультурная минутка «Посуда» (Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения).

Дети встают со стульев и выполняют уже знакомое им упражнение.

7.        Игра «Какая, какое, какой, какие?» (Образование относительных прилагательных).

Логопед: Садится тот, кто правильно назовёт посуду. Чашка из фарфора, блюдца из фарфора, ложка из серебра, кувшин из глины и т.д.

8.        Упражнение «Большие и маленькие» (Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед: Я называют большую посуду, а вы – такую же кукольную. Например, синяя чашка – синенькая чашечка.

Дети выполняют задание.

Материал для упражнения: красный чайник, красное блюдце, красная чашка, жёлтый чайник, жёлтая чашка, жёлтое блюдце, зелёная чашка, зелёное блюдце, зелёный чайник и т.д.

9.        Составление коротких описательных рассказов о посуде по плану.

Логопед: А теперь я предлагаю вам взять в руки игрушечную посуду и описать её. Что значит описать?

Дети: Значит рассказать, какая она, из каких частей состоит и для чего нужна.

Логопед: Правильно. В составлении рассказа вам схема (выставляет на наборное полотно схему). Что вы скажете сначала?

Дети: Назовём посуду.

Логопед: Что потом?

Дети: Потом расскажем, какого она цвета.

Логопед: Потом?

Дети: Из какого материала она сделана.

Логопед: Затем?

Дети: Из каких частей она состоит.

Логопед: И в конце, что скажете?

Дети: Скажем, для чего она нужна, что с ней можно делать.

Логопед: Молодцы. Вы готовы описывать посуду.

Составляют рассказы 2 – 3 ребёнка. Остальные – на индивидуальном занятии с логопедом.

10.        Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Развитие мелкой моторики рук, координации речи с движением).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику стоя.

11.        Работа в тетради (Развитие мелкой моторики рук, профилактика дисграфии).

Дети выполняют задание в тетради под руководством и с помощью логопеда.

Сначала дети отгадывают загадку.

Потом логопед предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней отгадку.

После детям предлагается раскрасить чайник любым цветом.

12.        Итог занятия (Оценка работы детей).

Логопед предлагает детям поставить работы на стенд, выбрать самые аккуратные, отметить их звёздочкой. Логопед предлагает вспомнить, в какие игры играли, какие упражнения выполняли, что понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРпо теме: "Осень"Учитель-логопед:    Зимина Инна Александровна...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».

Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Путешествие на голубом вагоне»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи. Закрепления знаний о транспорте....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Продукты питания". Совершенствование навыков словообразования, формирование умения образовывать от...