Консультация для родителей и педагогов "Развитие фонематического слуха"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Селезнева Ирина Алексеевна

В консультации представленны игры на развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №57»  комбинированного вида

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14;    тел: 33 33 03

http://www.dou57.ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

                       

Консультация

«Фонематический слух - основа развития речи».

Подготовила

 учитель-логопед

высшей категории

МБДОУ д/c №57

Селезнева И.А.

Дзержинск 2017г.

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух у  ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу третьего месяца младенец поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки и слоги, перенимает тон, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой (мышка - мишка). Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи.

К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. А развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Что же делать, если фонематический слух плохо развит?

Ваш ребенок уподобляет один звук другому на основе общности большинства признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Ребенок путает звуки, ему сложно соединять звуки в слоги, а в дальнейшем и  слоги  в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое  чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма).

 Фонематический слух нужно развивать?  Выделяется  несколько этапов развития фонематического слуха.

1) Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Можно играть в игры:

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие баночки». Вместе с малышом насыпьте в баночки  крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку баночки , что у нее внутри.

Игра «Похлопай, как я». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если ваш ребенок старше, и у него обнаружено снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2) Второй  этап – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай, чей голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Можно послушать на кассете пение птиц, шум дождя и т.д.
Игра «Громко- тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко- близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход
(у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносить  низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).


Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Воспользуемся природной одаренностью к  рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись, хлопай верно».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятый этап – различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый знает, что есть  согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый дает картинки ребенку.  Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и».  Далее ВЫ  произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Скажи, кто (что) это?»
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, насос качает – сссс, жук жужжит – жжжж, шарик  лопнул- шшш,  тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Хлопай, когда услышишь звук «А»». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

6) Шестой этап – освоение навыков анализа и синтеза.

Игра « Назови, первый звук в слове». Например: Уши, Аист, Ива, Оля.


Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай слово».

 Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «р» ( .ука, го.а, забо.).

Игра с мячом.

 Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение  последовательности  звуков в слове, их количества.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вашему ребенку самостоятельно и продуктивно овладеть родным языком. Развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути  преодоления речевого нарушения.

Литература:

1. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематиче...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"

В консультации приводятся  игры способствующие развитию фонематического слуха....

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы....