Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"
методическая разработка по теме

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затруднят развитие речи не только устной, но и письменной. Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затруднят развитие речи не только устной, но и письменной.

Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра №1 «Кто больше»

Рассматривая с ребёнком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово даётся поощрительное очко. Помогите ребёнку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игра№2 «Придумай больше»

Водящий, называет какой-нибудь звук, просит играющих назвать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

Игра №3 «Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребёнку внимательно вслушаться и определить, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребёнок поднимает красный кружок, если нет – белый.

Не забудьте поменяться во втором туре!

Игра №4 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, заяц, роза, незабудка общий звук «З». Произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра №5 «Звенит - жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». Затем просит произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

Игра №6 «Цепочки слов»

Это игра всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: АИСТ – ТАРЕЛКА – АРБУЗ…

Игра №7 «Отстукивание слогов» (телеграф)

Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА – РА – БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчётливо называет слово. Играющий в ладоши отхлопывает это слово. Если ребёнок затрудняется, нужно «отстучать» это слово вместе с ним.

Игра №8 «Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два»

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «Весна», «Сосна». Слышите, получаются слова «Навес», «Насос». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

- Зверёк, зверёк, куда спешишь,

Как звать тебя, малышка?

- Бегу в КА–МЫШ, КА–МЫШ, КА-МЫШ,

Я – МЫ-ШКА, МЫ-ШКА, МЫ-ШКА!

Отец работать научил

Смышлёного Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет.

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки,

Чуть КИВ-НУ, КИВ-НУ, КИВ-НУ

Мчаться ВНУ-КИ, ВНУ-КИ,ВНУ-КИ.

Говорит Ивану Ганка:

- Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА, БАН-КА!

- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –

Удивляется Иван.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух"

Мир, который окружает нас, полон звуков: речевых, шумовых, музыкальных. Многие дети не различают именно речевые. ...

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников....