Сценарий открытого логопедического занятия «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Данное занятие способствует расширению лексического запаса, развитию грамматического строя речи, развитию высших психических процессов и коммуникативных навыков дошкольников. Систематизирует словарный запас по теме «Деревья. Листья деревьев». Наряду со стандартными картинками, использование презентации PowerPoint значительно повышает интерес  детей к происходящему, что увеличивает КПД этого занятия. Также данное занятие позволяет ознакомить родителей с приемами работы с детьми, с тем, как в игровой форме можно развивать речь дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zdravstvuy_les.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Методическая разработка. Сценарий открытого логопедического занятия для родителей с использованием ИКТ «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!».

Предмет: Логопедия. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, физического развития и образовательной деятельности по коррекции нарушений речевого развития детей.

Актуальность: Предлагаемая методическая разработка является инструментом, позволяющим реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где задачами является: -обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) -обеспечение психолого–педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования .

Участники: Воспитанники подготовительной группы с диагнозом общее недоразвитие речи.

Цель: Расширять лексический запас, развивать грамматический строй речи, развивать высшие психические процессы и коммуникативные навыки, средствами ИКТ способствовать успешному преодолению имеющихся  речевых нарушений у дошкольников. Ознакомить родителей с приемами работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать словарный запас по теме «Деревья. Листья деревьев».

2. Развивать грамматический строй речи:

- учить согласовывать существительные с числительными,

- учить употреблять родительный падеж существительных,

- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

- учить образовывать относительные прилагательные.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

4. Развивать общую и мелкую моторику.

5. Развивать коммуникативные навыки: учить вести диалог, отвечать на вопросы.

6. Способствовать развитию умения работать в коллективе, получать положительные эмоции от работы в коллективе.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

8. Формирование универсальных учебных действий: развитие желания бережно относиться к живой природе, развитие умения работать по инструкции, развитие умения исключать лишнее, развитие умения отвечать на вопросы.

Образовательные технологии: игровая, информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, рефлексия.

Планируемые результаты: Личностные УУД - Развитие желания бережно относиться к живой природе; Регулятивные УУД - Развитие умения работать по инструкции взрослого;  Познавательные УУД - Развитие умения исключать лишнее; Коммуникативные УУД -  Развитие умения отвечать на вопросы.

Предварительная работа:  Индивидуальные логопедические занятия. Совместная продуктивная деятельность родителей и воспитателей  с детьми. Подготовка презентации к занятию в программе PowerPoint, подбор раздаточного материала.

Оборудование: Ноутбук, ЭОР:  презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, мяч, тренажеры для дыхания «Листочки на нитке», картинки с изображениями деревьев.

Аннотация: Занятие является логическим звеном цепочки индивидуально-подгрупповых логопедических,  домашних занятий с родителями по заданию учителя-логопеда, и продуктивной деятельности детей. Наряду со стандартными картинками, использование презентации PowerPoint значительно повышает интерес  детей к происходящему, что увеличивает КПД в обучении. Занятие знакомит родителей с тем, как в игровой форме можно развивать речь дошкольников.

Методическая разработка.

Сценарий открытого логопедического занятия для родителей с использованием ИКТ

«Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!».

Этапы занятия, деятельность учителя-логопеда

№ слайдов,

деятельность детей

1. Организационный момент.

(создание игровой мотивации на предстоящую деятельность)

 

- Ребята, отгадайте загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

2. Образовательная деятельность по коррекции нарушений речевого развития детей

1)   Игра «Отгадай загадку»

(развитие мышления, слуховой памяти, общей моторики)

- Ребята, давайте поиграем в игру. Посмотрите, в кабинете в разных местах стоят картинки с разными деревьями. Я буду загадывать вам загадки, и тот, кто отгадал какое это дерево, подходит к картинке, на котором это дерево изображено. Идти нужно на носочках, руки поставив на пояс.

Белый низ, зеленый верх — в летней роще краше всех!

На стволах полоски. Хороши... (березки)

 

В мае грелась, зеленела, гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябинка)

 

Он в лесу, как витязь, встанет, желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб с ним знакомы. Это... (дуб)

 

Ветви в воду опустила и о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво над рекой склонилась... (ива)

 

Над ее густой листвой в зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа вкусным медом лечит... (липа)

На ветвях в весенний вечер белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан. Как зовут его? (Каштан)

 

Клейкие раскрылись почки — нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это... (тополь)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Понравились ли вам отгадывать загадки?

 2)  Упражнение «Какой листочек?»

(образование относительных прилагательных)

- Посмотрите, на экран, и назовите, как называется дерево и его листик.

3)  Игра с мячом «Назови ласково»

(образование уменьшительно- ласкательных форм существительных, развитие моторики)

- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть дерево, и бросать вам мяч. Тот, кто поймал мяч, бросает его мне обратно и называет это дерево ласково.

4)  Упражнение «Сосчитай деревья?»

(согласование числительных с существительными)

- Посмотрите, на экран, и сосчитайте деревья.

5) Дыхательная гимнастика

(развитие речевого дыхания с использованием тренажеров)

- Ребята, возьмите в руки листочки и подуйте на них. Дуть нужно, не поднимая плеч, вдох носом, а выдох ртом.

6) Упражнение  «Строение дерева»  

(обогащение словаря названиями частей дерева, употребление родительного падежа существительных)

- Ребята, послушайте и посмотрите, из каких частей состоит дерево. Назовите, какие части есть у дерева. Скажите, чего у дерева много?

7)  Игра «Без чего?»

(образование существительных в родительном падеже)

- Жил- был один забывчивый художник. Стал он рисовать дерево. То одну часть забудет нарисовать, то другую. Посмотрите, без чего нарисовано дерево?

8)  Игра «4 лишний»

(дифференциация существительных и существительных в уменьшительно- ласкательных формах)

- Посмотрите, на экран и скажите что лишнее и почему?

- Возле каждой картинки есть кружочек, если вы выберете неправильный ответ, нажав на кружок, то ничего не произойдет, а если выберете правильный ответ, нажав на соответствующий кружок, то что-то произойдет, и вы поймете, что ответили правильно.

9)  Пальчиковая гимнастика 

- разучивание пальчиковой гимнастики с использованием мнемотаблицы

(развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления)

- Ребята, мы сегодня разучим новую игру для пальчиков, в этом нам помогут картинки - подсказки. Посмотрите на экран. На первой картинке нарисованы пальчики, они подсказывают, что нужно сказать такие слова:

Один, два, три, четыре, пять!

(Выпрямляем пальцы по одному)

На второй картинке нарисован мальчик, который собирает листья, нужно сказать такие слова:

 Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

На третьей картинке нарисованы листья, нужно сказать такие слова:

Березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, липовый.

(Загибаем пальцы по одному)

На последней картинке нарисовано, как девочка отдает листья маме, нужно сказать такие слова:

Мы листья соберем и маме отнесем!

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

10) Упражнение   «Лес, парк, сад» 

(воспитание бережного отношения к природе)

- Посмотрите, на экран, что изображено на первой картинке?

- Зачем людям нужен лес?

- Что на второй картинке? Зачем людям нужен парк?

- Что на третьей картинке? Зачем людям нужен сад?

- Что растет в парке, саду, лесу?

- Какую пользу приносят деревья людям?

- Нужно ли заботиться о деревьях?

- Как люди могут заботиться о деревьях, лесах, парках, садах?

3. Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам сегодня со мной играть?

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что понравилось, что не понравилось?

- Вы сегодня молодцы! Мне очень понравилось с вами играть!

- До новых встреч!

Слайд № 2

(картинка дерево)

Дети отгадывают загадку

Отвечают

 

Дети отгадывают загадки, подходят к нужной картинке

Отвечают

Слайды № 3-13

(картинки с деревьями и их листьями)

Дети отвечают

Дети играют

Слайды № 14, 15, 16

(картинки с несколькими деревьями)

Дети считают

Дети выполняют дыхательную гимнастику

Слайд № 17

(картинка со строением дерева)

Отвечают

Слайды № 18-22

(картинки с недостающими частями деревьев)

Отвечают

Слайды № 23, 24

(гиперссылки на 27 слайд – Молодцы!)

(картинки с деревьями разных размеров)

Играют

Слайд № 25

(зашифрованная в картинках игра)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Слайд № 26

(картинки леса, парка, сада)

Дети отвечают

Слайд № 27

(картинка улыбающегося смайлика)

Дети отвечают, прощаются

По окончании занятия проводится беседа с родителями о том, какие цели и задачи были поставлены для каждой игры и каждого упражнения. Учитель-логопед отвечает на возникшие у родителей вопросы, дает методические рекомендации по проведению аналогичных игр в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный час "Здравствуй, лес, полный сказок и чудес"

Материал коррекционного часа направлен на расширение и активизацию словарного запаса по лексической теме "Деревья, лес", а также на развитие речевого дыхания, мимики, диалоговой функции речи....

"Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!"

Совместная организованная деятельность учителя-логопеда, инструктора ЛФК, воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель:формирование лексико-граммат...

Образовательная деятельность по логоритмике "Здравствуй, лес, полный сказок и чудес"

Занятие по логоритмике для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи....

«Здравствуй, здравствуй чудо-лес, полный сказок и чудес»

Конспект игры – путешествия для детей средней группы компенсирующей направленности «Здравствуй, здравствуй чудо-лес, полный сказок и чудес» образовательная область «Речевое раз...

Развлечение "Здравствуй, леа, полный сказок и чудес"

Развлечение для детей в летний-оздоровительный период...

Конспект совместной деятельности с детьми (экологический досуг) «Здравствуй, зимний лес, полный сказок и чудес!»

Задачи:Закреплять и обобщать знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, представление об особенностях приспособления птиц и животных к окружающей среде в холодное время года;Закре...