Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Протасова Евгения Руслановна

Индивидуальное логопедическое занятие

с ребенком старшего дошкольного возраста  с диагнозом «Моторная алалия»

Цель: Обучение пересказу с опорой на жесты и предметные картинки

Задачи:

Образовательные:

-Обучать пересказу с опорой на жесты и предметные картинки;

- Работа над пониманием речи;

- закрепить умение ребенка правильно произносить звук [с] в слогах, словах, предложениях;

- расширить активный и пассивный словарный запас;

- закрепить умение отгадывать загадки;

- продолжать развивать ориентацию в сторонах собственного тела и на листе бумаги;

Коррекционные:

-упражнять в произнесении различных звуков в определенной последовательности;

- развивать речевое дыхание;

- продолжать развивать внимание, логическое мышление, память, речь;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- Совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно – падежных конструкций)

- продолжать формировать основы взаиморасположения деталей изображения;

- Пропедевтика оптической дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protasova_zanyatie_vesna.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД  КРАСНОДАР

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 179 «ДЮЙМОВОЧКА»

Индивидуальное логопедическое занятие

с ребенком старшего дошкольного возраста  с диагнозом «моторная алалия»

     конспект составила

                                                                      учитель –логопед МБДОУ № 179

                                                                   Протасова Евгения Руслановна                                              

2017

1

Цель: Обучение пересказу с опорой на жесты и предметные картинки

Задачи:

Образовательные:

-Обучать пересказу с опорой на жесты и предметные картинки;

- Работа над пониманием речи;

- закрепить умение ребенка правильно произносить звук [с] в слогах, словах, предложениях;

- расширить активный и пассивный словарный запас;

- закрепить умение отгадывать загадки;

- продолжать развивать ориентацию в сторонах собственного тела и на листе бумаги;

Коррекционные:

-упражнять в произнесении различных звуков в определенной последовательности;

- развивать речевое дыхание;

- продолжать развивать внимание, логическое мышление, память, речь;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- Совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно – падежных конструкций)

- продолжать формировать основы взаиморасположения деталей изображения;

- Пропедевтика оптической дисграфии.

Воспитательные:

- воспитывать плавность, красоту речи;

- развивать чувство рифмы;

- формировать интерес к коррекционным занятиям;

- воспитывать желание помогать другим.

Оборудование:

 Застежки «Ромашка» с картинками на звук [с]; предметные картинки; паззлы; большой лист бумаги; фломастер.

Ход занятия

Учитель- логопед: Посмотри в окно. Какое время года наконец наступило? (Весна) Давай ей порадуемся!

Звуковая гимнастика «Весна»

Солнце светит ярко                        (Поем восходящий звукоряд на слог                                                       «ля», показывая

                                        движение вверх рукой)

И сосулькам жарко                (Произносим слог «кап», ударяя указательным пальцем по ладони другой руки)

Ручейки бегут,        (Произносим языком «Бл-л-л…», быстро двигая языком вправо-влево)

Песенки поют.        (Показываем рукой «волну» и пропеваем волнообразно звук [у] в соответствии с движением руки)

Появляются жуки,        (Продолжительно тянем звук [ж], положив ладонь на грудь)

Мухи,        (Произносим звук [н], положив ладонь на темя)

Пчелы,        (Произносим звук [в], приложив ладони к щекам)

Комары.        (Произносим звук [з], положив ладонь на горло)

Даже дедушка медведь

Начал громко песни петь        (Пропеваем слог «да» вверх и вниз по 5 тонов)

Учитель – логопед: Что происходит в природе весной? (Расцветают цветы) Какие цветы расцветают самые первые? (подснежники) Давай поможем им раскрыться!

Автоматизация звука [с] в прямых и обратных слогах:

(Ладошки плотно сжаты, открывается только одна пара пальцев

Са, со, су, сы, сэ.  Ас, ос, ус ис, эс.)

Учитель – логопед: Отгадай загадку: «Как сделать триста зонтиков?» - спросил у мамы мальчик. А мамочка ответила: «Подуй на …» (одуванчик) .Давай и мы подуем. Только дуть надо долго, вытягивая губки.

Дыхательная гимнастика «Одуванчик». Дуем на макет одуванчика.

Учитель – логопед: А какие еще расцветают цветочки? (ромашки) Давай и им поможем расцвести. Только для этого ты должен четко правильно назвать картинки на их лепестках!

Автоматизация звука [с ] в словах

(Ребенок отстегивает лепестки ромашки и называет картинки, которые в них спрятаны)

Учитель – логопед:  Давай поможем расцвести и остальным ромашкам. Для этого надо четко проговорить по слогам весенние слова: Что тает весной? (снег) (Проговариваем слово, каждый слог – дотрагиваемся рукой до ромашки, потом предложение: «Тает снег». Так же с остальными словами.)

-Как называются участки земли (проталины); Тает снег и что течет? (ручейки); Отгадай загадку: «Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной»(сосулька); Что такое капель? (Это когда тают сосульки и капает вода)

Работа над слоговой структурой слова.

Учитель – логопед: Посмотри, теперь у нас настоящий весенний луг. Кто прилетит на цветочки? Как ты думаешь? Загадка: «Шевельнулись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел» (бабочка). Вот какая бабочка. Какая она? (ребенок подбирает прилагательные: красивая, легкая, воздушная, пестрая, яркая, разноцветная)  Посмотри: бабочка порхает с одуванчика на ромашку. А теперь?

Употребление предложно – падежных конструкций

Учитель – логопед: Ты знаешь, я сегодня шла на работу и хотела сфотографировать весну. Но фотоаппарат, видимо сломался. Некоторые фотографии получаются неправильно. Помоги мне, пожалуйста, разобраться. Про какую я фотографию говорю: «Птенцы кормят птицу»? (ребенок показывает). А теперь: «Птица кормит птенцов»? Какая правильная? (правильную проговаривает)

Работа над пониманием речи.

Учитель – логопед: Снег растаял. Можно кататься на санках? (нет) А на чем можно? (на велосипеде) Так поехали!

«Веселые рифмы»:

Педагог с ребенком сидят лицом друг к другу, на каждый слог хлопая поочередно по коленкам. По команде «хватаются» за названную часть тела: (ребенок проговаривает хором с логопедом стишок, а часть тела называет сам)

Мы едем, едем, едем                Мы едем, едем, едем

На большом велосипеде.         На большом велосипеде.

Вдруг навстречу кот-                Вдруг навстречу хрюшки-

Береги РОТ                        Береги УШКИ

Мы едем, едем, едем                Мы едем, едем, едем

На большом велосипеде.        На большом велосипеде.

Вдруг навстречу пес-                Вдруг навстречу телятки-

Береги НОС                        Береги ПЯТКИ

Мы едем, едем, едем         Мы едем, едем, едем

На большом велосипеде.        На большом велосипеде.

Вдруг навстречу олени-        Вдруг навстречу кошки-

Береги КОЛЕНИ                Береги ЛАДОШКИ

Учитель – логопед: Послушай, что произошло сегодня утром:

Пересказ с опорой на жесты «Утренние лучи»(По К.Д. Ушинскому)

Учитель – логопед  читает рассказ, изображая руками героев и их действия. Ребенок повторяет фразу и жесты.

Проснулось солнышко.                Перекрещенные ладони повернуты от себя, палцы в кулаках. Пальцы медленно раскрываются.

Поднялось высоко в небо.        Руки – солнце поднимаются вверх

Стало своими лучами будить

Землю                Руки наклоняем вниз, шевелим пальцами.

Первый лучик разбудил птичку        Дотрагиваемся пальцем – лучиком до картинки птички

Поднялась птичка высоко-высоко        Руки «птичкой»

И запела свою песенку                Машем «крыльями»

Второй луч разбудил зайчика.        

Запрыгал зайчик по лугу        «Прыгаем» пальцами

Третий луч разбудил рыбку        

Стала рыбка плескаться в воде        Пальцы вместе, ладонь стоит ребром, двигается волнообразно

Четвертый луч попал в улей

Пчелка полетела собирать мед

Радостно всем на земле        «Салют»

Весело        «Рисуем» пальцами на лице улыбку

Затем ребенок пересказывает текст, учитель – логопед  помогает жестами.

Учитель – логопед: Ты молодец! Замечательно рассказал! Всем сразу стало весело! Ой нет, не всем. Кто- то жалобно плачет! Это слова. Они дружили  с картинками, а потом поссорились. Давай скорее их помирим!

Упражнение в глобальном чтении «Паззлы»:

(Ребенок собирает паззлы, на одной стороне которых картинки героев рассказа «Утренние лучи», а на другой – соответствующее слово и громко читает слова)        

Учитель – логопед:

А пятый лучик попал на постельку к маленькому лентяю, а тот повернулся на другой бок и опять заснул. Давай поможем солнышку его разбудить. Для этого надо нарисовать его портрет.(Ребенок рисует карандашом на большом листе бумаги по контуру, заранее намеченному логопедом широкими движениями руки от плеча. Движения должны быть быстрыми, совпадать по времени со словами)

Это ушки. Вот. Вот.

Это глазки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Это шейка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой. Устали. Вытрем лоб.

Ну вот. Все проснулись, все поют и веселятся, все говорят тебе «Спасибо». Давай себя похвалим. Юра МО-ЛО-ДЕЦ!(Хлопает в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

Индивидуальное логопедическое занятие С ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия» «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ»

Индивидуальное логопедическое занятиеС ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ» ЦЕЛЬ: Развивать понимание речиЗАДАЧ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Автоматизация звука Л.

В основу логопедического занятия положен комплексно-игровой метод в сочетании с наглядными игровыми приемами. На каждом этапе решаются задачи по расширению словаря и формированию грамматического строя...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФН по теме "Дифференциация звуков с–сь"

Учить  ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать....

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Продукты»

Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ.Отражен метод "глобального чтения"....