Роль дидактических игр в развитиии интелекта дошкольников
статья по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Хайруллина Алсу Василовна

На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в воспитании дошкольников, так как  доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство как средство в процессе обучения и воспитания  неоспоримы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didak_igr_v_razvitii_intellekta_doshk.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Роль дидактических игр в развитии интеллекта дошкольников.
  2.      На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в воспитании дошкольников, так как доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство в процессе обучения и воспитания неоспоримы. 

      Разнообразные, систематически проводимые с детьми дидактические игры являются эффективным методом развития у детей дошкольного возраста мышления, развивают у детей познавательные интересы, а также интерес к умственному труду. А в дальнейшем такие навыки очень пригодятся малышам при переходе в школу.

                                   

В своей практике я использую следующий дидактический материал по сенсорному развитию:

  1. Развитие ориентировки в цвете

  • Игра «Посади бабочку»

Цель:  развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – зелёного и жёлтого, бабочки только одного цвета (зелёного или жёлтого) и одинакового размера.

Ход игры: кладу перед ребенком «полянки» и говорю: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Затем беру  зелёную бабочку, прикладываю ее к жёлтому кругу и объясняю: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к зелёному кругу).  Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, следует обобщить: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».

  • Игра «Закрой окошко»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета  с вырезанными окошками, в середине которых изображены белки (мышки и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: кладу перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к белкам, и предлагаю спрятать от лисы: «Спрячь белок, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет,  необходимо обратить его внимание, что окошко не такого цвета как домик. В конце игры поясняем: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика».

  • Игра «Перевези кубики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: логопед ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры  следует обобщить: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики».

  • Игра «Дорожки для неваляшек»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: мозаика двух цветов (синего и зелёного), две неваляшки (синего и зелёного).

Ход игры:  прошу ребенка выложить дорожку для синей неваляшки, а затем – для зелёной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: синяя  неваляшка идет по синей дорожке, зелёная – по зелёной дорожке.

  • Игра «Подбери ленточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Ход игры: логопед надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае логопед прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».

  • Игра «Дорисуй ниточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, карандаши соответствующего цвета.

Ход игры:  показываю круги и объясняю: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету карандаш. Смотри внимательно, возьми такой же карандаш, как этот шарик»  и т.д.

2.Развитие ориентировки в форме

  • Игра «Спрячь игрушку»

Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой».  Шарик и кубик находятся на подносе.

Ход игры: логопед ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях логопед показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой».

  • Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры:  ставлю перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагаю ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Обязательно  обращаю внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

  • Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе.

Ход игры: логопед ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале я совместно с ребенком опускаю разные по величине шарики в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирую действия. В дальнейшем предлагаю ребенку самостоятельно опускать шарики. По итогам игры делаем вывод: «В большую дырочку опускали большие шарики, в маленькую – маленькие».

  • Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры:  показываю ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее , посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях  помогаю ребенку открыть матрешку и говорю: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, сама медленно складываю матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры следует  обобщить способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

Дидактический материал по формированию соотносящих действий:

  • Игра «Пирамидка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: логопед ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого логопед берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры логопед обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

  • Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: логопед ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Логопед обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

Дидактический материал по обучению игре:

  • Игра «Покатай ежат»

Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия.

Оборудование: игрушка – карусель, ежата (мелкие предметы).

Ход игры:  показываю игрушки, сопровождая речью: «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Предлагаю покатать ежат, расставив их по местам на карусели. При этом проговариваю потешки:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.

  • Игра «Поймай воздушный шарик»

Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками.

Оборудование: воздушные шарики, ленточки.

Ход игры: достаю воздушный шарик. расставляю детей напротив друг друга, демонстрирую, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом произношу:

Ловим мы воздушный шарик,

Он упругий и цветной.

Мы за ленточку потянем

И подбросим высоко!

                          Дидактический материал по развитию речи

  • Игра «Дружная семейка»

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: набор матрешек (папа, мама, сын, дочка).

Ход занятия: логопед показывает первую матрешку – папу и называет ее: «Это – папа. А где же мама? Позовем маму. Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрешку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!» Показывает новую матрешку-сыночка. «А еще кто есть? Дочка. Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребенок расставляет каждую матрешку на отдельный стульчик вокруг стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет угощение и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!» В конце игры следует обобщить: «Вот какая дружная семья!»

  • Игра «Кто в домике живет?»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: котёнок, корова, собачка.

Ход занятия: логопед показывает домики, рассказывает, что в каждом домике живет зверушка: в этом домике живет котёнок, он мяукает – мяу-мяу; в этом домике живет корова, она мычит –му-му; в этом домике живет собачка, она лает – гав-гав!

 Затем  предлагаю ребенку постучать в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?» Затем отвечаю: «Там котёнок живет, он мяукает», предлагаю ребенку повторить – мяу-мяу и т.д.

  • «Лото»

Цель: расширить пассивный и активный словарь ребенка.

Оборудование: парные картинки.

Ход: занятия: логопед раздает картинки себе и ребенку. Показывает одну из пары картинок, просит ребенка показать такую же, повторить ее название.

Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

  • Ладушки

Цель.  Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. (Проводится индивидуально или с небольшой группой детей.)

Логопед сажает ребенка перед собой, берет его руки в свои и, ритмично  похлопывая его ладошками, говорит

потешку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», — повторяя 2—3 раза.

  • Возьми шарик

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры.  Надуваю шар, завязываю его и отдаю ребенку: «На, возьми».  Когда ребенок немного подержит шар,  прошу: «Дай мне».  Показываю, как  шар  летает, и снова отдаю его  ребенку.  При  этом  радуюсь :  «Какой красивый!», «Как летает!», — вместе  хлопаем в ладоши.

  • Возьми, положи, брось

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось»; учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры.  Дети сидят на стульях. Логопед кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи».  Двое детей берут мя-

чи,  третий,  опоздавший, остается без мяча.  Затем педагог одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на

стол,  другому с  той же  инструкцией указывает на корзину,  помогая  малышам выполнить задание.  Дети садятся на  стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», — стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось  мяч», — одному ребенку указывая на корзинку, а другому, вкладывая мяч в руки.

Дидактический материал по формированию представлений о себе и других

  • Расскажи о себе

Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешно-

сти, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.

Оборудование. Зеркало в полный рост ребенка, фотографии, кукла.

Ход  занятия. Логопед предлагает ребенку посмотреть в зеркало и ответить на вопрос: «Кто это в зеркале?» Затем ребенку показываю общегрупповую фотографию и задаю вопрос: «Покажи, где ты на этой фотографии». После чего перед ребенком раскладываю  отдельные фотографии сверстников и предлагаю отыскать среди них самого себя: «Найди себя на этих фотографиях. А как ты узнал себя?» Затем ребенку снова предлагаю посмотреть в зеркало и рассказать о себе: «Посмотри в зеркало и расскажи, какой (ая) ты? (Цвет волос, глаз...). Назови части тела. Что у тебя есть? Покажи, где у тебя руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея). Назови части лица. Что у тебя есть на лице? Покажи, где у тебя глаза (нос, рот). Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?  Для чего нужны руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея)? Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?»

  • Хоровод

Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход  игры. В начале занятия сообщаю детям, что сегодня они будут водить хоровод. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова вместе со мной: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли: «Выйди, Мадиночка, в кружок. Возьми, Мадиночка, флажок!». После это все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя названо, выходит в круг, выбирает цветной флажок, машет им. Затем хоровод продолжается до тех пор, пока в кружке не побывает каждый ребенок.

  • Найди картинки

Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде человека; учить выделять его из совокупности живых существ; уточнить понимания слов «люди», «человек», «дети».

Оборудование. Сюжетные картинки: «Дети играют во дворе», «Девочка расчёсывает волосы», «Мальчик выполняет уроки», «Курочка с цыплятами», «Собака спит в будке»

Ход игры.  В начале занятия необходимо расставить сюжетные картинки и предложить детям их рассмотреть. Затем  отвечаем  на вопросы: «Найди картинки с изображением животных. Расскажи, как ты догадался, что это животные?».

  • Что чувствует девочка?

Цель. Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей.

Оборудование. Сюжетные картинки:  проявление радости, сожаления,  выражение грусти, гнева и т.д.

Ход игры. Логопед проводит беседу, задает детям следующие вопросы: «Когда вам бывает радостно? А когда вам радостно, что вы делаете? Когда вам бывает грустно? А что вы делаете, когда вам грустно?».

После беседы педагог расставляет  сюжетные картинки, предлагая рассмотреть их и ответить на вопросы. Последовательность предлагаемых к каждой картинке вопросов строится с учетом степени сложности — от общих вопросов к уточняющим.

     Таким образом, использование игрового материала в процессе воспитания и обучения  ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников"

Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь вни...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

«Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Консультация для родителей. Игра – естественный способ развития ребёнка. Только в игре он радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает и закре...

Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии младшего дошкольника"

Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...

«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»...