Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (старшая группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Пархоменко Наталья Сергеевна

Звук С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s_-_kopiya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (старшая группа компенсирующей направленности)

Звук С

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком С;

— научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;

— познакомить с понятием «предложение».

Коррекционно-развивающие:

— упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

— упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук С; фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят в группу становятся полукругом.

Л: Ребята, я очень рада видеть вас в таком радостном, замечательном настроении.

Л: Посмотрите, у нас сегодня еще одна гостья, к нам пришла девочка (кукла), только она почему-то очень грустит.

Давайте с ней познакомимся и узнаем причину ее грусти.

- Здравствуй девочка, как тебя зовут?

(Фоня)

Л: - Кто-нибудь понял какое ее имя?

Д: нет

Л: Не волнуйся, попробуй произнести свое имя еще раз. Только четко и громко.

Девочка-кукла: я не умею правильно произносить все звуки, поэтому пришла к вам, чтобы вы научили меня красиво говорить.

Л: Так вот в чем оказывается дело, поможем нашей гостье, научим ее правильно произносить все звуки, а за одно с ней вместе поиграем.

Д: поможем

Л: давайте для начала станем в круг и покажем нашей девочки. Какие мы дружные.

Развитие общей моторики.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

 

Развитие мелкой моторики.

Л: Приготовили свои пальчики, повторяем все вместе за мной.

Л: Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Л: А теперь положили ладошки на щечки, смотрит на меня м повторяем.

Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

 Развитие мимических мышц.

Давайте покажем выражение лица девочки, когда она к нам пришла. (грусть)

Покажите ее выражение лица, когда она очень испугалась, не сумев произнести свое имя (испуг). А теперь покажите какое выражение лица у нее стало, когда она посмотрела нашу гимнастику для пальчиков. (радость)

Л: Вот и повеселела наша девочка. И мы смело можем приступать к первому заданию, покажем упражнения для губ, щек и язычка, которые мы знаем. А она будет выполнять их вместе с нами.

 Развитие артикуляционной моторики.

— Спокойное открывание-закрывание рта.

— Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно.

— Движение «хоботком» вправо-влево.

— «Улыбочка-трубочка»

Л: Ребята, вы заметили, как чудесно выполняла все упражнения наша гостья. Мне захотелось подарить ей один из наших волшебных цветков.

  Работа над развитием дыхания и голоса.

Л: Теперь у всех вас есть такие красивые и необычные цветочки. Давайте, возьмем их в руки, и сильно на них подуем. Воздух набираем через нос, ртом делаем выдох. Положили цветочки, подняли руки вверх, вдох через нос, а на выдохе опускаем руки и при этом, произносим звук А.

 Объявление темы занятия.

Л: Ой, ребята, посмотрите, а что случилось с моим воздушным шариком?

Д: Он начал спускать, сдуваться.

Л: давайте покажем, как спускает шарик. Сделайте с помощью рук шарик и спускайте его вместе со мной.

Л: Какой звук слышится при этом?

Д: (С-с-с.)  

Л: Верно, с этим звуком мы сегодня познакомимся.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Л: Произнесение звука хором, а затем Дина и Женя произнесут звук отдельно, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

Л: В каком положении губы?

Д: (Они растянуты в улыбке.)

Л: А что вы можете сказать о зубах?

Д: (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.)

Л: Где находится кончик языка?

Д: (Кончик языка упирается в нижние зубы.)

Л: А теперь скажите, какой звук С?

Д: (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.)

Л: Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует?

Д: (Нет.)

Л: Значит, звук С какой?

Д: (Глухой.)

Девочка-кукла: ура. Я кажется поняла. Меня зовут Соня!Соня. Точно Соня!

Л: Ребята, какой звук есть в имени девочки Сони?

Д: Звук С

Л: Правильно, посмотрите. Соня, так обрадовалась, что научилась красиво произносить свое имя и предлагает вам всем вместе поиграть.

 Д/И «Хлопни в ладошки, если услышишь звук - С – »:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...рать..

Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук - С –

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...рать.

Игра «Повторяй-ка»

Дети повторяют слоговые ряды, вслед за логопедом: са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.

Физкультминутка.

       Раз - согнулись, разогнулись,

       Два – нагнулись, потянулись,

       Три – в ладоши три хлопка,

       Головою три кивка.

       На – четыре руки шире,

       Пять, шесть – тихо сесть.                        Соответствующие движения.

Л: молодцы. А сейчас мы поиграем с мячом.

Игра «Эхо»

Л: Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .

«с», «а» – «са»;

«с», «и» – «си»;

«с», «у» – «су»;

«с», «о» – «со».

Л: ребята, Сонины игрушки так обрадовались, что их хозяйка научилась красиво говорить, что от веселья стали бегать и потеряли свои места.

Разложите их на место по корзинам. В первую корзину положите картинки с изображением игрушек, в названиях которых звук С находится в начале слова; во вторую корзину-картинку, в которых звук С-в середине; в третью корзину-картинки, в которых звук С в конце.

Л: молодцы. Давайте поиграем с мячом.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

Закрепление звука в словах.

Л: ребята, Соня очень боится одних насекомых, а вот каких, вы узнаете отгадав загадку:

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому, что я…

Д: это оса. Соня боится ос.

Л: а  сейчас проанализировать слово осы. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.

Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику и обозначают соответствующим цветом.

Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

Составление предложений с этими словами, последующий анализ и выкладывание графической схемы.

Закрепление звука в тексте.

Л: Повторите за мной чистоговорки;

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Итог занятия.

Л: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Д: мы познакомились со звуком С.

Л: что вы запомнили об этом звуке?

Д: Звук С-согласный, твердый, глухой. Обозначаем фишкой синего цвета.

Л: Как зовут девочку, которую вы учили говорить?

Д: Девочка Соня.

 Л: Соне пора домой. На прощание дайте подарим ей, вот такие красивые бусы.

Какой звук есть в слове бусы. Где он находится?

Д: Звук С, находится в середине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР) «Прогулка в парк»

Занятие по коррекции и профилактике речевых нарушений детей посредством сочетания слова и движения....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Название: «Этот загадочный Космос» Тема: «Космос»Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастлив...