Консультация Формирование грамматического строя речи у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Белокудренко Светлана Сергеевна

Игры на формирование словаря и развитие грамматического строя речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Формирования словаря и грамматического строя речи у дошкольников

                                                                 

В настоящее время выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, а некоторые игры даже можно изготовить совместно с ребенком, что сделает общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, чтобы все игры проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности, необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Обратите внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если просто сказать: «Не так сказал» - и предложить правильный вариант ответа.

          Игры для формирования словаря и грамматического строя речи.

  1. «Догадайся, что это» - взрослый описывает любой предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например, это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок самостоятельно.
  2. Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мяч и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
  3. «Гном – малютка». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – …».
  4. «Кто подберёт больше слов» - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы: Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.) Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.) Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.) За каждый удачный ответ выдается фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов.
  5. Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые        можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
  6. «Перестановка» - все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает, где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
  7.  «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
  8.  «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
  9. «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш ребенок. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются.  Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
  10. «Домики для трех поросят». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Игры с мячом известны с древних времён. Значение игр с мячом для развития речи....

Консультация Тема: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Грамматика (от греч. γράμμα — «запись»), грамматический строй (грамматическая система) — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков ...

1. Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.Св...

Консультация "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"

Формирование грамматического строя речи у дошкольников...

Консультация для родителей: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников».

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребёнка с близкими взрослыми, совмест...