Консультация "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Андреева Ксения Валерьевна

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова ( или других слов) с помощью специальных средств. 


Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. 

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении: 

  • - на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла";
  • - вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
  • -дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что…"


Неправильно иногда оформляется союзная связь: 

  • - опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому… нажал сильно";
  • - один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
  • - союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют".

Способы словообразования: 

  • морфологический способ (при помощи приставок, суффиксов, корней, окончаний): путь – пут-ник; под одеялом - под-одеяль-ник; порядок – бес- порядок; слабый – слаб-ость; спускать – спускать-ся; бежать – при-бежать, в-бежать, вы-бежать; заяц – зай-чон-ок; сахар – сахар-ниц-а и т.п;
  • морфолого-синтаксический способ – сложения нескольких основ: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб; черные брови – чернобровый и пр.
  • Словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя: копатка, помогание, колоток, страшность, пургинка и др.
             Родители и воспитатели должны следить за речью детей, за правильностью её фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

Упражнения по словообразования и словоизменению

                                           «Один – много»

Яблоко - …(яблоки)                         Ананас - …(ананасы) и т. д.

Чашка - …(чашки)                            Кастрюля -…(кастрюли) и т.д.

Куртка - …(куртки)                          Шарф - …(шарфы) и т. д.

«Измени по образцу»

Растёт - растут                                  Сажает -…(сажают)

Зреет -…(зреют)                               Окучивает -…(окучивают)

Спеет -…(спеют)                              Поливает -…(поливают) и т.д.

                 «Измени слова, отвечая на вопросы»

                   Что делал?                                                  Что делала?                    Что делали?

Сажают -…(сажал)                 …(сажала)                 …(сажали)

Рыхлят -…(рыхлил)               …(рыхлила)               …(рыхлили)

Собирают -…(собирал)         …(собирала)              …(собирали)

 

                                         «Назови ласково»

Шкаф -…(шкафчик)                              Стул -…(стульчик) и т. д.

Молоко -…(молочко)                            Масло -…(маслице) и т. д.

Овца -…(овечка)                                    Баран -…(барашек) и т. д

                    «Весёлый счёт»

Счёт предметов до 10 и обратно.

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек, шесть чашек, семь чашек, восемь чашек, …

Десять вилок, девять вилок, восемь вилок, …

Один мандарин, два мандарина, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."

Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...