Консультация. Развитие речи гиперактивных детей
презентация

Дроботова Светлана Викторовна

Это презентация поможет педагогам понять кто же такие дети с СДВГ и как им помочь социальзироваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов ДОУ1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДС №169 г. Ростов-на-Дону Консультация для воспитателей Развиваем речь гиперактивных детей учитель-логопед: Дроботова Светлана Викторовна

Слайд 2

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность отвлекаемость импульсивность повышенную двигательную активность проблемы во взаимоотношениях с окружающими трудности в обучении низкая самооценка (часто) При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Как правило, в 50% случаев в основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невролог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение .

Слайд 3

Типичные нарушения у детей с СДВГ:

Слайд 4

Зрительно-моторная координация При слежении ребенком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него легкие подёргивания глаз – нистагм. Это приводит к частым запинкам при чтении, когда ребенок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается тремор в вытянутых руках. С трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, часто спотыкается. Нарушение сна Ребенка трудно уложить спать с раннего детства. Часто страдает энурезом так-как тяжело просыпается. Неспособность к сосредоточению Плохо удается концентрировать внимание. Они Постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задание лишь частично, не вникая в их суть. Дети легко и много обещают и не выполняют обещания; некритичны к себе; им кажется, что всё выполнено безупречно. Замечания они не воспринимают – срабатывают механизмы психологической защиты. Осознание ошибки лишь кратковременное.

Слайд 5

Дезорганизованность Нарушение восприятия Часто не может правильно понять и использовать, полученную информацию от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у их сверстников встречаются нелепицы в речи, искажение различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьёзы. Плохо различает признаки сходства и различия, размеры в рисунках, звуки в словах и буквы на письме. Сложно сложить из отдельных частей целую фигуру. Часто путают право и лево. «Отключаются» каждые 5-15 минут на 1-3 минуты. Не чувствуют времени и не могут его планировать. Метеозависимы. Трудности переключения Несмотря на то, что эти дети не умеют сосредоточиться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает их интерес. Конструктор, пазлы, компьютер.

Слайд 6

Интересные факты о СДВГ: Преобладание СДВГ среди мальчиков объясняется рядом причин Влиянием наследственных факторов Плод мужского пола более уязвим во время беременности У мальчиков межполушарная асимметрия больше, что обуславливает меньшие компенсаторные возможности У многих детей с СДВГ наблюдаются трудности в формировании навыков чтения, письма и счета (причем нарушения в случаях дисграфии и дискалькулии имеют вторичный характер и возникают в условиях перенапряжения, когда к детям предъявляются завышенные требования) и нарушения в развитии речи (более чем в 60% случаев). Очень важно при СДВГ соблюдать диету…

Слайд 7

Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в первой половине дня, а не вечером Уменьшить рабочую нагрузку ребенка Делить работу на более короткие, но более частые периоды Организовывать физминутки, рифмовки с движениями, стихи с мячом, грамматические рифмовки Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать ситуацию успеха. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять

Слайд 8

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребенку возможность выбора. Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Не требовать идеального соблюдения дисциплины, не допуская грубых нарушений Не стоит ставить в пример успехи другого, более усидчивого и работоспособного ребенка По возможности использовать тетради для развития в том числе и речи с напечатанными заданиями, в которых ребенку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д.

Слайд 9

Обучение чтению должно опережать обучение письму При построении занятия организуйте многократное повторение с целью выведения материала из кратковременной памяти в долгосрочную Ребенку необходима заслуженная похвала. Находите положительные моменты в поведении и учебе ребенка. Замечайте его небольшие достижения. Помните: наказание лишает детей желания работать, а чрезмерная похвала расслабляет. «ПРАВИЛО ЗЕЛЁНОЙ ПАСТЫ» Оставаться спокойным, заинтересованным в его успехе Нет хладнокровия — нет пре­имущества! Для подкрепления устных инструкций, используйте зрительную стимуляцию. Крупные схемы, плакаты, предъявляемые поочередно. В ыполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов Ч аще побуждать к диалогу , Особенно это удается в сюжетно-ролевых играх и в рассказах из опыта. Н е давать громоздких заданий, а для сильных детей заготовить дополнительное задание

Слайд 10

Один из вариантов наглядных схем - в виде книжечки Очень часто дети не знают имя и отчество своих родителей, адрес. Им очень тяжело рассказать и о себе. Наиболее эффективной является организация тематических недель. В рамках недели книги я знакомлю детей с профессиями связанными с изданием книг, со структурой книги (содержание , иллюстрации, переплет, страницы) Рассказываю о истории книги и какие книги есть сейчас. Показываю презентацию «Путешествие в типографию». Совместно с детьми мы разработали проект книги о своей семье. На первой странице мы решили вклеить семейную фотографию, под ней написать домашний адрес на второй фотографию родителей и краткий рассказ о их профессиях нарисовать герб и написать девиз семьи, п осадить фамильное «дерево» желательно с фотографиями, чтобы ребёнок мог рассказать о себе и о своих близких лучше. Корни дерева - это прабабушки и прадедушки, ребёнок – это веточка дерева.

Слайд 11

Следующая страница н ачинается словами - Мне нравятся многие люди, но некоторые из них особенно. Я называю их своими друзьями. Еще в книге есть такие страницы: Страница об увлечениях ребенка - Лучше всего я умею… Мои любимые книги. Мои любимые игры. А это моя самая заветная мечта. Когда я вырасту я буду вот таким (такой)… коллаж из журналов. После того как все книги были изготовлены дети с увлечением рассказывали о себе и своей семье. В результате этого проекта были достигнуты очень хорошие результаты : дети без стеснения имея импровизированную схему рассказа научились рассказывать о себе и своих близких.

Слайд 12

Гиперактивным детям очень полезны спокойные настольные игры . Можно также увлечь их конструированием из строительного материала, конструктора; лепкой, аппликацией, составлением пазлов , рассматриванием сюжетных картинок, книг и иллюстраций к ним. Такие занятия развивают усидчивость, ребенок учится концентрировать внимание. И всё проговаривать. «Волшебный мешочек». Возможности этой игры весьма вариативны вы можете помещать туда различные фигуры, предметы по лексической теме, буквы , картинки , слова, конвертики со словами , из которых потом можно сложить предложение . Игры для развития речи детей с гиперактивностью «Горшочек слововар » похожа на волшебный мешочек

Слайд 13

«Тряпичная кукла и солдат» ( Фопель К.) Цель: упражнение на релаксацию Инструкция: «Пожалуйста , все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными , как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными . Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося , как будто вырезанного из дерева. ( 10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом . ( 10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой .» Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Примечание . Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул. Вместо физминуток очень хорошо включать упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов.

Слайд 14

«Замороженные » или «Фотограф» Всем известно, что гиперактивные дети не могут усидеть на месте, они постоянно в движении. Эта игра поможет научить ребенка концентрировать внимание, находясь в определенном положении несколько секунд. Играть в нее можно как с группой детей, так и с одним ребенком. Дети выполняют любые движения (летают снежинки, танцуют феи). Взрослый в роли снеговика или волшебника замораживает детей / «Фотограф» фотографирует их, то есть, подает сигнал, после которого ребенок замирает в определенной позе на несколько секунд. Гиперактивный ребенок усилием воли стремится удержать позу. Это нелегко для него. Начните с 5-10 секунд. Если ребенок справился с задачей, он становится ведущим.

Слайд 15

«Быстрые превращения» ( Фопель К.) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки. Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по группе. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить . ( Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.) Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. ( Снова включите музыку на 30 секунд.) Теперь все - роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы . (Снова поставьте музыку на 30 секунд.) Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

Слайд 16

«Молчу-шепчу-кричу» У гиперактивных детей часто возникают проблемы с речью, так как им сложно ее регулировать. Они слишком быстро говорят, глотая слова или слоги. Эта игра поможет решить проблемы, связанные с речью. Перед началом игры взрослый объясняет правила игры. Объясните, что во время игры ребенок должен четко произносить слова, говорить надо медленно, чередуя громкую и тихую речь. Игра отлично развивает память, внимание, мышление. В начале игры договоритесь, какие знаки вы будете использовать во время игры, и что будет обозначать каждый знак. Например, коснувшись носа, ведущий дает команду говорить шепотом и двигаться в замедленном темпе; взявшись за уши, он разрешает двигаться быстро, бегать, говорить громко, даже кричать. А когда ведущий хлопнет в ладоши, ребенок должен замолчать и замереть. Каждый раз можно придумывать новые знаки, это внесет разнообразие в игру. Заканчивать игру надо командами «шепчу» или «молчу», это поможет избежать перевозбуждения психики гиперактивного ребенка.

Слайд 17

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения. 1. Для развития произвольности: «Да» и «нет» не говори»; «Летает-не летает»; « Съедобное - несъедобное»; «Запретное движение»; « Запретное слово »: (ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши); «Раз-два-три - говори!» «Море волнуется»

Слайд 18

2 . Для развития внимания и памяти: «Что исчезло? » : педагог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»; «Что изменилось ?» : игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами; « Внимание - рисуй !» : взрослый показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти; «Слушай хлопки»: взрослый договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка). «Сделай наоборот» Эта игра поможет ребенку сконцентрировать внимание, тренировать мышление, развивать воображение. Дети очень любят играть в нее. Игра достаточно простая и не требует никакой предварительной подготовки. Взрослый показывает ребенку движение, ребенок же должен выполнить это движение наоборот. Например , если взрослый встал на носочки, ребенок, наоборот , должен присесть; взрослый наклонился влево – ребенок наклоняется вправо и т. д.

Слайд 19

Очень важно при СДВГ соблюдать режим дня, исключить бесконтрольный просмотр телевизора, особенно новостей и агрессивных мультфильмов. Исключить и агрессивные компьютерные и особенно планшетные игры. Очень много интересных рекомендаций для родителей м ожно найти в серии пособий СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ Ох уж эти детки!

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие внимания, памяти у детей с общим недоразвитием речи"

Консультация написана с опорой на опыт работы с детьми ОНР....

Консультация "Развитие связной речи у детей 4-5 лет"

Развитие связной речи у детей 4-5 лет.              В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказо...

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Консультация "Развитие связной речи у детей 4 - 5 лет"

В консультации даются рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Консультация " Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

В консультации представлены советы, игры и упражнения, рекомендации  для родителей по развитию связной речи у детей старшего дошкольногоо возраста.....

Консультация "Развитие связной речи у детей"

Консультация "Развитие связной речи у детей"...