Основные причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии на тему

Основные причины нарушения звукопроизношения детей: нарушение строения органов артикуляционного аппарата, нарушение просодической стороны речи, снижение фонематического слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения  звуков является недостаточная сформированность, артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический  пример таких нарушений-картавность,-когда ребенок произносит звук [р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба-языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится, звук который в фонетической  системе  родного  языка отсутствует.

     Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует  в речи, вместо слова рыба ребенок говорит слово ыба.

     И наконец, если у малыша недостаточно развит фонематический слух(слух на звуки), то в его речи могут наблюдаться замены; так, например; произнося вместо слова шуба слово суба, ребенок не слышит разницы между этими двумя звуками.

   Иногда у ребенка присутствует в речи и искаженное произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.

   Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становится какой-либо дефект строения артикуляционного аппарата, как активных органов, которые во время речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными (твердое нёбо, зубы, носовая полость).

   Некоторые звуки могут произноситься неправильно из-за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, если есть укорочение или западение губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это касается звуков [п], [б], [в], [ф], [м] и их мягких пар.

   Если есть дефект в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению произношения различных звуков: и [с`], и [ц`], и [т`], и других.

При таком нарушении, как открытый прикус, между передними или боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки .Это влияет на точность артикуляционных движений .Вообще, нарушение посадки зубов, в частности слишком широкие промежутки между ними, часто приводит к нарушению произношения свистящих, шипящих звуков, звуков [р] [л], так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляция звука искажается.

     Для исправления строения челюстей и роста зубов ортодонт назначает ношение специального ортодонтического аппарата или брекета, который также(особенно в первое время) может способствовать нарушению звукопроизношения благодаря присутствию инородного тела во рту, затруднению тактильных ощущений и контроля артикуляционных движений.

      Часто встречаемый дефект- укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора.  Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требуется укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков [ж], [ш], [р]. Иногда укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков [т],[д],[с],[з],[ц],[ч].Однако короткая уздечка способствует также нарушению роста нижних передних зубов, тянет их кзади, вследствие чего зубы становятся углом.

     Иногда причиной нарушения произношения звуков является увеличение языка в объеме или, наоборот, слишком маленький его размер, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию.

       Поскольку для произношения очень важен объем ротовой полости- резонатора,  в котором происходит образование большинства звуков, то для правильного произношения важно, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней  челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечетко.

    На произношение звуков [н], [м] и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая так же, как и ротовая полость, является резонатором. При нарушении строения носа, различных заболеваниях, вызывающих затруднение носового дыхания, нарушение проходимости носовых ходов, может быть нарушено произношение звуков, образующихся на носовой воздушной струе, они могут заменяться ротовыми.

    Вообще, если артикуляционные органы недостаточно подвижны, это приводит к различным нарушениям звукопроизношения.

    Нарушение произношения звуков может быть вызвано также и снижением слуха. Даже небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными, особенно это касается свистящих, шипящих звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков. Поэтому во всех случаях нарушения звукопроизношения может оказаться недостаточно эффективной.

   При затруднении в распознавании и различении звуков, которые различаются тонкими и акустическими признаками (звонкие и глухие), причиной является недостаточное развитие фонематического слуха. Но наличие в речи ребенка замен и смешений представляет опасность еще и тем, что в дальнейiем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению ошибок.

    К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто.

      Порой ребенок перенимает манеру неправильного произношения от своих младших братьев и сестер или от кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом и по произношению,  и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, нечетко, да и еще и с дефектами произношения – чего же ждать от маленького  человека, который вам подражает во всем? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребенок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.

    Опасным для правильного произношения может являться и билингвизм- использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языка могут быть различны, что затрудняет процесс овладением звукопроизношением и создает почву для возникновения нарушений, смешений, ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

   Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...

профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет всё большие требования не только к нам , взрослым людям,но и к детям....