Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Южному Уралу» Старшая группа
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Уткина Наталья Валерьевна

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_28.03.2017.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Конспект интегрированного занятия

 «Путешествие по Южному Уралу»

Старшая группа

(Тематическая проверка № 2, к педсовету № 3 от 30.03.2017г.)

Учитель - логопед: Уткина Наталья Валерьевна

г. Куса, 2017 г.

Цель: уточнить и расширить знания детей об Урале, как о родном крае.

Задачи.

1. Формировать  грамматически  правильную речь  через закрепление навыка  согласования существительного с числительным.

2. Развивать интерес к природе родного края. Активизировать и пополнять словарь детей. Развивать мышление, память, произвольное внимание, познавательную активность. 

3. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, интерес к культурному уральскому наследию народа. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Используемые материалы.

Раздаточный:

- разрезанные пословицы;

- контейнеры с песком с камнями-самоцветами внутри.

Демонстрационный:

- мультимедийное оборудование;

- презентация «Путешествие по Южному Уралу»;

- сундук и письмо.

Методы и приемы:

- наглядные: демонстрация,  сюрпризный момент;

- словесные: загадки, вопросы, решение речевых задач, использование устного народного творчества, рассказывание легенды;

- практические: физкультминутка, игровая ситуация, упражнение на развитие сенсорики и моторики, инсценировка потешек.

Предварительная работа.

Разучивание стихов детьми. Обсуждение пословиц воспитателем с детьми.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Слайд №1

Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Люблю я книги читать, люблю карты изучать.

Слайд №2

На карте мира не найдешь,

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы на ней всегда найдём

Свою страну – наш общий дом!

2. Основная часть.

Ребята, подскажите, как называется страна, в которой мы живём? 

Да, действительно, Россия! Посмотрите на карту, какая она (Россия) огромная. Наша страна большая, но у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт. Это малая родина. В нашей стране есть замечательны край, где живём мы с вами. Как он называется? (Урал).

Есть Северный Урал, Средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Южном Урале, в самом центре России. На границе Европы и Азии.

Вы знаете, что Урал называют каменной страной? Как вы думаете, почему? 

Верно, на Урале много гор. Слово  «Урал» в переводе с башкирского, означает «пояс».  Поэтому Уральские горы называют каменным поясом.

Но много-много лет назад Уральские горы назывались иначе - Чудесный пояс, Рифейские горы, Гиперборейские горы. Я познакомлю вас с башкирским преданием (легендой)  «Чудесный пояс».

Давно это было. Жил в наших краях удалой башкир. Почти весь Урал он объездил на своем коне. Знал все лучшие пастбища и бортевые деревья, где обитали дикие пчелы.  Много диковинных камней привозил. А когда стал жениться, то подарила ему невеста необыкновенный пояс, шитый шелком, серебром и золотом искусными рукодельницами, подругами невесты. А вышили они Уральские горы и показали, где какие богатства в них лежат. Сверкал и переливался этот пояс всеми цветами радуги. Только недолго пришлось жениху любоваться подарком. Исчез вдруг пояс. Сколько ни искали, не могли найти.

Долго горевал жених, да невеста успокоила, пообещав ему вышить другой пояс. Так бы и забыли об этом поясе, да вот только вдруг зачастили русские купцы в наши края, землю скупать начали. Камни какие-то нашли в горах. Вот и подумали тогда все, кто знал о пропаже пояса молодца: не нашли ли тот пояс русские купцы?

Вот такая легенда о названии Уральских гор.

Ну, что, начнем наше путешествие по Уралу?  Узнаем, чем богат наш край?  Для того, чтобы узнать куда мы отправимся сначала, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Уральские леса очень красивы. Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Будьте внимательны. Первая загадка:

Клейкие почки,

Зеленые листочки

С белой корой

                                           Стоит под горой. (Береза)                           Слайд №3

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

                                   Ветки только на макушке. (Сосна)                    Слайд №4

Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

                                Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)                 Слайд №5

Как вы думаете, мы можем пересчитать все деревья в лесу? Давайте попробуем: одна  береза, две березы,… пять берез. А если много, то мы скажем? («Много берез»). (Аналогично считаем сосны и дубы).

Какое сейчас время года? Давайте покажем,  как просыпается природа весной.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сели тоже покажем,

Крылья сложили назад. 

Ой, ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.

 «Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор». Ну, что, проверим, знаем ли мы правила?

Игра «Доскажи словечко»

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Ну, что, дорогие взрослые, справились ребята с заданием? Доверит нам Хозяйка Медной горы свои сокровища?

Слайд № 6

Наш край сказочно богат. На весь мир славится он своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталем, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углём, рудой, медью, золотом. Ведь не зря же называют Уральские горы каменным поясом!

Открываем сундучок. Где же сокровища Хозяйки?

Игра «Найди самоцвет в песке».  (Флюорит – фиолетовый, нефрит – зеленый, тигровый глаз – коричневый).

Рома расскажет нам стихотворение:

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный, то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор! От быстрых рек! С Урала!

Ребята, наша природа чудесна, наши богатства бесценны, но главное достояние нашего края – это НАРОД, его большая культура и история.

Наш талантливый народ не только хорошо трудился, но и сочинял песни, сказки, потешки, хороводы, пляски. И все это называется народный фольклор.

Слайд №7

Фольклор достался нам в наследство

От тех, что знать мы не могли.

Частушки, игры, пляски, песни –

Душа народа и земли.

Послушаем с вами русские потешки.

1. - Здорово, кума!                                2. - Где ты был, брат Иван?

    - Да на рынке была!                              - В горнице!

    - Никак глуха?                                       - Что делал?

    - Купила петуха!                                   - Петру помогал!

    - Прощай, кума!                                    - А что Петр делал?

    - Пять рублей дала!                              - Да на печи лежал!

3. - Андрейка, детка, о чем плачешь?

    - Об ворота головой ударился!

    - Когда это случилось?

    - Вчера!

   - А что ж ты сегодня плачешь?

   - Да ведь вчера дома никого не было!

Ребята, а давайте-ка и мы, как ваши прабабушки и прадедушки в прежние времена, сядем рядком да поговорим ладком.

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу

Загадаю вам загадки

Кто смышлёней погляжу.

1. Тает снежок, ожил лужок,

    День прибывает – когда это бывает? (Весна)

2. Что вниз вершиной растет? (Сосулька)

3. Без рук, без топорёнка построена избенка? (Гнездо)

4. Явился в жёлтой шубке:

   - Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)

5. Одного отца, одной матери,
   А ни тому, ни другому не сын? (Дочь)

Народы Уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни.

Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о труде. Поиграем в игру «Найди пару». (У каждого ребенка половина пословицы. Задача – найти вторую половину и составить пару).

• «Труд рождает достаток и радость».

• «Не говори, что делал, а говори, что сделал».

• «Дерево ценят по плодам, а человека по делам»

• «Кончил дело - гуляй смело».

• «После дела и гулять хорошо».

• «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

• «Труд человека кормит, а лень портит».

• «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки».

3. Рефлексия.

Молодцы, ребята! Порадовали вы меня! Понравилась вам встреча? Что вы можете сказать о нашем чудесном крае?

Попросим Артема Улатова рассказать нам стихотворение. 

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы – мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал! Недаром ты

Гордостью Родины стал!

Вот наше путешествие и закончилось.  Это значит, что пора возвращаться в группу. Спасибо вам, ребята!

Используемая литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2. Бабунова Е.С., Багаутдинова С., Едакова И. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.  

3.  Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: АСТ, 2007.

4. Картотека логопедических игр и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес» в старшей группе

"Конспект интегрированного занятия"Путешествие в зимний лес" в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну Калевала» в подготовительной группе.

Интегрированное занятие для ознакомления дошкольников с эпосом "Калевала"...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в подводный мир"в подготовительной группе

Продолжать знакомить детей подготовительной группы с обитателями морских глубин....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в зимний лес" для старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в зимний лес" для старшего дошкольного возраста...

Открытое интегрированное занятие «Путешествие в страну знаний» в старшей группе детского сада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад №7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13Кулундинского района Алтайского края       «Путешествие...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

МБДОУ детский сад «Солнышко»     Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития крити...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития критического мышления)...