"Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

"Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki.docx69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

 Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Использование мнемотехнологий для решения задач

речевого развития.

Выполнила:

Дмитриева Э.В.,

 учитель-логопед

 1 кв.категории

2016 г.

Использование мнемотехнологий для решения задач

речевого развития.

Пояснительная записка.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. Более того, практика показывает наличие в наших группах достаточное количество детей с общим недоразвитием речи разного уровня.

При решении проблем речевого развития, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

В речи детей встречаются следующие проблемы:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. На визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений основан такой метод как МНЕМОТЕХНИКА.

Понятие «Мнемотехника»  происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.      Мнемотехника или мнемоника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

У истоков создания и использования мнемотехники стояли Пифагор, Цицерон и Квинтилиан. Основными элементами мнемотехники являются:

•        мнемоквадраты,

•        мнемодорожки,

•        и мнемотаблицы.

Занятия по данной технологии проводятся по принципу - от простого к сложному. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.

МНЕМОКВАДРАТЫ

Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.

(примеры мнемоквадратов: таблички на шкафчике и полотенце, пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)

     

МНЕМОДОРОЖКИ

Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.Мнемотаблицы для дошкольников

У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа  огород Федоры,
Там растут помидоры.

  1. разучивание (короткие стихи, простые загадки, чистоговорки);
  2. выполнения алгоритма действий (режимные моменты, правила поведения).

                                МНЕМОТАБЛИЦЫ

 И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.Мнемотехнические приемы запоминания

Шуршат осенние кусты.
Шуршат засохшие цветы
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых, маленьких мышат.

Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается нами в зависимости от поставленной речевой задачи. Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для:

  • обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов;
  • в режимных моментах;
  • в самостоятельной деятельности.

Составление описательного рассказа

       Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы при разучивании стихотворений

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Пересказ

  При пересказе с помощью мнемотаблиц,   дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пересказ сказок

Отгадывание загадок

Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для свободной самостоятельной деятельности.

Этапы работы по мнемотаблицам

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации.


Таким образом, В результате использования мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"

В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....

Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития.

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы речевого развития и методы их решения....

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

Решение задач речевого развития в играх экологического содержания

Данный материал - представление опыта работы. Описанные игры и упражнения помогут воспитателям формировать не только познавательный интерес, экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраст...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....