Семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной моторики детей"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Дмитриева Елена  Александровна

Семинар-практикум проводится  с целью оказания помощи родителям в овладении основными приемами развития и укрепления артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях. Способствует активизации знаний родителей о значимости развития артикуляционной моторики; формирует  представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений; знакомит родителей с правилами организации и проведения  артикуляционной гимнастики дома.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Семинар-практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики» Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития и укрепления артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Этапы семинара:

  1. Инициация. Деление на подгруппы

АМО  «Эмоции» . Участникам предлагается выбрать один смайлик с какой-либо эмоцией, объединиться в группы и изобразить эту эмоцию.

  1. Вхождение в тему.

На столе  индивидуальные зеркала  для проведения артикуляционной гимнастики.

- Посмотрите на предметы, разложенные на столе,  и попробуйте рассказать,  с какой целью мы собрались.

  1. Выяснение ожиданий – опасений.

АМО «Зеркала». Перед  вами: осколки разбитого зеркала и зеркала в рамках. На зеркале в рамочке  напишите, чего вы ожидаете от нашего семинара, а на осколках разбитого зеркала  -  то, чего вы опасаетесь. Прикрепите их на  стену.

  1. Инпут.

Презентация «Развитие артикуляционной моторики»        

Выступление учителя-логопеда «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для  произношения звуков.

        Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

        Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5 упражнений на одно занятие.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Покажите правильное выполнение упражнения.

3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

4. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Для каждой группы звуков выполняется определенный комплекс упражнений, формирующий артикуляционный уклад.

Давайте познакомимся с упражнениями  артикуляционной гимнастики. Сначала упражнение выполняют дети на видеопрезентации или показываю я, затем вы выполняете его самостоятельно.

  1. Разминка «Зеркало». Скорчи рожицу соседу.
  2. Проработка темы.

Каждая группа участников  выбирает из комплекса упражнений 3 упражнения для языка.         В группе отрабатывается выполнение этих упражнений. Логопед  и воспитатели контролируют правильность выполнения артикуляционных упражнений.

  1. Рефлексия.

Родителям предлагается проанализировать, оправдались ли их ожидания и опасения.  На зеркалах в рамочках нужно будет нарисовать смайлики:

Если  материал семинара был им понятен, интересен и они его будут использовать при занятиях с ребенком.

 Если  материал семинара был им понятен, интересен, но  они его не  будут использовать

Если  материал семинара был им не понятен и не  интересен.

  1. Итог.

Логопед подводит итог семинара



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи».

Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»....

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет с использованием нетрадиционного материала»

Цели: Знакомство родителей со способами  развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.Задачи:-       Сформировать у родителей представлен...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук;знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, раз...