Главные вкладки

    Выступление Представление опыта работы по теме: «Использование игр и игровых приёмов по формированию речи у детей с ОНР»
    методическая разработка по логопедии на тему

    Цыбульская Людмила Сергеевна

    Выступление

    Представление опыта работы по теме:

     

    «Использование игр и игровых приёмов по формированию речи у детей с ОНР»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление

    Представление опыта работы по теме:

    «Использование игр и игровых приёмов по формированию речи у детей с ОНР»

    Подготовила:

    Учитель-логопед МБДОУ ДС КВ № 39

    Цыбульская Л.С.

    2017 г.

    Слайд 1

    Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Людмила Сергеевна Цыбульская и сегодня вашему вниманию я хочу предоставить презентацию моего опыта работы по теме: «Использование игр и игровых приёмов по формированию речи у детей с ОНР»

      В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Речевое развитие в содержании программы по ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры.

             Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

    Слайд 2

    Актуальность данной темы значительна, так как в логопедии делается акцент на развитие  речи у детей с ОНР, т.е. их подготовленность к обучению в школе.

     При соблюдении требований ФГОС ДО целевые ориентиры и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития  речи у детей с общим недоразвитием речи.

    В начале работы над данной темой моего опыта в 2014  году я провела ряд диагностик (по диагнозам детей – уровни ОНР в группе, уровни речевого развития).  Дети на момент поступления в группу компенсирующей направленности для детей с ОНР имели низкий уровень развития всех компонентов речи.

    Слайд 3

    Подборка игр шла с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи. К наиболее важным из них относятся:

    1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

     2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

     3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений).

    4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Что в свою очередь позволяет добиться:

    - дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР,

     имеющим различную структуру речевого нарушения;

    - связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе эффективной коррекции речевой деятельности.

    Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:

    дидактическая игра должна опираться на программный материал;

    дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактического);

    назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

    пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными;

    условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

    Слайд 4

    Применение игровых методов и наглядных средств способствует созданию на занятиях положительного эмоционального настроя детей, поддержанию устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия, обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала. В этой связи мной были разработаны:    

      -Усовершенствованы игры и упражнения для развития всех сторон речи,

    -Разработаны мультимедийные презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков,

    -Разработаны фрагменты логопедических занятий с использованием игр,

    -Разработаны консультации для родителей,

     -Составлены картотеки игр по развитию речи детей с ОНР.

    В основе опыта лежат научно-обоснованные психолого-педагогические взгляды на игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игровые технологии и наглядные средства являются в дошкольном возрасте наиболее оптимальными при организации коррекционно-развивающего процесса.

    Слайд 5

    Данной темой опыта я занималась 3 года (с 2014г. по 2017 год). В 2017 году провела повторную диагностику. Результаты представлены в диаграмме на слайде:

    Из диаграммы видно, что большинство детей дали положительную динамику в развитии речи. Создание благоприятных условий, учитывающих особенности психоречевого развития детей с ОНР, стало основным показателем качества коррекционно-развивающей работы, которая обеспечивает достижение каждым ребенком оптимального уровня развития речи, психических процессов, мышления и коммуникативных навыков.

    Слайд 6

    Итоговая диагностика показала положительную динамику, поэтому можно сделать вывод – выбранное направление работы эффективно и успешно может быть применено в других ДОУ.

    Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по коррекции речи с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс всестороннего развития ребёнка, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

    Опыт доступен и может быть использован педагогами дошкольных учреждений в массовой практике.

    Педагоги могут воспользоваться картотекой игр для развития речи детей, дидактический наглядный материал также носит практическую направленность – удобен для распечатывания.

    Слайд 7

    Я ставила перед  собой следующие задачи:

    Изучить  опыт коллег и практические материалы по данному вопросу

    Составить картотеку игр

    Составить собственную медиатеку

    Представить материал на РМО логопедов

    Познакомить родителей с игровыми приёмами коррекции речевых недостатков у детей

    Остановлюсь подробно на каждом этапе работы.

    Слайд 8

    Опыт коллег изучен, практический материал подобран, рассмотрен, адаптирован и систематизирован.

    Картотека игр составлена, представлена в приложении 3.

     Широкое использование игровых технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач. Так, в работе с детьми, имеющими ОНР, игры являются эффективным средством развития самостоятельной связной речи, навыков общения и личности ребенка в целом. Грамотное их использование, расширение, дополнение, различная интерпретация с учетом особенностей дошкольников с данным речевым нарушением позволит педагогам и специалистам ДОО добиться положительной динамики уровня речевого развития детей.

    Слайд 9

    Я систематизировала  игровой материал для развития речи  в электронном виде (приложение 2)

    В папку входят следующие разделы:

    игры

    презентации

     чистоговорки

    образцы игр с картинками для распечатывания

    ходилки-бродилки для автоматизации  звуков      

    Слайд 10

    Данный опыт работы был представлен в феврале 2016 года на районном методическом объединении логопедов.

    Начиная работу с родителями, я объяснила им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Сложной проблемой у нас являлось -   поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей, которая должна быть образцом для детей. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей — залог успеха в этой работе.

    Результативными формами в этом направлении являются: деловые игры, конференции, презентации дидактических игр, конкурсы и выставки, совместные праздники и развлечения. Я разработала памятки, консультации по данной теме.

    Материал собран  и представлен в приложении 1.

    Слайд 11-15

    Далее на слайдах представлен фотоотчёт о моей работе по данной теме.

    Слайд 16-17

    На данных слайдах наглядно представлены картотеки игр

    Слайд 18

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по коррекции речевых недостатков  с использованием наглядно -  игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс становления речи у детей с ОНР, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление из опыта работы по теме: "Использование метода экспериментирования в условиях дошкольной организации"

    Выступление из опыта работы по теме: "Использование метода экспериментирования в условиях дошкольной организации"...

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

    выступление из опыта работы на тему: "Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию речи".

    Наглядное моделирование помогает построить связный рассказ или пересказать знакомый текст без помощи взрослых...

    В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

    Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

    Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

    Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...

    Выступление из опыта работы на тему: «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

    В своей работе, для художественно-эстетического развития детей я использую технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика,  лоскутное рукоделие. А в результате – н...

    Выступление из опыта работы на тему: «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

    Техника кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика,  лоскутное рукоделие. А в результате – неповторимое ощущение волшебства. Чудо, сделанное из лоскутков ткани....