Город Шарыпово.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Курносова Светлана Михайловна

Углубление представлений о Шарыпове. Расширение и уточнение словаря по теме «Шарыпово». Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыка чтения предложений и составления схем предложений. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_sharypovo_zvuki_r_r.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 «Детский сад «Росинка» комбинированного вида

Интегрированная образовательная деятельность

Подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Город Шарыпово»

Учитель-логопед: С.М. Курносова

Воспитатель: О.Г. Немчина

Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое развитие,  

Виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, двигательная.

Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о Шарыпове. Расширение и уточнение словаря по теме «Шарыпово» (город, площадь, улица, микрорайон, музей, театр, здание, памятник, парк, аллея, скульптура; культурный, прекрасный, великолепный, красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыка чтения предложений и составления схем предложений. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.

Образовательные цели. Совершенствование умения раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке. Закрепление умения составлять условия простых задач на сложение.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, просодики, зрительного внимания, координации речи с движением, мелкой  и общей моторики. Развитие умения ориентироваться в построении числового ряда в пределах 20.

Воспитательные цели. Воспитание любви к родному городу, самостоятельности, ответственности, активности, коммуникативных качеств.

Методы. Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы. Использование ТСО, показ способов действия, моделирование, художественное слово, сюрпризный момент.

Педагогические технологии. Элементы ТРИЗ, личностно-ориентированная,  здоровьесберегающая, социоигровые подходы.

Оборудование. Телевизор, видеозапись «Наш город», фотовыставка «Все о любимом городе», мольберт.

Материал. Раздаточный материал по математике, карточки для штриховки «Собор», дидактическая игра «Слоги заблудились», кукла, собака, карточки с напечатанными предложениями и схемами, магниты с изображением достопримечательностей города Шарыпово (по количеству детей).

Предварительная работа. Просмотр видеозаписи «Наш город», беседа, заучивание стихов, рассматривание фотографий «Все о любимом городе», автобусная экскурсия по городу.

Самостоятельная деятельность детей:  рисунки для выставки  «Мой город Шарыпово».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Логопед. Сообщение темы. Утром вы посмотрели фильм с видами нашего прекрасного города. Для создания настроения я предлагаю вам рассказать стихи о Шарыпове. Надеюсь, что вы будете говорить красиво, выразительно, правильно произнося все звуки.

  1. Чтение стихов. Логопед. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Создание положительного эмоционального фона. 

 «Звезда КАТЭКа»  А. Шиканков

Мой город родился столицей КАТЭКа,

В ту пору вершились большие дела.

А мать-деревенька, проживши два века,

Крестила и имя своё отдала.

Вокруг бесконечны поля и равнины

Блестит ожерелье лазурных озёр,

И кедры на страже стоят, исполины,

У дальних отрогов синеющих гор.

Ты делишь с Россией заботы и горе,

Сегодня нам трудно, но дышит разрез,

И пляшет волна рукотворного моря

Под песню турбины Берёзовской ГРЭС.

В Шарыпово все: от мала до велика,

Гордятся, что город цветёт и растёт:

Дома, магазины, больницы, аптеки,

Музей и театр. Словом, стройка идёт!

Он красив на рассвете,

Он красив на закате,

И всегда мы любуемся им.

Милый город Шарыпово,

Славный город Шарыпово!

Оставайся всегда молодым!!!

Вы очень красиво говорили. Я могу гордиться вами. А вот запомнили ли вы, в каких выражениях поэты говорят о нашем городе? (3-4 ответа) Вы правильно поняли чувства поэтов к нашему прекрасному городу.

  1. Упражнение «Семейка слов». Логопед. Совершенствование навыков словообразования. Игра в кругу с мячом.

Давайте, образуем слова из одной семейки со словом Шарыпово. 

- Как называют жителей Шарыпова? – Шарыповцы.

- Какие улицы в Шарыпово? – Шарыповские.

- Как называют жительницу Шарыпова? – Шарыповка.

- Как называют жителя Шарыпова? – Шарыповец.

- Как называется район вокруг Шарыпова? – Шарыповский .

Очень хорошо! Я вами горжусь.

  1. Игра «Слоги заблудились». Логопед. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Дифференциация звуков (Р) – (Рь). Развитие фонематических представлений.

Дети садятся за столы. На столах лежат карточки со слогами РА РО РУ РЫ РЯ РЁ РЮ РИ, а на доске прикреплены предметные картинки, начинающиеся на данные слоги.

Логопед. Сегодня к нам пришли гости: девочка и ее собака. Попробуйте догадаться, как зовут нашу гостью, если в ее имени второй звук (Рь) – Иришка. А в кличке собаки есть звук (Р) – Дружок. Иришка и Дружок несли вам разные картинки, чтобы вместе их посмотреть, но картинки все перепутались и Дружок загрустил. Помогите Иришке найти картинки, которые начинаются на слоги, напечатанные на ваших карточках.

Дети по очереди читают слог, находят картинку, название которой начинается на этот слог, и прикрепляют карточку под картинку на доске.

Вы все справились с очень сложным заданием! Молодцы!

  1. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять».  Логопед. Координация речи с движением. Дети встают в круг на ковре.

 

Люблю по городу гулять,                                   Приседают, шагают

Люблю смотреть, люблю считать.                    пальчиками по ковру.

Северный – раз, Пионерный – два,                  Встают, на каждое название

Три –  с колоннами ДК ,                                   загибают по одному пальчику                                

А четыре – Дом Торговый,                               сначала на правой,

Пять – гуляю по Садовой.                                 потом на левой руке.

Шесть – к Собору я схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, детский сад.

Как красив его наряд!

Восемь – мостик у Темры,

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Памятник, погибшим на войне.

Десять – видеть каждый рад

Драматический театр.

  1. Игровое упражнение «» Воспитатель. Совершенствование умения раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке.

Задания:

Молодцы. Все справились с заданием и старались четко говорить.

Игра «» Воспитатель. 

  1. Составление и решение задачи. Воспитатель. Закрепление умения составлять условия простых задач на сложение.

Задания:

- придумать задачу о деревьях;

- поставить вопрос к задаче;

- найти карточку с соответствующим решением задачи;

- назвать составные части задачи.

Молодцы. Вы быстро и правильно выполнили все задания.

  1. Игра «» Воспитатель.  Развитие умения ориентироваться в построении числового ряда в пределах 20.

Задание: определить среди цифр, расположенных вразброс недостающую цифру и найти соответствующее место в числовом ряду. Дети выстраиваются в шеренгу, карточки с цифрами за спиной.

  1. Упражнение «Прочитай предложение и подбери схему».  Логопед. Совершенствование навыков чтения и анализа предложений.

Дети сидят за столами парами. На каждом столе лежат карточки с напечатанным предложением и двумя схемами предложений.

Задание: прочитать предложение и подобрать из двух предложенных нужную схему.

Шарыпово красивый и молодой город.

В городе посадили кленовую аллею.

Весной в город прилетают грачи.

Ночью в городе горят яркие фонари.

По дорогам города едут машины.

Мы любим наш родной город.

Правильность выполнения задания проверяется у мольберта, один ребенок читает предложение, а второй повторяет по схеме.

  1. Работа на индивидуальных карточках. Логопед. Штриховка изображения  Свято-Троицкого собора.  Развитие тонкой моторики.

Что изображено на карточке? Выполните штриховку изображенного собора так, как показано стрелками.

  1. Упражнение «Я люблю Шарыпово». Логопед. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).

Сегодня мы говорим о Шарыпово и сейчас я предлагаю вам рассказать, почему вы любите этот город, составьте предложения со словами потому что. Помните о правильном произношении звуков, старайтесь говорить красиво.

Очень хорошо, вы старались говорить правильно.

  1. Окончание занятия.  Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять, а затем положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Воспитатель  вручает сувениры – магнитики с видами города Шарыпово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Город Шарыпово – моя маленькая Родина»

Занятие для детей 6-7 лет знакомит с их малой Родиной, с известными людьми города. Ребята через опытно-экспериментальную деятельность узнают о свойствах угля, добываемого на Берёзовском разрезе....

Тема ООД «Город Шарыпово – моя маленькая Родина!»

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ Г8РУППЕ ДЕТСКОГО САДА...

Социокультурный проект "Наш любимый город Шарыпово"

На сегодняшний день достаточно актуальной является проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, с каждым годои приобретая всё большее общественное значение становится задачей госуда...

Конспект ОД с детьми подготовительной группы на тему:«Город Шарыпово-моя маленькая Родина».

Конспект ОД с детьми подготовительной группы "Город Шарыпово - моя маленькая Родина". Презентация на тему: "Город Шарыпово"....

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «На улицах города Шарыпово»

Цель: обобщение знаний детей о названии родного города, формирование устной речи и культуры речевого общения....

Проект: «Мой город Шарыпово»

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее бла...

Премия Главы города Шарыпово

Диплом победителя премии главы города в номинации "Лучший специалист психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения" Шарыпово, 2021г....