Предметно-развивающая среда логопедического уголка.
статья по логопедии на тему

Абзалимова Юлия Валерьевна

В статье подробно описана предметно-развивающая среда логопедического  уголка  в логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно - развивающая среда логопедического уголка .

При организации развивающего пространства в логопедическом уголке, созданы комфортные условия, обеспечивающие безопасность детей. Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор, как эмоциональное  благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки , интересные пособия – немаловажные детали. Уголок логопеда  находится в спальной комнате группы, где  я создала и наполнила необходимым оборудованием зоны, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности .

Уголок имеет несколько зон:

1.Зона для индивидуальной работы с ребенком.

Зона с зеркалом  и двумя (тремя) стульчиками для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Здесь имеется то, что необходимо для постановки звуков: одноразовые шпатели, ватные палочки, марлевые салфетки,  вязаная лягушка с большим языком и  картинки для проведения артикуляционной гимнастики.

В этой зоне располагаются дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания ( индивидуальные  свистки, свистульки, ветряные мельницы, перышки и т.п.).

2.Зона для развития всех видов моторики (тонкой, ручной, общей) .

Массажные мячики разных цветов и размеров. Мяч среднего размера.

Игрушки – шнуровки, игрушки – застежки.

Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

«Пальчиковый бассейн» с различными наполнителями (наполнители периодически меняются)- желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками, манкой.

Мелкие и средние бусы, макаронные изделия разных цветов и леска для их нанизывания.

Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам.

Танамарески с прорезями для пальчиков.

Картотека по развитию общей моторики.

Картотека по развитию мелкой моторики.

Картотека по развитию речевого дыхания.

Картотека для гимнастики глаз.

3. Зона дидактического и игрового сопровождения.  

Данная зона отражает развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Сюда входят: картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков.

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки , тексты, словесные игры.

Лото, домино по изучаемым темам.

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

Наборы игрушек для инсценировок сказок.

Пальчиковый бумажный театр.

Настольно – печатные дидактические игры для формирования и совершенствования  грамматического строя речи.

Множество пособий сделано своими руками и придумано мною  самой

«Логопедическая улитка» предназначенная для автоматизации

свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных звуков.

«Логопедический подсолнух» также  предназначен для автоматизации

свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных звуков.

Авторская игра «Вкусное варенье» - для формирования лексико –грамматического строя речи ребенка по теме: фрукты, ягоды.

Авторская игра «Вкусный обед» - для формирования лексико –грамматического строя речи ребенка по теме: овощи.

Авторская игра «Угадай, что в мешочке» - для формирования лексико –грамматического строя речи ребенка по теме: злаки, а также для развития тактильных ощущений, что немаловажно для  плохоговорящих детей.

5.Зона по обучению грамоте.

Здесь представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности.

Настенный и разрезной алфавит.

Магнитная азбука,

кубики с буквами,

слоговые таблицы,

Авторское настенное пособие «Буквоград», где отражена связь между буквой и звуком.

Настольно – печатные дидактические игры для развития навыков  звукового и слогового анализа и синтеза (« Подбери схему», « Веселые лягушки» « Помоги Принцессе», ««Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.)

Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. Атрибуты для игры в школу.

Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (плоскостные изображения  корзинок, паровозика для определения места звука в слове, квадраты трех цветов).

Дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п.  

Делая акцент на развитие связной речи, уголок оснащает более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.

5. Зона методических материалов и пособий.

Она представлена шкафом,  и содержит следующие разделы:

Справочная литература по логопедии.

Материалы по обследованию речи детей.

Методическая литература по коррекции звукопроизношения.

Методическая литература по преодолению ФФНР.

Методическая литература по преодолению ОНР.

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и пластиковых конвертах) .

Паспорт логопедического кабинета.

Нормативные документы.

Методический комплект программы.

Перспективное планирование на учебный год.

Журнал посещаемости детьми логопедических занятий.

Речевые карты.

Планы индивидуальной работы с детьми.

Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда. Составляя еженедельные задания воспитателям, я не только даю им  методические рекомендации, но и обеспечиваю педагогов необходимыми играми и пособиями из своего уголка, что позволяет эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

6. Зона современного оборудования.

Здесь располагается личный ноутбук с набором обучающих компьютерных программ, диски с программами, логопедическими играми и  авторские электронные пособия.

7. Консультативная зона для работы с родителями (в приемной).  

Здесь расположено информационное окно, с краткой информацией для родителей, папка с рекомендациямипредставлена специальная литература и меняющаяся подборка речевых игр.

Так же помещен «График работы логопеда» и график «Индивидуальной работы с детьми».

Организация предметно - развивающей среды в уголке логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом уголке – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Предметно-развивающая образовательная среда логопедический группе "Мичээр"

Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «След...