Рабочая программа логопункта
рабочая программа по логопедии

ДОНЕНКО ИННА БОРИСОВНА

Коррекционная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_logopunkt_mbdou.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Утверждаю: _____                                                                                                    Принята: ____________________

Л.В. Серебренникова                                                                                                  на педагогическом совете № _1__

Заведующий МБДОУ № 27                                                                                        от 29.08.2018

Рабочая программа по коррекции и развитию речи

детей среднего и старшего дошкольного возраста

МБДОУ № 27

На 2018-2020 гг

Разработал: Доненко И.Б

 учитель-логопед МБДОУ № 27

кв. категория: СЗД ; стаж- 7 л

п. Красногвардейский

№ п.п

Содержание

Страница

I

Целевой раздел

1

Пояснительная записка  

2

1.1

Цели и задачи реализации программы

2

1.2.

 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей логопедического пункта МБДОУ № 27»  

3

2

Планируемые результаты освоения   программы  

4

2.1

Планируемые результаты освоения  программы

4

2.2

Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.

5

II

Содержательный раздел.

5

1

Формы, способы, методы и средства реализации  программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

5

1.1.

Содержание и организация коррекционной работы

5

1.2.

Направления  коррекционной работы

6

1.3.

Система взаимодействия  с семьями воспитанников.

9

1.4.

Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.

9

III

Организационный раздел

10

1.

Материально-техническое обеспечение программы

10

1.1

Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.

10

1.2

Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.

11

2.

Режим дня.

12

2.1

Режим дня

12

3.

Примерное комплексно-тематическое планирование

13

4

Содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

18

                                                     

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования   МБДОУ № 27, в соответствии с  ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

-  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОО с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОО.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации он может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия,  разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОО любого типа, результативна и малозатратна.

1.1. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: 

- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи программы:  

- осуществление мониторинга речевого развития детей;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции речевого дефекта ребёнка с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно– образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также оптимизации процесса логопедического воздействия.

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей контингента логопедического пункта МБДОУ № 27  (дети 4-7 лет)

     Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи:

        Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

        В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

        К  ОНР и НВ ОНР отнесены дети с нарушенными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

     Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.  Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.  

     Коррекционно-развивающая деятельность с детьми  с ФФНР и ОНР III - IV уровней речевого развития строится с учетом особенностей психического развития детей.  Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III - IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.

     Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.

     Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.

     Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

                                              Список детей на___________________г

1

12

2

13

3

14

4

15

5

16

6

17

7

18

8

19

9

20

10

21

11

22

                       2. Планируемые результаты  освоения  программы

2.1  Планируемый результат:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.

 Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОО  может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОО Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОО реализуется по следующим направлениям:

- I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение.  Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

- II направление - работа с детьми,  принятыми на логопункт.

С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября  и с 10 по 31 мая.

Цель обследования:

- Выявить детей, имеющих нарушения речи.

- Зачислить детей в логопедический пункт, с учетом выявленных нарушений.

- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

- Фонематическое восприятие                      - Артикуляционная моторика

- Звукопроизношение                                   - Сформированность звуко-слоговой структуры

- Навыки языкового анализа                        - Грамматический строй речи

- Навыки словообразования                          - Понимание логико-грамматических конструкций

- Связная речь

Используемая методика: 

- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»,

 Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга: Сбор анамнестических данных, беседы с родителями, с детьми, и  воспитателями

                                               II. Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации  программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

  1. Содержание и организация коррекционной работы      

       Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников. В  течение учебного года специалисты (учитель-логопед, воспитатели) реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольных групп и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

  В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:    

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных     перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в дошкольных группах  возможностей;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие   ребенка, динамику его состояния;

- при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также   при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ПМПк - направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию в г. Реж.

                                        Организация работы учителя-логопеда.

Содержание

Дата

Возраст

Контроль

1.

Обследование устной речи детей. Прием в логопункт

сентябрь

Старшая и подготовительная группы

Протоколы, речевые карты

2.

Логопедические минутки

Ежедневно в течение года

Старшая-подготовительная группы

 Перспективные планы

3.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

Сентябрь-май

Старшая и подготовительная группы

Перспективные планы

Календарные планы

4.

Выпуск детей из логопункта

май

Старшая и подготовительная группы

Протоколы

5.

Обследование устной речи детей 3-5 лет

Сентябрь, май

младшие, средние группы

Таблицы обследования

2. Направления коррекционной работы.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

                              Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

- Поваляева М.А. Справочник логопеда.

- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  Полученные данные заносятся в речевые карты детей.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных  маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

                               Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая,  подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии СанПиН продолжительность подгрупповых занятий 5-го года жизни 20 минут, 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-6 человек.

Продолжительность занятий с детьми:    ФНР – 6 месяцев; ФФНР и ФНР (дизартрического генеза)– 1 год;  ОНР – 1-2-3 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-25 минут.

  ФН –1 - 2  раза в неделю;

  ФФНР  – 2   раза в неделю;

  ОНР – 2 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Тематические планы логопедических занятий:

- по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 4-6 лет.

Планирование разделено на 3 периода обучения:

- сентябрь – ноябрь (20 занятий)

- декабрь – февраль (24 занятия)

-  март – май (14 занятий).

Всего в год – 58 часов. Из них:

- формирование лексико-грамматических категорий – 26 часов

- развитие фонетической стороны речи – 23 часа

- развитие связной речи – 9 часов.

- по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи с детьми  6-7 лет.

Планирование разделено на 2 периода обучения:

- октябрь – декабрь (38 занятий)

- январь – апрель (40 занятий)

Всего в год – 78 часов. Из них:

- совершенствование лексико-грамматических представлений – 37 часов

- совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте – 30 часов

- развитие связной речи – 11 часов

Форма организации занятий – групповая (по 5-6 детей). Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 25-30 минут.

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов:

- тема занятия – задачи - количество часов - планируемый результат - контроль

     К тематическому плану разработаны и составлены календарные планы на каждую неделю учебного года (с октября по апрель включительно). Календарные планы также составлены в форме таблицы с выделением разделов:

- Неделя, месяц

- Тема

- Цели

- План занятия

- Оборудование

- Литература

        Материал в каждом конспекте рассчитан на 2  подгрупповых занятия (в старшей группе – 2, в подготовительной – 2). На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с индивидуальными возможностями детей, подобранных в одну подгруппу, с учетом их речевого дефекта.  

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

- совершенствование мимической моторики.

- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

     В работе с детьми используются  технологии развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- поддержка у детей ощущения успешности.

3. Система взаимодействия  с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).     После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию  о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу,  предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

     Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

Приложение №4 Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).      

4.  Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Основными принципами сотрудничества с социальными партнёрами являются:

- установление интересов каждого из партнеров;

- совместное формирование целей и задач деятельности;

- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей  по решению проблем;

- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;

- значимость социального партнерства для каждой из сторон.

Условиями эффективного взаимодействия  с социальными партнерами выступают:

- - установление доверительных и деловых контактов;

- использование образовательного и творческого потенциала социума;

- использование активных форм и методов общения.

Социальный партнёр

Характер содержания деятельности

ЦРБ (ОВП № 1, 2, 3 п. Красногвардейский)

Взаимодействие в лечебно- коррекционной деятельности.

III.  Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение программы.

Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.

 Основными  функциями предметной развивающей среды, являются:

-сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;

- гуманизация дошкольного образования;

 -повышение эффективности и качества дошкольного образования;

 - критериально-оценочная функция.

Принципы организации предметной развивающей среды:

- соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

- вариативности (соответствие виду ДОО, региональному компоненту и культурным традициям);

- комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

- разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.

Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:

- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей.

- Для детей с ОНР необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития.

- Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).

1.1 Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы. 

Для обеспечения коррекционно-развивающей  деятельности логопедический кабинет МБДОУ № 27 располагает современной информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.

Наименование

Количество

Ноутбук

1

Интерактивная доска

1

проектор

1

Учебно-методическая литература

54

Методические пособия и худ. литература

36

Учебные пособия

24

Логопедическая парта

3

1.2. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.

Учебно-методическая оснащенность логопедического пункта позволяет проводить коррекционно-развивающую  деятельность на высоком уровне. Учителя-логопеды располагают учебно-методической литературой и пособиями для реализации коррекционно-

 логопедам развивающей  программы.

  1. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  5. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  7. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  8. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
  9. Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  10. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  12. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  13. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  14. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  15. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  16.  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  18. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и  методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
  21.  Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. Изд.Акцидент. 1998.
  22. Т.А.Ткаченко. В первый класс – без дефектов речи. С-П. Изд «Детство-пресс».1999.

                                                      2.Режим дня

2.1   Режим дня  (время для логопедических занятий выделено красным цветом)

Режимные моменты

Время

Прием

7.30-8.10

Утренняя гимнастика

8.10-8. 20

Логопедическая минутка

8.20-8.40

Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков

8.40-8.45

Завтрак

8.45-9.00

НОД в чередовании с динамическими паузами

9.00-10.50

 Самостоятельная игровая деятельность. Подготовка к прогулке

10.50-11.00

прогулка

11.00- 12.30

Возвращение с прогулки.  Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков

12.30-12.40

Обед

12.40-12.55

Подготовка ко сну

12.55-13.00

Сон

13.00-15.00

Подъем, закаливание, водные процедуры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.30

Самостоятельная игровая  или совместная образовательная деятельность

15.30-16.30

Прогулка, уход домой

16.30-17.30

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-6 Л)

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Месяц

Неделя

Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Развитие связной речи

СЕНТЯБРЬ

1

Обследование

2

Обследование

3

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Детский сад

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

4

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Игрушки

Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

ОКТЯБРЬ

1

Звук и буква У

Осень

Составление описательного рассказа на тему «Осень»

2

Звук и буква А

Деревья. Листья

Пересказ описательного рассказа с опорой на схему

3

Звуки У - А

Овощи. Огород

Составление   описательного   рассказа   об овощах с опорой на схему

4

Звук и буква И

Фрукты, ягоды. Сад

Составление   описательного   рассказа   о фруктах с опорой на схему

НОЯБРЬ

1

Звуки  А-У-И

 Грибы.

Пересказ рассказа В. Сутеева «Под грибом»

2

Звук и буква О

Перелетные птицы

Составление рассказа – описания о птице

3

Звуки А-У-И-О

Домашние птицы и их детеныши

Пересказ рассказа «День рождения цыплёнка» по серии сюжетных картин

4

Звук и буква Ы

Домашние животные и их детеныши

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Месяц

Неделя

Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Развитие связной речи

Декабрь

1

Звук и буква М

Дом. Его части

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома»

2

Звук и буква Н

Мебель.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

3

Звук и буква Т

Посуда

Составление загадок-описаний о посуде

4

Звук Т’. Буква Т.

Продукты питания

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин

5

Звуки К’-К. Буква К

Зима. Новогодний праздник

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

Январь

1

Каникулы

2

Звуки Б- Б’. Буква Б.

Зима. Зимние забавы

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

3

Звуки П-П’. Буква П

Зимующие птицы

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.

4

Звуки П-Б.

Дикие животные зимой

Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.»)

Февраль

1

Звук и буква Э

Животные севера

Рассказ-сравнение «Морж и еж»

2

Звуки Д – Д’. Буква Д

Животные жарких стран

Рассказ – описание «Слон »

3

Звуки Г – Г’. Буква Г

День защитника Отечества

Составление рассказа «Границы Родины – на замке»

4

Звук Л’. Буква Л

Транспорт. ПДД

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

3 период обучения (март, апрель, май)

Месяц

Неделя

Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Развитие связной речи

Март

1

Звук и буква С

Семья

Составление рассказа «Семья дома»

2

Звук С’. Буква С.

Мамин праздник. Профессии наших мам.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

3

Звук и буква Ш

Весна

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

4

Звуки С - Ш

Обувь, одежда, головные уборы

Описательный рассказ «Одежда»

Апрель

1

Звуки Х – Х’. Буква Х

Профессии

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

2

Звуки В – В’. Буква В

День Космонавтики

Составление рассказа «Космические путешествия»

3

Звук и буква З

Моя Родина – Татарстан.

Наш город.

Пересказ рассказа С.А. Баруздина

«Страна, где мы живем»

4

Звук З’. Буква З

Цветы

Пересказ румынской  сказки «Ромашка»

Май

1

Звук и буква Ж

Насекомые

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

2

Звуки З - Ж

Праздник 9 мая

Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»

3

Звуки Ш-Ж

Наше тело и здоровье

Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек

4

Звуки Ф – Ф’. Буква Ф

Лето

Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине

Примечание:  при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное  занятие на изучение данного звука.  

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия  «звук»,  «твердый звук»,  «мягкий звук»,  «глухой звук»,  «звонкий звук»,  «слог»,  «слово», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой  анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  •  общаться, используя в речи  словосочетания простые нераспространенные предложении.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ   ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Месяц

Неделя

Развитие фонетико-

фонематической стороны речи и  

обучение грамоте

Развитие лексико-грамматической

стороны речи

Развитие связной речи

СЕНТЯБРЬ

1

Обследование

2

Обследование

3

Звук и буква У

Профессии детского сада

Составление рассказа по картине «Повар»

Звук и буква А

4

Звуки У - А

Откуда хлеб на стол пришел?

Составление рассказа по опорным  картинкам  «Как хлеб на стол пришел?»

Звук и буква И

ОКТЯБРЬ

1

Звуки П-П’. Буква П

Осень. Периоды осени

Составление рассказа  по теме «Осень» по предметным  картинкам

Звуки К-К’. Буква К

2

Звуки Т-Т’. Буква Т

Деревья, кустарники. Листья

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания

Звуки и буквы К-Т

3

Звуки и буквы П-Т-К

Огород. Овощи.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

Звук и буква О

4

Звук и буква Ы

Сад. Фрукты, ягоды

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

Звуки и буквы А,У, И, Ы, О

НОЯБРЬ

1

Звуки Х-Х’. Буква Х

Лес. Грибы и ягоды

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

Звуки и буквы К-Х

2

Звуки М-М’. Буква М

Осень. Перелетные птицы

Составление рассказа «Птицы улетают»

Звуки Н-Н’. Буква Н

3

Звуки М-Н. Буквы М-Н

Домашние птицы и их детеныши

Составление описательного рассказа с опорой на схему

Звук и буква Б

4

Звуки Б-Б’. Буква Б

Домашние животные и их детеныши

Составление  рассказа  «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

Звуки П-Б. Буквы П-Б

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Месяц

Неделя

Развитие фонетико-

фонематической стороны речи и  

обучение грамоте

Развитие лексико-грамматической

стороны речи

Развитие связной речи

ДЕКАБРЬ

1

Звук и буква С

Дом. Его части

 

Составление рассказа «Дом, в котором

я живу» (из личного опыта)

Звуки С-С’. Буква С

2

Звук и буква З

Мебель

Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель?» по опорным картинкам и словам

Звуки З-З’. Буква З

3

Звуки С’-З’

Бытовые приборы. Посуда

Пересказ русской народной сказки «Лиса и

журавль» (с элементами драматизации)

Звуки С-З

4

Звуки В-В’. Буква В

Продукты питания

Пересказ сказки «Колосок»

Звуки Ф-Ф’. Буква Ф

5

Звук Ф-В

Зима. Новогодний праздник

Составление рассказа «Как мы елку украшали» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

ЯНВАРЬ

1

Каникулы

2

Звук Д. Буква Д

Зима. Зимние забавы

Составление рассказа «Зимние забавы» по

сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)

Звуки Д-Д’. Буква Д

3

Звуки Т-Д

Зимующие птицы

Составление рассказа «Кормушка» по серии

сюжетных картин

Звуки Т’-Д’

4

Звук и буква Г

Дикие животные наших лесов.

Зимовка зверей

Составление описательного рассказа «Белка»

Звук Г-Г’. Буква Г

ФЕВРАЛЬ

1

Звуки Г-К

Животные севера  

Составление рассказа – описания  с опорой на схему «Пингвин»

Звук и буква Э

2

Звук и буква Ш

Животные жарких стран

Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон

спас хозяина от тигра»

Звуки С-Ш

3

Звук и буква Ж

Транспорт. Правила дорожного движения

Составление рассказа «Все хорошо, что  хорошо кончается» по сюжетной картине с  придумыванием предшествующих и последующих событий

Звуки Ж-З

4

Звуки Ж-Ш

День защитника Отечества. Военные профессии

Составление рассказа «Собака — санитар»

по серии сюжетных картин

Звуки Ш-Ж- С-З

3 период обучения (март, апрель, май)

Месяц

Неделя

Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте

Развитие лексико-грамматической

стороны речи

Развитие связной речи

МАРТ

1

Звук и буква Ц

Семья

Составление рассказа по сюжетной картине

«Семья»

Звуки Ц - С

2

Звук и букваЧ

Мамин праздник. Профессии наших мам

Составление рассказа

 «Поздравляем маму»

 по сюжетной картине с придумыванием

предшествующих и последующих событий

Звуки Ч – Т’

3

Звук и буква Щ

Весна

Пересказ рассказа Г.А, Скребицкого «Весна»

Звуки Щ-Ч

4

    Звуки Щ- Т’

Одежда, обувь, головные уборы

Составление описательного рассказа с опорой на схему

Звуки Щ-Ч-С’- Т’

АПРЕЛЬ

1

Звук и буква Л

Профессии.

Орудия труда и инструменты

Пересказ сказки  К. Ушинского «Две косы»

2

Звук Л’. Буква Л

День Космонавтики

«Путешествие к далеким планетам» составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на план

Звуки  Л’- Л

3

Звук и буква Р

Моя родина – Татарстан. Наш город

Пересказ рассказа С.А. Баруздина

«Страна, где мы живем» с изменением главных

действующих лиц и добавлением

последующих событий

Звук Р’. Буква Р

4

Звуки Р – Р’

Насекомые

 

Составление  рассказа по опорным картинкам «Майский жук»

Звуки Р – Л

МАЙ

1

Звук и буква Я

На пороге школы.

Школьные принадлежности

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)

Звук и буква Ё

2

Буква Ю

Праздник 9 мая

Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»

Звук и буква Е

3

Буква Ь

Наше тело и здоровье

 

Составление  рассказа  «Человек»   по  серии

картин

Буква Ъ

4

Закрепление

Лето. Летние развлечения и игры

Составление рассказа «Как я проведу лето»

(на заданную тему)

закрепление

            В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую  структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.  Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения  должны употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т.д.)
  • владеть элементами грамоты: навыками предпосылок чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков(звучащие игрушки, хлопки)

2. Знакомство с гласными звуками: [ а о у э ы и ]

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков

4. Выделение гласного в начале слова , в конце слова, в середине односложных слов.

5. Подбор слов на гласные звуки.

6. Знакомство с согласными звуками:[м б д н в г п т a к х]  

7. Выделение изученных согласных звуков из слова

8. Знакомство с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звук», «буква», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками

10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками.

11. Знакомство с буквами А,О,У,Э,И,Ы,М, Н, ,П,Т ,К,Х.

12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами

1. Знакомство со звуками:[ с, з,  ш, ж, г,д,э,в,ф] и буквами С,З, В, Ф, Д, Г,Ш, Ж,Э.

2. Учить полному звуковому анализу слов

2. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на схеме.

4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог»

6. Знакомство с понятием «предложение», составление графич. Схемы предложения без предлогов, а затем с простыми предлогами.

7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания.

8.Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв

9. Обучить послоговому чтению слов.

1. Знакомство со звуками [ц,ч, щ, й, л, р ] и буквами Ц, Ч, Щ, Й Л Р Ь Я Е Ё Ю

3. Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков наглядной основы, подбору слов по моделям

3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений

4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов

5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

 Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: Детский сад

Откуда хлеб пришел

Осень. Периоды осени

Деревья, кустарники. Листья

Овощи. Огород

Фрукты, ягоды. Сад

Лес. Грибы и ягоды

Осень. Перелетные птицы

Домашние птицы и их детеныши

Домашние животные и их детеныши

Расширение и уточнение словаря по темам: Дом. Его части

Мебель

Бытовые приборы. Посуда

Продукты питания

Зима. Новогодний праздник

Зима. Зимние забавы и развлечения

Зимующие птицы

Дикие животные. Зимовка зверей

Животные севера

 Животные жарких стран

День защитника Отечества. Военные профессии

Транспорт. Правила дорожного движения

Расширение и уточнение словаря по темам: Семья

Мамин праздник. Профессии наших мам

Весна

Одежда, обувь, головные уборы

Профессии. Орудия труда и инструменты

День Космонавтики

Моя родина Татарстан. Наш город

Цветы. Насекомые

Школа. Школьные принадлежности

Праздник 9 мая

Наше тело и здоровье.

Лето. Летние развлечения и игры  

 Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных ед.ч.

2. Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во мн.ч

3. Согласование глаголов с сущ. ед. и мн. числа

4. Согласование сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже

5. Согласование сущ. с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои

6. Образование сущ с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7. Согласование числительных два и пять с сущ.

1.Закрепление употребления падежных окончаний сущ. в ед и мн. числе

2. Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе и падеже

3. Согласование сущ. с числительными

4.Образование названий детёнышей животных

5. Образование притяжательных прилаг., относительных прилаг. от сущ.

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

7. Уточнение значения простых предлогов места и движения. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов, закрепиь правильное употребление предлогов

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами

3.Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней сравнения

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения

Развитие связной речи

1. Составление простых распространённых предложений

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать полным ответом

3. Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам

4. Работа над диалогической речью

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и сери картин.

1.  Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, по сюжетной картине, по серии, из опыта

2. Составление различных типов сложноподчинён. предложений с союзами

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов

 Развитие мелкой моторики

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам

2. Составление фигур, узоров из элементов

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой

4. Печатание пройденных букв в тетрадях

1. Работа по развитию пальчиковой моторики

2. Работа по развитию конструктивного праксиса

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур

4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка

5. Составление букв из элементов

6. Печатание букв, слов, предложений в тетрадях

1. Работа по развитию пальчиковой моторики

2. Работа по развитию конструктивного праксиса

Продолжить работу по обводке и штриховке фигур

4. Составление букв из элементов

5. Печатанье букв, слов и предложений в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...

рабочая программа "Преодоление ФФНР у детей 5-7 лет в условиях логопункта ДОУ

направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта...

Рабочая программа логопункта

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).  На занятиях данного курса...

Рабочая программа логопункта 2021-2022

Рабочая программа логопункта 2021-2022...

Рабочая программа логопункта

Рабочая программа на 20-23 год...