Рабочая программа логопункта
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Утверждаю: _____ Принята: ____________________
Л.В. Серебренникова на педагогическом совете № _1__
Заведующий МБДОУ № 27 от 29.08.2018
Рабочая программа по коррекции и развитию речи
детей среднего и старшего дошкольного возраста
МБДОУ № 27
На 2018-2020 гг
Разработал: Доненко И.Б
учитель-логопед МБДОУ № 27
кв. категория: СЗД ; стаж- 7 л
п. Красногвардейский
№ п.п | Содержание | Страница |
I | Целевой раздел | |
1 | Пояснительная записка | 2 |
1.1 | Цели и задачи реализации программы | 2 |
1.2. | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей логопедического пункта МБДОУ № 27» | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения программы | 4 |
2.1 | Планируемые результаты освоения программы | 4 |
2.2 | Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками. | 5 |
II | Содержательный раздел. | 5 |
1 | Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 5 |
1.1. | Содержание и организация коррекционной работы | 5 |
1.2. | Направления коррекционной работы | 6 |
1.3. | Система взаимодействия с семьями воспитанников. | 9 |
1.4. | Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами. | 9 |
III | Организационный раздел | 10 |
1. | Материально-техническое обеспечение программы | 10 |
1.1 | Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы. | 10 |
1.2 | Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями. | 11 |
2. | Режим дня. | 12 |
2.1 | Режим дня | 12 |
3. | Примерное комплексно-тематическое планирование | 13 |
4 | Содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий | 18 |
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 27, в соответствии с ФГОС ДО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОО с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОО.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации он может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОО любого типа, результативна и малозатратна.
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы:
- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- осуществление мониторинга речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции речевого дефекта ребёнка с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно– образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также оптимизации процесса логопедического воздействия.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей контингента логопедического пункта МБДОУ № 27 (дети 4-7 лет)
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
К ОНР и НВ ОНР отнесены дети с нарушенными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ФФНР и ОНР III - IV уровней речевого развития строится с учетом особенностей психического развития детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III - IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
Список детей на___________________г
1 | 12 | ||
2 | 13 | ||
3 | 14 | ||
4 | 15 | ||
5 | 16 | ||
6 | 17 | ||
7 | 18 | ||
8 | 19 | ||
9 | 20 | ||
10 | 21 | ||
11 | 22 |
2. Планируемые результаты освоения программы
2.1 Планируемый результат:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОО может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОО Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;
определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОО реализуется по следующим направлениям:
- I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение. Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
- II направление - работа с детьми, принятыми на логопункт.
С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 10 по 31 мая.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей в логопедический пункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие - Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение - Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа - Грамматический строй речи
- Навыки словообразования - Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика:
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»,
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга: Сбор анамнестических данных, беседы с родителями, с детьми, и воспитателями
II. Содержательный раздел.
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
- Содержание и организация коррекционной работы
Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников. В течение учебного года специалисты (учитель-логопед, воспитатели) реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольных групп и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в дошкольных группах возможностей;
- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ПМПк - направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию в г. Реж.
Организация работы учителя-логопеда.
Содержание | Дата | Возраст | Контроль | |
1. | Обследование устной речи детей. Прием в логопункт | сентябрь | Старшая и подготовительная группы | Протоколы, речевые карты |
2. | Логопедические минутки | Ежедневно в течение года | Старшая-подготовительная группы | Перспективные планы |
3. | Коррекционно-развивающие занятия с детьми | Сентябрь-май | Старшая и подготовительная группы | Перспективные планы Календарные планы |
4. | Выпуск детей из логопункта | май | Старшая и подготовительная группы | Протоколы |
5. | Обследование устной речи детей 3-5 лет | Сентябрь, май | младшие, средние группы | Таблицы обследования |
2. Направления коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Полученные данные заносятся в речевые карты детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПиН продолжительность подгрупповых занятий 5-го года жизни 20 минут, 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-6 человек.
Продолжительность занятий с детьми: ФНР – 6 месяцев; ФФНР и ФНР (дизартрического генеза)– 1 год; ОНР – 1-2-3 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-25 минут.
ФН –1 - 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР – 2 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Тематические планы логопедических занятий:
- по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 4-6 лет.
Планирование разделено на 3 периода обучения:
- сентябрь – ноябрь (20 занятий)
- декабрь – февраль (24 занятия)
- март – май (14 занятий).
Всего в год – 58 часов. Из них:
- формирование лексико-грамматических категорий – 26 часов
- развитие фонетической стороны речи – 23 часа
- развитие связной речи – 9 часов.
- по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи с детьми 6-7 лет.
Планирование разделено на 2 периода обучения:
- октябрь – декабрь (38 занятий)
- январь – апрель (40 занятий)
Всего в год – 78 часов. Из них:
- совершенствование лексико-грамматических представлений – 37 часов
- совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте – 30 часов
- развитие связной речи – 11 часов
Форма организации занятий – групповая (по 5-6 детей). Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 25-30 минут.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов:
- тема занятия – задачи - количество часов - планируемый результат - контроль
К тематическому плану разработаны и составлены календарные планы на каждую неделю учебного года (с октября по апрель включительно). Календарные планы также составлены в форме таблицы с выделением разделов:
- Неделя, месяц
- Тема
- Цели
- План занятия
- Оборудование
- Литература
Материал в каждом конспекте рассчитан на 2 подгрупповых занятия (в старшей группе – 2, в подготовительной – 2). На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с индивидуальными возможностями детей, подобранных в одну подгруппу, с учетом их речевого дефекта.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
В работе с детьми используются технологии развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- поддержка у детей ощущения успешности.
3. Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими). После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
Приложение №4 Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).
4. Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Основными принципами сотрудничества с социальными партнёрами являются:
- установление интересов каждого из партнеров;
- совместное формирование целей и задач деятельности;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Условиями эффективного взаимодействия с социальными партнерами выступают:
- - установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Социальный партнёр | Характер содержания деятельности |
ЦРБ (ОВП № 1, 2, 3 п. Красногвардейский) | Взаимодействие в лечебно- коррекционной деятельности. |
III. Организационный раздел
1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.
Основными функциями предметной развивающей среды, являются:
-сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;
- гуманизация дошкольного образования;
-повышение эффективности и качества дошкольного образования;
- критериально-оценочная функция.
Принципы организации предметной развивающей среды:
- соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);
- вариативности (соответствие виду ДОО, региональному компоненту и культурным традициям);
- комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);
- разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.
Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей.
- Для детей с ОНР необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития.
- Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).
1.1 Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.
Для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности логопедический кабинет МБДОУ № 27 располагает современной информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.
Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 |
Интерактивная доска | 1 |
проектор | 1 |
Учебно-методическая литература | 54 |
Методические пособия и худ. литература | 36 |
Учебные пособия | 24 |
Логопедическая парта | 3 |
1.2. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.
Учебно-методическая оснащенность логопедического пункта позволяет проводить коррекционно-развивающую деятельность на высоком уровне. Учителя-логопеды располагают учебно-методической литературой и пособиями для реализации коррекционно-
логопедам развивающей программы.
- Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
- Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. Изд.Акцидент. 1998.
- Т.А.Ткаченко. В первый класс – без дефектов речи. С-П. Изд «Детство-пресс».1999.
2.Режим дня
2.1 Режим дня (время для логопедических занятий выделено красным цветом)
Режимные моменты | Время |
Прием | 7.30-8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.10-8. 20 |
Логопедическая минутка | 8.20-8.40 |
Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков | 8.40-8.45 |
Завтрак | 8.45-9.00 |
НОД в чередовании с динамическими паузами | 9.00-10.50 |
Самостоятельная игровая деятельность. Подготовка к прогулке | 10.50-11.00 |
прогулка | 11.00- 12.30 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков | 12.30-12.40 |
Обед | 12.40-12.55 |
Подготовка ко сну | 12.55-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливание, водные процедуры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.30 |
Самостоятельная игровая или совместная образовательная деятельность | 15.30-16.30 |
Прогулка, уход домой | 16.30-17.30 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-6 Л)
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Месяц | Неделя | Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие связной речи |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Обследование | ||
2 | Обследование | |||
3 | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Детский сад | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям | |
4 | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках | Игрушки | Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям | |
ОКТЯБРЬ | 1 | Звук и буква У | Осень | Составление описательного рассказа на тему «Осень» |
2 | Звук и буква А | Деревья. Листья | Пересказ описательного рассказа с опорой на схему | |
3 | Звуки У - А | Овощи. Огород | Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему | |
4 | Звук и буква И | Фрукты, ягоды. Сад | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | |
НОЯБРЬ | 1 | Звуки А-У-И | Грибы. | Пересказ рассказа В. Сутеева «Под грибом» |
2 | Звук и буква О | Перелетные птицы | Составление рассказа – описания о птице | |
3 | Звуки А-У-И-О | Домашние птицы и их детеныши | Пересказ рассказа «День рождения цыплёнка» по серии сюжетных картин | |
4 | Звук и буква Ы | Домашние животные и их детеныши | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Месяц | Неделя | Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие связной речи |
Декабрь | 1 | Звук и буква М | Дом. Его части | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» |
2 | Звук и буква Н | Мебель. | Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | |
3 | Звук и буква Т | Посуда | Составление загадок-описаний о посуде | |
4 | Звук Т’. Буква Т. | Продукты питания | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин | |
5 | Звуки К’-К. Буква К | Зима. Новогодний праздник | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета | |
Январь | 1 | Каникулы | ||
2 | Звуки Б- Б’. Буква Б. | Зима. Зимние забавы | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | |
3 | Звуки П-П’. Буква П | Зимующие птицы | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. | |
4 | Звуки П-Б. | Дикие животные зимой | Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.») | |
Февраль | 1 | Звук и буква Э | Животные севера | Рассказ-сравнение «Морж и еж» |
2 | Звуки Д – Д’. Буква Д | Животные жарких стран | Рассказ – описание «Слон » | |
3 | Звуки Г – Г’. Буква Г | День защитника Отечества | Составление рассказа «Границы Родины – на замке» | |
4 | Звук Л’. Буква Л | Транспорт. ПДД | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок |
3 период обучения (март, апрель, май)
Месяц | Неделя | Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие связной речи |
Март | 1 | Звук и буква С | Семья | Составление рассказа «Семья дома» |
2 | Звук С’. Буква С. | Мамин праздник. Профессии наших мам. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку | |
3 | Звук и буква Ш | Весна | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин | |
4 | Звуки С - Ш | Обувь, одежда, головные уборы | Описательный рассказ «Одежда» | |
Апрель | 1 | Звуки Х – Х’. Буква Х | Профессии | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
2 | Звуки В – В’. Буква В | День Космонавтики | Составление рассказа «Космические путешествия» | |
3 | Звук и буква З | Моя Родина – Татарстан. Наш город. | Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» | |
4 | Звук З’. Буква З | Цветы | Пересказ румынской сказки «Ромашка» | |
Май | 1 | Звук и буква Ж | Насекомые | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы |
2 | Звуки З - Ж | Праздник 9 мая | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» | |
3 | Звуки Ш-Ж | Наше тело и здоровье | Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек | |
4 | Звуки Ф – Ф’. Буква Ф | Лето | Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине |
Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.
В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- общаться, используя в речи словосочетания простые нераспространенные предложении.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Месяц | Неделя | Развитие фонетико- фонематической стороны речи и обучение грамоте | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие связной речи | |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Обследование | |||
2 | Обследование | ||||
3 | Звук и буква У | Профессии детского сада | Составление рассказа по картине «Повар» | ||
Звук и буква А | |||||
4 | Звуки У - А | Откуда хлеб на стол пришел? | Составление рассказа по опорным картинкам «Как хлеб на стол пришел?» | ||
Звук и буква И | |||||
ОКТЯБРЬ | 1 | Звуки П-П’. Буква П | Осень. Периоды осени | Составление рассказа по теме «Осень» по предметным картинкам | |
Звуки К-К’. Буква К | |||||
2 | Звуки Т-Т’. Буква Т | Деревья, кустарники. Листья | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Звуки и буквы К-Т | |||||
3 | Звуки и буквы П-Т-К | Огород. Овощи. | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Звук и буква О | |||||
4 | Звук и буква Ы | Сад. Фрукты, ягоды | Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Звуки и буквы А,У, И, Ы, О | |||||
НОЯБРЬ | 1 | Звуки Х-Х’. Буква Х | Лес. Грибы и ягоды | Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | |
Звуки и буквы К-Х | |||||
2 | Звуки М-М’. Буква М | Осень. Перелетные птицы | Составление рассказа «Птицы улетают» | ||
Звуки Н-Н’. Буква Н | |||||
3 | Звуки М-Н. Буквы М-Н | Домашние птицы и их детеныши | Составление описательного рассказа с опорой на схему | ||
Звук и буква Б | |||||
4 | Звуки Б-Б’. Буква Б | Домашние животные и их детеныши | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Звуки П-Б. Буквы П-Б |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Месяц | Неделя | Развитие фонетико- фонематической стороны речи и обучение грамоте | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие связной речи | ||
ДЕКАБРЬ | 1 | Звук и буква С | Дом. Его части
| Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Звуки С-С’. Буква С | ||||||
2 | Звук и буква З | Мебель | Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель?» по опорным картинкам и словам | |||
Звуки З-З’. Буква З | ||||||
3 | Звуки С’-З’ | Бытовые приборы. Посуда | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | |||
Звуки С-З | ||||||
4 | Звуки В-В’. Буква В | Продукты питания | Пересказ сказки «Колосок» | |||
Звуки Ф-Ф’. Буква Ф | ||||||
5 | Звук Ф-В | Зима. Новогодний праздник | Составление рассказа «Как мы елку украшали» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета | |||
ЯНВАРЬ | 1 | Каникулы | ||||
2 | Звук Д. Буква Д | Зима. Зимние забавы | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда) | |||
Звуки Д-Д’. Буква Д | ||||||
3 | Звуки Т-Д | Зимующие птицы | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | |||
Звуки Т’-Д’ | ||||||
4 | Звук и буква Г | Дикие животные наших лесов. Зимовка зверей | Составление описательного рассказа «Белка» | |||
Звук Г-Г’. Буква Г | ||||||
ФЕВРАЛЬ | 1 | Звуки Г-К | Животные севера | Составление рассказа – описания с опорой на схему «Пингвин» | ||
Звук и буква Э | ||||||
2 | Звук и буква Ш | Животные жарких стран | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | |||
Звуки С-Ш | ||||||
3 | Звук и буква Ж | Транспорт. Правила дорожного движения | Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | |||
Звуки Ж-З | ||||||
4 | Звуки Ж-Ш | День защитника Отечества. Военные профессии | Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин | |||
Звуки Ш-Ж- С-З |
3 период обучения (март, апрель, май)
Месяц | Неделя | Развитие фонетико-фонематической стороны речи с элементами обучения грамоте | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие связной речи |
МАРТ | 1 | Звук и буква Ц | Семья | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» |
Звуки Ц - С | ||||
2 | Звук и букваЧ | Мамин праздник. Профессии наших мам | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | |
Звуки Ч – Т’ | ||||
3 | Звук и буква Щ | Весна | Пересказ рассказа Г.А, Скребицкого «Весна» | |
Звуки Щ-Ч | ||||
4 | Звуки Щ- Т’ | Одежда, обувь, головные уборы | Составление описательного рассказа с опорой на схему | |
Звуки Щ-Ч-С’- Т’ | ||||
АПРЕЛЬ | 1 | Звук и буква Л | Профессии. Орудия труда и инструменты | Пересказ сказки К. Ушинского «Две косы» |
2 | Звук Л’. Буква Л | День Космонавтики | «Путешествие к далеким планетам» составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на план | |
Звуки Л’- Л | ||||
3 | Звук и буква Р | Моя родина – Татарстан. Наш город | Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | |
Звук Р’. Буква Р | ||||
4 | Звуки Р – Р’ | Насекомые
| Составление рассказа по опорным картинкам «Майский жук» | |
Звуки Р – Л | ||||
МАЙ | 1 | Звук и буква Я | На пороге школы. Школьные принадлежности | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) |
Звук и буква Ё | ||||
2 | Буква Ю | Праздник 9 мая | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» | |
Звук и буква Е | ||||
3 | Буква Ь | Наше тело и здоровье |
Составление рассказа «Человек» по серии картин | |
Буква Ъ | ||||
4 | Закрепление | Лето. Летние развлечения и игры | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) | |
закрепление |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения должны употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т.д.)
- владеть элементами грамоты: навыками предпосылок чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений | 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков(звучащие игрушки, хлопки) 2. Знакомство с гласными звуками: [ а о у э ы и ] 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков 4. Выделение гласного в начале слова , в конце слова, в середине односложных слов. 5. Подбор слов на гласные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками:[м б д н в г п т a к х] 7. Выделение изученных согласных звуков из слова 8. Знакомство с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звук», «буква», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками 10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками. 11. Знакомство с буквами А,О,У,Э,И,Ы,М, Н, ,П,Т ,К,Х. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами | 1. Знакомство со звуками:[ с, з, ш, ж, г,д,э,в,ф] и буквами С,З, В, Ф, Д, Г,Ш, Ж,Э. 2. Учить полному звуковому анализу слов 2. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на схеме. 4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог» 6. Знакомство с понятием «предложение», составление графич. Схемы предложения без предлогов, а затем с простыми предлогами. 7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания. 8.Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв 9. Обучить послоговому чтению слов. | 1. Знакомство со звуками [ц,ч, щ, й, л, р ] и буквами Ц, Ч, Щ, Й Л Р Ь Я Е Ё Ю 3. Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков наглядной основы, подбору слов по моделям 3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений 4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов 5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме. |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам: Детский сад Откуда хлеб пришел Осень. Периоды осени Деревья, кустарники. Листья Овощи. Огород Фрукты, ягоды. Сад Лес. Грибы и ягоды Осень. Перелетные птицы Домашние птицы и их детеныши Домашние животные и их детеныши | Расширение и уточнение словаря по темам: Дом. Его части Мебель Бытовые приборы. Посуда Продукты питания Зима. Новогодний праздник Зима. Зимние забавы и развлечения Зимующие птицы Дикие животные. Зимовка зверей Животные севера Животные жарких стран День защитника Отечества. Военные профессии Транспорт. Правила дорожного движения | Расширение и уточнение словаря по темам: Семья Мамин праздник. Профессии наших мам Весна Одежда, обувь, головные уборы Профессии. Орудия труда и инструменты День Космонавтики Моя родина Татарстан. Наш город Цветы. Насекомые Школа. Школьные принадлежности Праздник 9 мая Наше тело и здоровье. Лето. Летние развлечения и игры |
Грамматический строй речи | 1. Отработка падежных окончаний имён существительных ед.ч. 2. Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во мн.ч 3. Согласование глаголов с сущ. ед. и мн. числа 4. Согласование сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже 5. Согласование сущ. с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои 6. Образование сущ с уменьшительно-ласкательными суффиксами 7. Согласование числительных два и пять с сущ. | 1.Закрепление употребления падежных окончаний сущ. в ед и мн. числе 2. Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе и падеже 3. Согласование сущ. с числительными 4.Образование названий детёнышей животных 5. Образование притяжательных прилаг., относительных прилаг. от сущ. 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида 7. Уточнение значения простых предлогов места и движения. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов | 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов, закрепиь правильное употребление предлогов 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами 3.Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней сравнения 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения |
Развитие связной речи | 1. Составление простых распространённых предложений 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать полным ответом 3. Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам 4. Работа над диалогической речью 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и сери картин. | 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, по сюжетной картине, по серии, из опыта 2. Составление различных типов сложноподчинён. предложений с союзами 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов |
Развитие мелкой моторики | 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам 2. Составление фигур, узоров из элементов 3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой 4. Печатание пройденных букв в тетрадях | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики 2. Работа по развитию конструктивного праксиса 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур 4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка 5. Составление букв из элементов 6. Печатание букв, слов, предложений в тетрадях | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики 2. Работа по развитию конструктивного праксиса Продолжить работу по обводке и штриховке фигур 4. Составление букв из элементов 5. Печатанье букв, слов и предложений в тетрадях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте
Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...
рабочая программа "Преодоление ФФНР у детей 5-7 лет в условиях логопункта ДОУ
направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта...
Рабочая программа логопункта
Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). На занятиях данного курса...
Рабочая программа логопункта 2021-2022
Рабочая программа логопункта 2021-2022...
Рабочая программа логопункта
Рабочая программа на 20-23 год...