Диагностика психического развития и речи детей до 7 лет
методическая разработка по логопедии на тему

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Схема диагностики психического развития и речи детей  до 7 лет. Адресована специалистам логопедам и психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon диагностические материалы174 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И  РЕЧИ ДЕТЕЙ ДО 7 ЛЕТ

Контакт (речевой, зрительный, жестовый, мимический)

- в контакт не вступает

- проявляет речевой негативизм

- формальный контакт (внешний)

- в контакт вступает не сразу, с большим трудом

- не проявляет заинтересованности в контакте

- контакт избирательный

- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность

Вегетативно-инстинктивная сфера

Сон – бодрствование, питание – выделение, кожные реакции. Поведение, связанное с данной сферой.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования)

  1. Обучаемость отсутствует. Помощь не использует. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
  2. Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос заданий затруднен.
  3. Ребенок обучаем, использует помощь взрослого, переходит от боле низкого способа выполнения заданий к более высокому. Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.

Реакция на оценку

  1. На одобрение: адекватная (радуется, ждет одобрения) / неадекватная (не реагирует, равнодушен).
  2. На замечание: адекватная (исправляет, обижается) / неадекватная (делает назло)  / нет реакции.
  3. На неудачу:

- неудачу оценивает (замечает неправильность, исправляет ошибки)

- отсутствует оценка неудачи

-  негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Эмоционально-волевая сфера

  1. активный / пассивный; бодрый / вялый; инертный; работает с удовольствием / из подчинения;
  2. поведение адекватное / неадекватное (избалованный, агрессивный, конфликтный, двигательно-расторможенный, суетливый);
  3. настроение, мимика, аффект (адекватность, фон, эмоциональная устойчивость, плаксивость); умение выражать эмоции: жест, мимика, рисунок;
  4. дифференциация эмоций: азбука настроений, фотографии и пиктограммы эмоций, волшебная страна чувств.
  5. тревога, страхи, фобии: Захаров, Дорки-Амен, Люшер;
  6. агрессия: кактус;
  7. сопереживание,
  8. умение рассказать о своем настроении. Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний – с 6 лет.

Деятельность

  1. Характер деятельности (с интересом, формально, деятельность неустойчивая, нет мотивации к деятельности). Познавательная активность.
  2. Работоспособность (достаточная, снижена, крайне низкая)
  3. Уровень развития деятельности
  • Проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса, степень его стойкости (занимается длительно с одной игрушкой или переходит от одной к другой):

- интереса к игрушкам не проявляет, с игрушками никак не действует, в совместную с взрослым игру не включается, самостоятельную игру не организует;

- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;

- обнаруживает стойкий, избирательный интерес к игрушкам.

  • Адекватность употребления игрушек:

- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры и качеством предмета действия);

- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его значением);

  • Характер действия с предметами – игрушками:

- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает)

- специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предмета;

- предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением – до 2 лет.

  • Процессуальные игровые действия – с двух лет, игра в мяч. (например: возит машину, одевает и раздевает куклу и т. п.)
  • Процессуальная игра с элементами замысла – два – три года. (например, нагружает кубиками машину, катает куклу);
  • Игра с элементами сюжета, элементы ролевой – с трех лет.
  • Образно-ролевая игра – с четырех лет.
  • Сюжетно-ролевая игра пять лет и старше.
  • Игры с правилами.
  • До 3-х лет – предметно - манипулятивная деятельность.
  • С 3-7 лет – игровая деятельность.
  • Старше семи – учебная деятельность.

 

Когнитивная сфера

  • Запас общих  представлений: (низкий, ограничен; ниже возрастной нормы; несколько снижен; соответствует возрасту).
  1. Восприятие:

Цвет: представление о цвете отсутствует, сличает цвета, различает цвета, знает и называет цвета.

Величина и форма: представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы по величине, различает геометрические фигуры при нестандартном изображении, называет плоскостные и объемные геометрические формы.

Цветовой гнозис:  4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Нормативы: Сличение – от 1,5 –2 лет,

                       Выбор названия – в 2 – 3 года,

                      Самостоятельное название – в 2,5 – 3 года.

Стимульный материал: Цветные наборы дидактических  игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Платья и бантики», «Цветочек и лепесточек», «Корзиночки и клубочки», «Кастрюли и крышки».

Примеры инструкций: Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток. Покажи, где красный цветочек. Какого цвета этот цветок.

Форма:

Нормативы: Сличение – от 1,5 – 2 лет,

                       Выбор названия – 2 года,

                       Самостоятельное название – в 3 года.

Стимульный материал: Круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша).

По 2 набора из 4 основных цветов.

Примеры инструкций: Дай такую же. Покажи, где кубик. Назови форму.

Предметный гнозис:

Нормативы: в 1,5 – 2 года называет 4 – 5 картинок,

                       в 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, одежда, мебель, посуда,

                       в 3 года дети знают все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: мебель, посуда, одежда, игрушки.

Стимульный материал: 10 – 12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкции: Покажи где нарисовано … Что нарисовано?.. или Что это?..

С четырех лет:

Цвет: 7 основных цветов

Форма: шар/круг, куб/квадрат, треугольник

Величина: Большой/маленький, длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий

Пространство: Далеко/близко, высоко/низко. + Слева/справа. Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте – с пяти лет.

Эмоциональных состояний: Радость, грусть, гнев – с 4-х лет  + удивление, испуг – с 5 лет

С пяти лет:

Звук: Колокольчик, свисток, бубен, хлопки, погремушка. Узнавание, описание (громкий/тихий, низкий/высокий, звонкий/глухой), подражание –

Запаха: Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный Узнавание, описание (слабый/резкий, приятный/неприятный, сладкий)

Вкуса: Сладкий, горький, кислый, соленый Узнавание, соотнесение (что еще имеет такой же вкус?)

Свойства предметов: Тяжелый/легкий, жесткий/мягкий, шершавый/гладкий, прозрачный/непрозрачный, горячий/холодный, светлый/темный, сухой мокрый.

Текстура: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный. Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание.

Временные представления: Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра. Соотнесение события со временем его происшествия.

С 6 лет:

Пространственный гнозис: зеркальные буквы, слепые часы, проба Бентона.

Зрительный гнозис: зашумленные изображения (перечеркнутые, Поппельрейтера, химеры), незавершенные изображения.

  1. Внимание

(произвольность, длительность сосредоточения, стойкость, переключение, отвлекаемость)

- ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация, неустойчивое внимание);

- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;

быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;

- плохое переключение внимания;

внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные.

4 года: Объем – 4 предмета. Устойчивость – 10-12 минут. Концентрация: нахождение в рисунке известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета при слабой штриховке.

5 лет: Объем – 5 предметов. Устойчивость – 15-20 мин. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

6 лет: Объем – 6 предметов. Устойчивость 20-25 минут. Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.

7 лет: Объем – 7-8 предметов. Устойчивость – 25-30 мин. Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки. Умение видеть двойственные изображения.

Диагностика:

До 4 лет: методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: 5 таблиц в 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Для детей 2-2,5 лет — две повторяющиеся картинки, для детей 2,5-3 лет — три повторяющиеся картинки в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее, но не ошибайся».

Анализ результатов:Скорость выполнения одной таблицы 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить от одного объекта к другому;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

4 года:

  • корректурная проба «Найди и вычеркни» (елочки-звездочки)
  • картинки – ситуации с недостающими деталями, предметами; отдельно карточка с этими предметами и 1-2 лишними, которая дается в случае затруднения (методика Россолимо)
  • сравнение картинок (чем отличаются)

5-6 лет:

  • корректурная проба «Найди и вычеркни» (фигуры),
  • «Кодирование»
  • картинки – предметы с недостающими деталями (субтест №7 Векслер)
  • сравнение картинок

6-7 лет: «Кодирование», методика Тулуз-Пьерона, корректурная проба.

  1. Память  (зрительная, слухоречевая, опосредованная, кратковременная и долговременная)

1-3 года: Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

- 1,5 года — выполняет 3 действия;

- 2 года — выполняет 3-4 действия;

- 3 года — выполняет 5 действий.

3-4 года:

  • выполнение последовательных заданий.
  • «Что изменилось, чего не стало». Задание дается с игрушками. До 4-5 предметов.
  • Повторение фразы из 4-5 слов.

4-5 лет: «Что изменилось, чего не стало» с картинками, сравнение двух картинок, повторение сложной фразы, повторение слов, звуков, цифр.

5-6 лет: опосредованное запоминание, запоминание четверостиший, две группы по 3 слова, прямой и обратный счет (по три цифры).

6-7 лет: + ассоциативная память, слухоречевая – 7-8 слов

- методика Л.В. Занкова: 5 слов (свет, обед, лес, игра, учеба), 6 картинок (лампа, хлеб, дерево, кукла, книга, корова). Подобрать картинку к слову, чтобы легче было запомнить.

- методика А.Н. Леонтьева: 9 картинок: молоток, полотенце, солнце, стакан, окно, кровать, телеграфный столб, рубашка), 5 слов (ночь, дорога, праздник, работа, молоко).

  1. Мышление:

Ключевые моменты в развитии познавательной деятельности детей 1-3,5 лет.

1 год: 1) Сам тянется к интересующей его игрушке, играет с ней. 2) Узнает на фотографии знакомых взрослых. 3) Играет в игры с неидентичными ролями. 4) Соотносит около 10 слов с предметами.

1 год 3 мес.: 1) Ставит один кубик на второй (после показа). 2) По просьбе кладет несколько кубиков в коробку (не все). 3) Рассматривает картинки в книге. 4) Показывает пальцем на интересующий его предмет, сопровождает это действие вокализацией. 5) «Присваивает» себе игрушки, прижимает к себе.

1 год 6 мес.: 1)С 3 попыток собирает доску Сегена из 3 блоков. 2) Пытается рисовать вложенным в руку карандашом. 3) По просьбе показывает на картинке некоторых животных, людей. 4) Выполняет подряд 2 просьбы («положи кубик на стол» и т. д.). 5) Показывает на себе не менее 2 частей тела.

1 год 9 мес.: 1) Чертит линию на бумаге после показа. 2) Безошибочно собирает блоки в доску Сегена. 3) По заданию кладет кубики в 2 разных емкости, различая их пользуясь только вербальной инструкцией. 4) Пододвигает стул, чтобы достать высоко лежащий предмет. 5) Показывает требуемое изображение на большинстве предлагаемых ему 10 предметных карт.

2 года: 1) Пытается рисовать круг. 2) Складывает разрезанную картинку из 2 неперевернутых частей. 3) Играет в мяч. 4) Называет 3 предмета на сюжетной картинке.

2 года 6 мес.: 1) Свободно рисует круг, горизонтальную линию. 2) Складывает разрезанную картинку из 2 перевернутых частей. 3) Строит мост из 3 кубиков. 4) Правильно называет один цвет. 5) Называет имя, фамилию.

3 года: 1) Копирует на бумаге «крест». 2) Выбирает самую длинную линию из трех. 3) Считает до двух. 4) Рассказывает стихи. 5) Понимает хотя бы 3 предлога.

3 года 6 мес.: 1) Складывает разрезанную картинку из 3 частей. 2) Различает противоположные понятия («большой— маленький», «холодный—горячий»). 3) При рассказе по сложной картинке употребляет прилагательные. 4) Правильно называет 3 цвета из 4. 5) Пересказывает сказки. 6) Рисует головонога.

Уровень развития: до 3-х лет: наглядно-действенное, с 3-х лет: наглядно-образное, с 6 лет: вербально-логическое.

Характеристика: темп, нарушения целенаправленности.

Уровни обобщения:

1 уровень (1-2года) «Кукла – это кукла».

2 уровень (2 года) кукла – любая кукла.

3 уровень (3 – 3,5 года) игрушки, посуда.

4 уровень (4 – 5 лет) игрушки, посуда, одежда и др.

Понимание: сюжетных картин, картин с нелепым смыслом, установление причинно – следственных и пространственно – временных связей, последовательности событий.

 

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Анализ

Описание предмета по известным признакам.

Исключение на основе изученных обобщений.

Выполнение заданий: найти предмет по одному или двум признакам.

описание предмета по известным признакам. Выполнение заданий «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.

умение анализировать черты характера героев сказки. Логические цепочки по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.

умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение находить решение проблемных ситуаций. Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении. Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов. Исключение на основе всех изученных обобщений.

Синтез

из 3 частей без опоры на образец, из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец.

из 4 частей без образца, из 6 частей со зрительной опорой на образец

из 6 частей без образца, из 7-8 частей с опорой на зрительный образец.

9 частей без образца и 12 частей с опорой на зрительный образец

Сравнение

По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть 5 сходств и 5 отличий.

на основе представлений и зрительного восприятия, ребенок самостоятельно выделяет 7 сходств и 7 отличий.

10 сходств и 10 отличий.

Обобщение

- по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию;

- животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь;

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений: ребенок должен самостоятельно назвать 4-5 предметов из знакомых групп.

- на основе изученных свойств

- по материалу

- по эмоциональному состоянию

- времена года, дни недели, месяцы, посуда, мебель, транспорт

выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

Первого и второго порядка.

- дикие и домашние животные

- растения (деревья, грибу, цветы, ягоды)

- вещи (головные уборы, одежда, обувь)

- рыбы, птицы, насекомые, спортивные принадлежности.

Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.

Обобщения первого и второго порядка и конкретизация на их основе.

Сериация

- по цвету – 3 оттенка

- по величине – 5 предметов

- по расположению в пространстве – 3 положения

- серия последовательных картинок к известной сказке – 4 картинки

- по цвету – 4 оттенка

- по величине – 5 предметов

- по эмоциональному состоянию – 4 карточки

- по свойствам – 3 предмета.

- по цвету – 5 оттенков

- по величине – 7 предметов

- по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) – 5 степеней выраженности

- по возрасту – 4 возрастные группы

- по степени выраженности свойств предметов – 5 степеней

- серия из 5 последовательных картинок

По всем свойствам предметов, серия из 8-10 последовательных картинок.

Классификация

на основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.

на основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.

по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

по существенным признакам.

 

Методика «Выбор по образцу»

Стимульный материал: 6 пар одинаковых предметных картинок.

Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках у психолога. Взрослый соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того, как ребенок подал одну картинку, психолог кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из двух картинок, взрослый убирает их и на их место кладет четыре другие.

Методика предъявляется детям, начиная с 1,5 - 2 лет.

Нормативы:

- выбор из 2 картинок — в 2 года;

- выбор из четырех картинок — в 3 года. Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Методика «Разрезные картинки» (наглядно-образное)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

- разрезная картинка из 2-х фрагментов — 2,5-3 года;

- разрезная картинка из 3-х фрагментов — 3—3,5 года.

Ход обследования:

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

1) совершает нецеленаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Складывание пирамидки (наглядно-действенное)

Стимульный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.

Нормативы:

  • снимает кольца с пирамидки — в 1 год;
  • собирает пирамидку без учета величины —1,5—2,5 года;
  • собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением — 3-3,5 года.
  • 4 кольца – к 4 годам
  • 5-6 колец – старше 4 лет

 Анализ:

  • собирает с учетом величины колец
  • без учета величины колец
  • способ: проба / примеривание / зрительное соотнесение (5-6 лет)

Разбор и складывание матрешки (наглядно-действенное)

Нормативы:

  • 2,5 года — двусоставную матрешку;
  • 3—3,5 года — складывает трех - четырехсоставную матрешку;
  • 4 – 5 лет – четырехсоставную;
  • старше 5 лет – шестисоставную.

 Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.);

2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой или, наоборот, при этом использует силу (вдавливание), не учитывая свойств предмета); до 2,5 лет

4) перебор вариантов, целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения); до 3 лет

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив несоответствие, меняет их); до 4 лет

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы). 5-6 лет

 

Методика «Вкладыши» (наглядно-действенное) 

Стимульный материал: 7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера 4 основных цветов.

 Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладышей не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотичная проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибочных проб с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем соотнесения друг к другу);

7) зрительное соотнесение (правильное решение задачи на основании только зрительного анализа).

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от более низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости может быть связано как с нарушением со стороны эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» (наглядно-действенное)

Стимульный материал:

деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Проведение обследования: Экспериментатор берет одну фигуру и бросает в соответствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается оказание помощи.

Анализ результатов. - силовая проба - до 3-х лет

  • целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения - 3 года и старше
  • примеривание – 3-4 года
  • зрительное соотнесение -–4-6 лет.

Доски Сегена, вкладки (наглядно-действенное)

Кубики Кооса (субтест 2.1 Векслера)

Используются  только красные и белые стороны кубиков. Олигофрения: выполняют только фигуру 1, ЗПР: 1,2,3 фигуры, шизофрения: не выполняют тест.

4 года – Фигура А

5 лет – Фигура В

6 лет – Фигура 75-1, 75-3.

Классификация (переход от наглядно-образного к вербально-логическому)

4 года – перед ребенком выкладываются четыре картинки, одна из которых относится к другой группе предметов. Ребенку предлагается убрать картинку, которая «попала сюда случайно».

5-6 лет – Набор картинок для группировки по основным группам обобщения.

Дети с ЗПР в 5-6 лет выполняют задание для 4 лет.

Исключение предметов (четвертый лишний).

Сравнение понятий (вербально-логическое)

С 5-6 лет. Вода-лед, зима-лето, ночь-день, волк-собака.

Субтест 4 Векслера.

«Я сейчас буду говорить, а ты продолжай».

  1. Лимон кислый, а сахар …
  2. Ты ногами ходишь, а бросаешь …
  3. Мальчик вырастет мужчиной, а девочка …
  4. Нож и кусок стекла …
  5. Слива и персик …
  6. Кошка, мышка …
  7. Пианино, скрипка …

Установление последовательности событий

4-6 лет. Сюжетная картинка с явным и скрытым смыслом.

6-7 лет. 3-4 картинки, связанные одним сюжетом. Ребенок должен разложить их по порядку и рассказать содержание.

  1. Речь.
  • Темп, громкость, нарушения ритмического строя (скандирование, заикание)
  • Уровень речевого развития
  • Понимание обращенной речи
  • Звукопроизношение (внятная / невнятная, неразборчивая, смазанная, наличие дислалии, дизартрии)
  • Особенности речи (эхолалия, речевые штампы и др.)
  • Словарный запас

2 года: словарь 50 слов, предложения 2-3 слова, понимает короткие рассказы, отвечает на вопросы.

3 года: правильно употребляет местоимения, предложения из 3 и более слов, словарный запас 250 слов.

4 года: вопросы «Почему? Где? Куда? Когда?»

1. автоматизированная речь            

2. фонематический слух: б-п, д-т, з-с, ба-па, ра-ла, да-та-да, ба-бу-бо, дочка-точка, бочка-почка, коза-коса, скороговорки; показать: мяч-меч …  3.речевая артикуляция и кинетика: б-м, д-л-н, г-к-х, слон-стол-стон, би-ба-бо, бо-би-ба, дом-том, кора-гора, мечь-печь, половник-поклонник-  

4. номинативные процессы

5. понимание логико-грамматических конструкций: ящики-бочки, Колю ударил Петя, брат отца, правильные высказывания и неправильные 6.самостоятельное речевое высказывание (продуктивное/репродуктивное)

  1. Двигательная сфера
  1. Общая моторика
  2. ПЛО
  3. Манипулятивная функция рук: (м/моторика сохранная; недостаточность м/моторики; резко ограничена, но есть хватание; отсутствует хватание)
  4. Координация движений (согласованность действий рук)
  5. Графические навыки
  6. Тремор, тики, гиперкинезы.
  7. Конструктивный и пространственный праксис.
  8. Оральный праксис и глазодвигательные функции.
  9. Символический праксис (навыки), предметные действия.

Развитие моторики:

1 год – ходит самостоятельно, при падении встает, собирает мелкие предметы, используя большой и указательный пальцы.

1 год 3 мес. – бегает, переворачивает страницы в книге, пытается есть ложкой, пьет.

1 год 6 мес. – забирается на стул, пользуется ложкой.

1 год 9 мес. – поднимается вверх по лестнице держась за руку, пытается надевать ботинки.

2 года – подпрыгивает на одном месте, спускается по лестнице держась за поручень, перешагивает через препятствия на полу; встает на лавку 20 см от пола, складывает бумагу вдвое;

2 года 6 мес. – стоит на одной ноге 3-5 с., подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом, складывает бумагу вчетверо;

3 года – перепрыгивает через линию, поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 7-10с. с открытыми глазами.

застегивает пуговицу. Рисует головонога, копирует крест, круг.

4 года: квадрат.

5 лет: - закрашивание предмета внутри контура

- нанизывание бусинок на леску

- лепка из пластилина мелких и крупных предметов

6 лет: рисунок человека, штриховка, самостоятельный рисунок.

Моторная асимметрия: рисование, еда, расчесывание, открывание коробка, пузырька, игра в мяч,  вырезание ножницами, телефон, подзорная труба, прыжки на одной ноге, вращение.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 5 рублей по 3 с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременных движениях рук.

Оральный праксис:  праксис губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Глазодвигательные функции, наличие синкенезий.

Кинетический праксис:

- Кулак-ребро-ладонь.

- Графические пробы, заборчик.

- Мишина машина, у Миши шишка.

- Реципрокная координация.

- Оральный и мануальный кинетический.

Кинестетический праксис:

- праксис поз по зрительному образцу: колечки, зайчик, коза;

- праксис поз по кинестетическому образцу: сложи пальчики также;

- перенос по кинестетическому образцу: закрой глаза, сложи на другой руке (начинать с ведущей).

Зрительно-моторные координации: копирование

Пространственный праксис

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

- 2,5 - 3 года — понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 - 2 заданиях, легко исправляется;

- 3,5-4 года — выполняет все задания.

Пробы Хэда

Конструирование по подражанию

Методика предлагается детям 2,5—3 лет.

Стимульный материал:

кубики, прямоугольные бруски (кирпичики); треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Ход исследования:

ребенку предъявляются все фигуры разного цвета, экспериментатору только одного цвета. Все фигуры становятся друг против друга и соотносятся. Далее экспериментатор произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фигурами (подражая действиям взрослого).

Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведения.

  1. Личность

6 лет - Сформированность представлений о таких личностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.

7 лет - Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.

Общение:

3-5 – внеситуативно-познавательное, потребность в уважении, познавательный мотив.

4-6 – внеситуативно-личностное, потребность во взаимопонимании, сопереживании.

4 года - Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени.

5 лет - Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

6 лет - Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения.

Нравственное развитие:

4-10 Предконвенциональная мораль:

  1. ориентация на наказание 4-6
  2. ориентация на поощрение и взаимную выгоду 6-10

Уровень нервно-психического реагирования:

0-3 года – соматовегетативное реагирование (расстройства пищеварения, сна).

4-10 – психомоторное реагирование (тики, заикание, мутизм, энурез, СДВГ).

 

Ведущая ВПФ: восприятие – 3 года, наглядно-образное мышление – 4-5 лет, воображение – 6-7 лет.

Волевая сфера

4 года - принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.

5 лет - принимать и удерживать 3 правила игровой ситуации.

6 лет - умение принимать и удерживать три правила в игровой и учебной ситуации; умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

7 лет - принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. Сформированность итогового и пошагового самоконтроля. Умение планировать свою деятельность. Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Самооценка: лесенка.

3 года:

Особенности возраста:

  1. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я».
  2. Потребность в признании самостоятельности.
  3. Развитие воображения через функции замещения одного предмета другим.
  4. Появление смысловой структуры сознания.
  5. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего упрямство и негативизм.
  6. Развитие происходит через общение.
  7. Удерживает внимание 7-8 минут.
  8. Может выполнять операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  9. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай как я).

Новообразования: усвоение первичных нравственных норм, самооценка, появление элементов партнерского общения.

Цели и задачи для взрослых:

  1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении.
  2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
  3. Формировать первые нравственные эмоции: хорошо – плохо.
  4. Формировать умение действовать по правилам.
  5. Формировать умение сопереживать и сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
  6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослыми.

4 года:

Особенности возраста:

  1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
  2. Усложняются волевые проявления: умение подчинять свое поведение правилам, в т.ч. в игре.
  3. Повышается познавательная активность.
  4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
  5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
  6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
  7. появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

  1. Контролирующая функция речи.
  2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
  3. Появление элементов произвольности.
  4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

Цели и задачи для взрослых:

  1. Создавать условия для развития творческого воображения.
  2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
  3. Создавать условия для проявления познавательной активности.
  4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
  5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

5 лет:

Особенности возраста:

  1. Проявление элементом произвольности всех психических процессов.
  2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
  3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
  5. Половая идентификация.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельности.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Цели и задачи для взрослых:

  1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
  4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
  6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

6-7 лет:

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет: капризы, паясничание, демонстративное поведение.
  4. Повышенная сенситивность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Произвольность всех психических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов.
  4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.
  6. Появление учебно-познавательного мотива.

Цели и задачи для взрослых:

  1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
  2. Способствовать развитию мышления.
  3. Формировать произвольность всех психических процессов.
  4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
  5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
  6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
  8. Продолжать формировать этические представления.

Мотивационная готовность к школе: сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

 

Социальные навыки (домашние обязанности):

15 мес. — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть изюм из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге.

18 мес. — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивает одновременно 2—3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять их местами, он находит игрушку на новом месте.

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу: каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий.

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

 

3 года

  1. Собрать и положить игрушки на место.
  2. Положить книги, журналы на полку.
  3. Отнести салфетки и другие безопасные предметы на обеденный стол.
  4. Раздеться и с некоторой помощью одеться.
  5. Застегивает пуговицы.
  6. Выполнять гигиенические процедуры: чистить зубы, мыть руки и лицо, причесываться.
  7. Убрать свои вещи на нижнюю полку, сложить на стул.

4 года

  1. Помогать взрослому сервировать стол и убирать.
  2. С помощью взрослого кормить домашних животных.
  3. Помогать расстилать и убирать постель.
  4. Помогать мыть посуду.
  5. Вытирать пыль с мебели.
  6. Практика вежливости: делиться игрушками с друзьями.
  7. Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного внимания с их стороны.
  8. Девочки: помогать в приготовлении пищи, уборке.

5 лет

  1. Самостоятельно наливать себе питье.
  2. Помогать сервировать стол.
  3. Помогать в приготовлении пищи.
  4. Расстилать и убирать постель, убирать комнату.
  5. Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
  6. Чистить зеркала.
  7. Складывать и разбирать белье.
  8. Уметь отвечать на телефонные звонки.
  9. Кормить домашнего питомца и убирать за ним.
  10. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

6 лет

  1. Самостоятельно подбирать одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
  2. Пылесосить коврики.
  3. Поливать цветы и растения.
  4. Собирать школьный завтрак, готовить себе бутерброды.
  5. Вешать и складывать свою одежду.
  6. Работать в саду (на даче).
  7. Гулять, кормить и ухаживать за домашними животными.
  8. Завязывать шнурки на своей обуви.
  9. Обрабатывать мелкие раны.
  10. Иметь постоянные домашние обязанности: выносить мусор, проверять наличие хлеба, бакалейных товаров.
  11. Участвовать в уборке квартиры.
  12. Накрывать (сервировать) стол.
  13. Принимать телефонные сообщения.

7 лет

  1. Ухаживать за своим велосипедом (смазывать, мыть).
  2. Принимать телефонные сообщения и записывать их.
  3. Следить за состоянием своих игрушек, мыть, убирать их.
  4. Убирать в своей комнате (постель, стол, место для игры).
  5. Работать в саду, поливать комнатные растения, следить за ними.
  6. Полностью ухаживать за домашним животным.
  7. Носить пакеты с продуктами.
  8. Самостоятельно без напоминания ложиться вечером спать и просыпаться по утрам.
  9. Оставлять после себя ванну и туалет в надлежащем виде.
  10. В дополнение к домашним обязанностям: следить за чистотой полотенец, гладить простые вещи.
  11. Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак, уметь производить элементарные расчеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:1) понимание текста – прав...

Диагностика психического развития детей 3-4 лет

Диагностика психического развития детей 3-4 лет. Предназначена для работы педагога- психолога в ДОУ...

Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)...

Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)

Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)...

Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)

Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)...

Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет

Зарубежные и отечественные методы  диагностики развития детей младенческого и раннего возраста...

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...