По дороге к Азбуке. Звук Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Конспект

логопедического занятия

с использованием ИКТ

по подготовке к обучению грамоте

детей подготовительной к школе группы

Тема: «По дороге к Азбуке. Звук Й»

Разработала:

Учитель – логопед

Токарева Ольга Геннадьевна

2016 год

Группа детей по структуре речевого нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: развивать фонематические представления детей на примере звука Й

Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звука Й, дает его характеристику, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный  звук, составляет схему слова, делит слово на слоги, определяет их количество, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.

Задачи.

Обучающие:

  1. Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звука Й, характеристику этого звука.
  2. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), навык словоизменения существительных в дательном падеже. суффиксальным способом.
  3. Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
  4. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов, слов.
  5. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие:

  1. Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
  2. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Развивать слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление.
  4. Продолжать учить координировать речь с движениями.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация к занятию, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы, кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, фонарики зеленого цвета (по количеству детей), игра «Тучка» (по количеству детей), настольная игра «Первые буквы» (буква Й).

Ход занятия:

  1.  Создание мотивационного поля. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы снова встречаемся с Ёжиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну Азбуку.

  1. Актуализация знаний.

С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? Чем отличаются звуки Ф и Фь?

  1. Изучение нового материала

Слайд 3

  1. Вступительная беседа.      Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога их привела к широкой реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулся мостик, по которому и пошли наши путешественники.

Слайд 4

Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Они уже хотели уходить, но вдруг раздался странный звук: Й-Й-Й. И, откуда не возьмись, перед ними появился зайчик.

Слайд: зайчик

«Ты откуда взялся?» - удивился Ежик. «Я перепрыгнул с другого берега» - ответил зайчик. Он рассказал, что зовут его Айк, и он готовится к соревнованию прыгунов. Лисенку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать.

  1. Уклад артикуляционных органов. Характеристика звука.

- Ребята, с каким звуком прыгает зайчик Айк? (Й)

Слайд звук Й

Произнесите звук Й и скажите, как движется язычок? Какой это звук? Как мы его обозначаем? Картинка, где изображено, как прыгает Айк, будет обозначать звук Й.

  1. Самостоятельное применение знаний на практике.
  1. Речевые игры.

Игра «Подружи звуки»

Выкладывание на магнитной доске слогов с помощью гласных букв и звукового обозначения звука Й: АЙ – ОЙ – УЙ – ЭЙ – ЫЙ – ИЙ.

Игра «Отвечай-ка»

Ежик приготовил вам вопросы. Если вы подберете правильный ответ, то в ваших словах будет звук Й.

  • Крошечная девочка, живущая в цветке (Дюймовочка)
  • Похититель Царевны-лягушки (Кощей Бессмертный)
  • Имя мальчика, который ничего не знает (Незнайка)
  • Птица, умеющая говорить (попугай)
  • Морская белая птица (чайка)
  • Городской транспорт (троллейбус, трамвай)

Слайд Звуковая линейка

Игра «Тучка»

 И мудрая сова уже придумала игру. На экране вы видите картинки, а у вас есть звуковые линейки. По очереди будем называть слова и определять, в каком месте стоит звук Й.

Слайд Физминутка

Физминутка

Игрушки хотят с вами поиграть. Дети имитируют движения зайчика.

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи,

Ты на травку упади, упади,

Посиди и отдохни, отдохни.

Отдохнул? Теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке скачи

И скорей назад беги!

Игра «Фонарики»

слайд с картинками

Лисенок придумал новую игру. Он очень любит все красивое, и часто засматривается и любуется чем-нибудь. Посмотрите на экран. Это предметы, которыми любуется Лисенок.

Сейчас по очереди будем называть предметы и говорить Лисенок любуется … . Если в слове появляется звук Й, поднимаем фонарик вверх.

  1. Уточнение зрительного образа буквы Й.

В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Й обозначается буквой Й. Она на экране.

Слайд: буква Й

На какие буквы она похожа? Каким цветом вы будете ее закрашивать в тетрадях? Почему?

Найдите на картинке все слова со звуком Й.

А теперь Ёжик предлагает вам собрать эту букву из пазлов.

  1. Чтение слогов

Лисенок еще не очень хорошо читает. Помогите прочитать ему слоги.

Чтение слогов на магнитной доске

  1. Звукобуквенный анализ слова

Мудрая Сова приготовила для вас сложное, но интересное задание. Сначала надо выложить схему слова «манка» на магнитной доске.

Дети по очереди дают характеристику звуков в слове МАНКА и выкладывают схему слова на магнитной доске

Игра Превращения слов

А теперь замените 3 букву в этом слове на букву Й. Какое слово получилось? А как изменится схема?

А теперь подумайте, как сделать из слова МАЙКА слово МАЙ? Как изменить схему слова?

Дети по очереди отвечают и выполняют задания на доске.

Игра Шифровка

Слайд Шифровка

И последнее задание от Ежика. Он зашифровал какое-то слово. Вы увидите отгадку, если назовете первые звуки каждого названия картинки и сложите из них слово.

Дети по очереди называют первые звуки каждого слова и составляют слово МАЙКА.

Слайд майка

- Молодцы, ребята. Игрушки отправились дальше. А куда, мы узнаем в следующий раз.

Слайд

  1. Рефлексия.

Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы про него узнали? Какой буквой обозначается звук Й?

Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось?  Что было трудным? Какие картинки со звуком Й вы сможете нарисовать в тетради?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...

По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....

По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.

Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

По дороге к Азбуке. Звук Ц.

Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"

Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....