По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Конспект

логопедического занятия

с использованием ИКТ

по подготовке к обучению грамоте

детей подготовительной к школе группы

Тема: «По дороге к Азбуке. Звуки М – Мь. Твердые и мягкие согласные. Слоги»

Разработала:

Учитель – логопед

Токарева Ольга Геннадьевна

2016 год

Группа детей по структуре речевого нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: развивать фонематические представления детей на примере звуков М, Мь.

Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звуков М, Мь, дает им характеристику, понимает разницу между гласным и согласным звуком, дифференцирует их по твердости и мягкости, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный  звук, составляет схему слова, делит слово на слоги, определяет их количество, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.

Задачи.

Обучающие:

  1. Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков М, Мь, познакомить с понятиями: «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог».
  2. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова).
  3. Упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных, анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
  4. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов, слов.
  5. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие:

  1. Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
  2. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Развивать слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление.
  4. Продолжать учить координировать речь с движениями.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация к занятию, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы, кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, фонарики зеленого цвета (по количеству детей), звуковые линейки (по количеству детей), игра «Тучка» (по количеству детей), настольная игра-пазл «Первые буквы» (буква М).

Ход занятия:

  1.  Создание мотивационного поля. Организационный момент.

Слайд 1

Ребята, сегодня мы снова встречаемся с Ёжиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну Азбуку.

Слайд 2 паровозик

Посмотрите, наши друзья уже отправляются на своем паровозике, пора и нам с ними.

  1. Актуализация знаний.

С какими звуками мы познакомились в городе звуков? Какие это звуки? (гласные) Почему? Какого цвета у них башмачки?

  1. Изучение нового материала
  1. Вступительная беседа.      После карнавала наши игрушки отправились на другую улицу – улицу Согласных звуков. Здесь все домики были двойные, т.е. состояли из двух маленьких домиков, разделенных заборчиком.

Мудрая Сова рассказала, что согласные звуки отличаются от гласных тем, что их трудно тянуть и петь, и в ротике обязательно создается преграда для воздуха. Не успела Сова закончить свой рассказ, как раздалось громкое мычание: «Ммму! Помогите мммне!»

Слайд 3 корова

Игрушки поспешили к домику и увидели там корову. «Раз  ты здесь живешь, значит, ты и есть звук», - сказал Лисенок. «Я не звук. Я – корова! А живу я здесь, потому что мычу, а мой хозяин – звук М», - объяснила корова. «А зачем ты звала на помощь?»- спросил Ежик.

И корова рассказала, что она никак не может передать молоко своему теленку, живущему в соседнем дворе. Игрушки вызвались помочь ей и сели доить корову.

А мы пока поговорим о звуке М

  1. Уклад артикуляционных органов. Характеристика звука.

Ребята, произнесите звук М. Что у нас делают губы, зубы, язык? Что создает преграду для воздуха? (губы плотно смыкаются)

Звуки, при произнесении которых воздух не может выходить свободно, называется согласными. Звук М – согласный звук. Картинка с коровой будет обозначать звук М. (символ звука – на магнитную доску)

  1. Понятие «Слог»

- Вы знаете, что такое дружба? У кого есть друзья? (ответы детей)

- Гласные и согласные звуки тоже дружат между собой. Когда вместе собираются согласный и гласный звуки, получаются слоги.

Например, слог МА. Какой первый звук в этом слоге? (М). Какой еще звук надо добавить, чтобы получился слог МА? (гласный А).

Посмотрите на доску. Произнесите этот слог: долго тянем первый звук М и открываем рот на второй А: ММММА.

- Молодцы! Вы прекрасно справились.

  1. Актуализация знаний. Самостоятельное применение знаний на практике.
  1. Игра «Тучка»

Слайд 4 картинки

Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Тучка». Положите тучки перед собой. Сейчас я буду загадывать вам загадки. Во всех отгадках есть звук М. Ваша задача – отгадать загадку и поставить капельку на место звука М в слове – в начало, в серединку или конец. Если отгадка правильная – вы ее увидите на экране.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит,

Сядет и укусит.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

Стеклянный дом,

А в доме том

Во все концы

Снуют рыбки-жильцы.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Снегом занесла дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

  1. Физминутка. Координация речи с движением.
  2. Знакомство со звуком Мь. Твердые и мягкие согласные.

Слайд 5 игрушки

- Игрушки надоили целое ведро молока и понесли в соседний двор. Там их уже поджидал маленький теленок.

Слайд 6 теленок

Увидев молоко, он радостно замычал: мь-мь-мь. Когда теленок выпил все молоко, игрушки спросили, почему он не живет вместе с коровой. Теленок объяснил, что они мычат по-разному. Корова мычит: МММ. Ее хозяин звук М. А теленок мычит: МьМьМь. И хозяин у него – звук Мь.

- Давайте сравним звуки М и Мь. Какие они? (согласные)

Слайд 7 звуки

Звук М звучит твердо, как льдинка, поэтому называется твердый согласный и обозначается синим цветом. У звука синие башмачки.

Звук Мь звучит мягко, как травка, и называется мягкий согласный. Башмачки у него зеленые.

Чтобы закрепить это, поиграем.

  1. Игра «Фонарики»

Я буду называть вам слова, а вы будьте внимательны: если в слове звук М – поднимаем синий фонарик, слышим звук Мь – поднимаем зеленый фонарик.

Слова: молоко, медаль, хурма, медведь, камыш, сом, мельница, муравей, семь, восемь.

- Молодцы! А сейчас игра посложнее.

  1. Игра Звуковая линейка.

Слайд 8 картинки

И мудрая сова уже придумала игру. На экране вы видите картинки, а у вас есть звуковые линейки. По очереди будем называть слова и определять, в каком месте стоит звук М или Мь. Помним, что звук М мы обозначаем синим кружком, а звук Мь - зеленым.

  1. Уточнение зрительного образа буквы М.

В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звуки М, Мь обозначается буквой М. Она на экране.

Слайд 9 Буква М

На что она похожа? Каким цветом вы будете ее закрашивать в тетрадях? Почему?

А теперь Ёжик предлагает вам собрать эту букву из пазлов.

Игра – пазл «Мои первые буквы»

  1. Чтение слогов

Лисенок и Ежик очень хотят научиться читать. Попробуем вместе с ними прочитать слоги.

Чтение слогов на магнитной доске

  1. Звукобуквенный анализ слова

Мудрая Сова приготовила для вас сложное, но интересное задание. Сначала надо выложить схему слова «мама» на магнитной доске.

Дети по очереди дают характеристику звуков в слове МАМА и выкладывают схему слова на магнитной доске

  1. Рефлексия.

Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? Что вы про них узнали? Какой буквой обозначаются звуки М, Мь? Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось?  Что было трудным? Какие картинки со звуками М, Мь вы сможете нарисовать в тетради?

Использованная литература: Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к частям 3 и 4/под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...

По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....

По дороге к Азбуке. Звук Й.

Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....

По дороге к Азбуке. Звук Ц.

Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"

Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....