Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия

в старшей группе

разработано учителем-логопедом МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево Токаревой Ольгой Геннадьевной

Тема: «По дороге к Азбуке. Звуки Ф - Фь».

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Оборудование:

-для детей: звуковые линейки по числу детей, кружки синего цвета, синий и зеленый фонарики по числу детей.

-для учителя - логопеда: ноутбук, презентация, проектор, экран, магнитная доска с набором магнитов (кружки красного, синего и зеленого цветов), картинки-символы звуков, магнитные буквы, массажный мяч.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие

Цели:  развивать фонематические представления детей на примере звуков Ф, Фь,  познавательную сферу деятельности и мыслительные способности дошкольников.

Задачи: Обучающие:

  1. Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков Ф, Фь,  характеристику этих звуков.
  2. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
  3. Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
  4. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов, слов.
  5. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие:

  1. Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
  2. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звуков Ф, Фь, дает их характеристику; определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение; подбирает слова на заданный  звук, составляет схему слова, умеет соотносить слово с его звуковой схемой; знает буквы, дифференцирует правильное и неправильное начертание печатных букв,  составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Слайд 1. Заставка

Дети стоят в центре зала.

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Ежиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну…  (Азбуку).

Слайд 2. Игрушки. Паровозик.

Вот наши игрушки уже на экране, а вот и их паровозик. Игрушки сели, и вы занимайте места в нашем паровозике.

Встаем паровозиком, едем на места. Садятся на стулья.

- Чем буквы отличаются от звуков? С каким звуком мы познакомились в прошлый раз? (Ф).  Где остановились наши игрушки? (В кафе). А с кем они познакомились? (С котом Фокой). Как они помогли коту?

Слайд 3. Кафе.

Не успели игрушки доесть свое угощение, как в кафе пришел мальчик. Он сел за соседний столик и заказал себе кефир и конфеты. Но едва попробовав угощение, сразу скривился: «Фи! Разве это кефир? Фи! Разве это конфеты? Вот у меня дома настоящий кефир и конфеты». «Чем тебе не нравится угощение?» - поинтересовался Ёжик. Вместо ответа мальчик повернулся и спросил: «А вы кто такие?» «Мы – игрушки». «Фи! Разве это игрушки? Вот у меня дома настоящие игрушки» - сморщил нос мальчик. «А ты кто?»- поинтересовались друзья. «А я Филя», - ответил мальчик. И тогда Ёжик сказал: «Фи! Разве это Филя? Вот на другом конце города мы видели настоящего Филю!» «Сейчас я с ним разберусь!» - закричал мальчик и побежал в конец города. «Беги, беги отсюда, - пробубнил Ёжик. – А то твое фификанье аппетит портит».

- С какого звука начинаются слова Филя, филин? (Фь). Сегодня мы поговорим о звуке Фь. Картинка, где изображено, как Филя фификает, будет обозначать звук Фь.

  1. Основная часть
  1. Артикуляция звука К, характеристика, обозначение.

-  Произнесите звук Фь. Что делают губы, зубы, язычок? Найдите на экране звук Фь. Расскажите, какой он. (Согласный, мягкий.) Посмотрите, какие башмачки у звука Фь? Что это обозначает?

  1. «Выкладывание слогов».

Лисенок предлагает вам подружить звук Фь с гласными звуками.

Дети по одному на магнитной доске картинками-символами выкладывают слоги по заданию логопеда: АФЬ – ФЯ – ФЁ – ОФЬ – УФЬ – ФЮ – ФЕ – ЭФЬ – ИФЬ – ФИ.

  1. «Добавь ФИ или ФЕ. Назови слово». Игра с массажным мячом, сидя в кругу на ковре.

- Скажите со слогом Фи- или ФЕ- в начале слова: _(ля), _(шка), _(лин), _(я), _(н), _(льм), _(ник).

  1. «Фонарики»

- Ребята, а чем отличаются звуки Ф и Фь? Как они обозначаются?

Мудрая Сова тоже приготовила вам задание. Она будет показывать вам картинки, а вы поднимайте фонарики. Если в слове звук Ф – синий, звук Фь – зеленый.

Слайд 4. Рамка.

Садятся на стульчики перед экраном. Берут в руки фонарики

Картинки на экране. По очереди их называем и определяем какой звук находится в слове.

- Умницы! Вы справились с заданием. Сова довольна.

  1. Физминутка.

А сейчас встанем и немного отдохнем.

Физкультпривет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении.


Садятся на стулья.

  1. Игра «Подбери картинки к схеме»

Ежик придумал игру.

Слайд 5. Игра.

Он нарисовал картинки к схемам и перепутал их. Но если вы правильно укажете схему, то каждая картинка встанет на свое место.

 - Молодцы! Посмотрите, как Ежик радуется вашим успехам.

  1. Игра «Разгадай слово».

Слайд 6. Лисенок.

Лисенок тоже без дела не сидит. Посмотрите, какой он хитрющий, потому что взял и перепутал все слоги в словах. Попробуем разгадать? Я назову слоги, а кто догадается, что это за слово, поднимает руку.

Слайд 7. Картинки.

ТА – ФАН, ТИК – ФАН, ФЕ – КОН – ТА

- Молодцы, ребятки! Разгадали загадки Лисенка.

  1. Знакомство с буквой.

Слайд 8. Буква.

- В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звуки Ф и ФЬ обозначаются буквой Ф. Каким цветом вы ее раскрасите дома? Почему? На что похожа буква Ф?

Послушайте стишок: Всем известно без подсказки:

                                        Буква Ф – как ключ от сказки.

                                        Никогда его у нас

                                        Не отнимет Карабас.

- Ребята, найдите на картинке слова со звуками Ф или ФЬ.

  1. Заколдованный круг.

И снова Мудрая Сова вам задачу приготовила. Да сложную-то какую! Нужно прочитать слово с буквой Ф, придуманное Совой. Справитесь?

Слайд 9. Заколдованный круг.

Посмотрите, она нарисовала заколдованный круг. А что в нем написано? (буквы). Но они какие-то не обычные. Посмотрите, все буквы написаны верно? Давайте разберемся.

Дети по очереди называют буквы в круге и говорят, правильно или нет они написаны. Неправильные буквы исчезают.

Читая по часовой стрелке правильно написанные буквы, дети узнают слово – ФАНТИК.

  1. Звукобуквенный анализ слова. Схема слова.

Слайд 13. Фантик.

Составим схему слова ФАНТИК.

Дети по одному дают характеристику каждого звука в слове и ставят магниты на доску, затем сравнивают со схемой Совы. Потом под схемой выкладывают буквы. Читают слово.

  1. Рефлексия.

Итак, с какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки?

Вам понравилось путешествие?

А что больше всего понравилось?

Что было сложным?

Вы сегодня очень постарались и все получаете «5» -наклейки в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)

Данный материал будет полезен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква «Э»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей....