По дороге к Азбуке. Звук Ц.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект коррекционного занятия по формированию фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной

деятельности педагога и детей

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

«По дороге к Азбуке: звук Ц»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира, подготовка к овладению первоначальными навыками чтения и письма).

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цель: развивать фонематические представления детей на примере звука Ц

Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: имеет представление об укладе артикуляционных органов при произнесении звука Ц, дает его характеристику, определяет наличие заданного звука в слове и его местоположение, подбирает слова на заданный  звук, составляет схему слова, делит слово на слоги, определяет их количество, знает буквы, составляет из них слово, читает открытые и закрытые слоги; умеет работать в группе.

Задачи. Обучающие:

  1. Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звука Ц, характеристику этого звука.
  2. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова), навык словообразования суффиксальным способом.
  3. Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее.
  4. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов.
  5. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие:

  1. Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции.
  2. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Развивать слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление.
  4. Продолжать учить координировать речь с движениями.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация к занятию, ноутбук, индивидуальные зеркала, магнитная доска, магнитные буквы, кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, фонарики синего цвета (по количеству детей), игра «Тучка» (по количеству детей), массажный мяч, настольная игра «Первые буквы» (буква Ц), указка.

Содержание организованной деятельности

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы снова встречаемся с Ёжиком, Лисенком и Мудрой Совой и продолжаем путешествие в страну Азбуку. С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? Как Ёжик починил карусель?

Слайд Карусель

  1. Вступительная беседа.      Игрушки так веселились, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла Лошадка.

Слайды: Лошадка скачет - Разговор

«А вы почему не в цирке?» - спросила она. От неожиданности наши друзья растерялись и не знали, что ответить.

«Сегодня в цирке большое представление». И Лошадка рассказала, что она тоже работает в цирке, и зовут ее Царица.

«Ты разве жена царя?» - спросил Лисенок. «Нет, - рассмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу маленькое пятнышко в виде короны». А еще Царица рассказала друзьям, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. В этом году у многих появились детеныши и, пока они еще маленькие, для них открыли специальный  цирковой детский сад.

«Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. – Садитесь на меня и держитесь покрепче. А то мы не успеем даже к концу представления».

- Поскакали вместе с Лошадкой.

Слайд Игрушки на Лошади

  1. Уклад артикуляционных органов. Характеристика звука.

- Ребята, какой звук слышится в начале слов: царица, цирк? (Ц)

Слайд звук Ц

Зеркала. Произнесите звук Ц и скажите, как движется язычок? Какой это звук? Как мы его обозначаем?

Ну, вот мы и добрались до цирка.

  1. Речевые игры.

Слайд Детеныши

Игра «Фонарики»

 И Ёжик уже придумал игру. Сейчас вы по очереди будете называть детенышей циркового детского сада и его маму. Если в названии мамы услышите звук Ц, поднимаете фонарик.

Игра «Хлопни на Ц»

А сейчас посмотрим, хорошо ли вы слышите звук Ц. Я вам буду читать стихотворение, а вы хлопайте на каждый звук Ц.

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц:

- Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Игра с массажным мячом «Назови посуду»

слайд Продукты

Посмотрите на экран. Что вы там видите? Как это назвать одним словом? (продукты)

Лисенок просит помочь ему разобраться, в какой посуде подают на стол эти продукты.

Дети, сидя в кругу, ловят массажный мяч и, возвращая его, называют посуду. Определяют наличие в слове звука Ц.

Физминутка

А сейчас немного отдохнем.

Цок, цок, цок, цок,

Я – лошадка, серый бок!

Я копытами стучу,

Если хочешь – прокачу!

Мы поскачем по дорогам

То аллюром, то галопом,

Попасемся на лугу,

Отдохнем на берегу.

Игра «Тучка» Слайд Рамка.

А теперь Мудрая Сова приготовила для вас игру «Тучка». Смотрим на экран и отмечаем капелькой место звука Ц в словах.

  1. Уточнение зрительного образа буквы Ц.

В стране Азбуке все звуки обозначаются буквами. Звук Ц обозначается буквой Ц. Она на экране.

Слайд: буква Ц

На какие буквы она похожа? Каким цветом вы будете ее закрашивать в тетрадях? Почему?

Найдите на картинке все слова со звуком Ц.

А теперь Ёжик предлагает вам собрать эту букву из пазлов.

  1. Чтение слогов

Лисенок еще не очень хорошо читает. Помогите прочитать ему слоги.

  1. Звукобуквенный анализ слова

Мудрая Сова просит вас составить схему слова по картинке на экране.

Слайд: лицо

Дети по очереди дают характеристику звуков в слове ЛИЦО и выкладывают схему слова на магнитной доске

Слайд Схема слова - слово

  1. Рефлексия.

Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы про него узнали? Какой буквой обозначается звук Ц?

Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Какие картинки со звуком Ц вы сможете нарисовать в тетради?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...

По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....

По дороге к Азбуке. Звуки М - Мь.

Конспект логопедического занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте....

По дороге к Азбуке. Звук Й.

Конспект коррекционного занятия по подготовке детей к обучсению грамоте и развитию фонематических представлений....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"

Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....