Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических строя и развитие связной речи у детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии на тему

Шевчук Людмила Викторовна

Тематическое планирование по формированию

лексико-грамматических строя и развитие связной речи

у детей 5-6 лет с ОНР 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_na_5-6_let.docx62.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40»

Тематическое планирование по формированию

лексико-грамматических строя и развитие связной речи

у детей с ОНР

Учитель-логопед Шевчук Л.В.

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи у детей с ОНР

Лексическая тема

Мелкая моторика

Фонетико – фонематическое восприятие

Лексика

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь – 1 – 2 недели. Обследование

Сентябрь

 3 неделя

Осень. Фрукты.  

Пальчиковая гимнастика по теме

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Словарь существительных: урожай, сад, дерево, фрукты, яблоко, груша, банан,  апельсин, лимон, суп, компот, сок

Словарь глаголов: собирать, копать, срывать, чистить, резать,  варить, кушать, угощать, срывать, резать,

Словарь прилагательных:

красное, желтое, зеленое, большой, маленький, длинный, короткий, круглый, треугольный, овальный, горький, сладкий

1Образование уменьшительно-ласкательных сущ. «Назови ласково»

2.Различение и употребление существительных единственного и множественного числа «Один – много»

3.Образование родительного падежа существительных со значением отсутствия «Нет чего?», «Что спрятано», «Чего не хватает?»

4.Согласование существительного с числительным «Посчитай до 5 (10) и обратно», «Какой по счету»

1.Составление предложений  по предметным картинкам

2.Составление предложений с однородными членами /с опорой на наглядность  ( Взрослые  собирают яблоки, груши, сливы.  

3.Составление описательных рассказов по плану:

-название фрукта

-форма, цвет, размер

-вкус

-каков на ощупь

-где растет

-употребление в пищу ( блюда)

4.Отгадывание загадок

Сентябрь

 4 неделя

Осень.  Овощи

Пазлы.

Составление разрезных картинок

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение звуков и слогов, состоящих из правильно произносимых звуков в ряду звуков, слогов

урожай, огород, овощи, лук, огурец, помидор, свекла, морковь,

Словарь глаголов: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, резать, сушить, консервировать; ходить, выбирать, искать, чистить, жарить, солить,

Словарь прилагательных: красный, желтый, зеленый, большой, маленький, длинный, короткий, круглый, треугольный, овальный, горький, сладкий

1.образование единственного и множественного числа существительных, прилагательных «Один – много»

2.Подбор родственных слов «Слова – друзья», «Назови похожее»

3Подбор действий к предметам  «Что делал», «Что видели», «Я умею делать…»

4Вставить в предложение нужный предлог «Вставь недостающее словечко», «Почини предложение»

5.Согласование числительных с существительными. «Посчитай до 5 (10) и обратно», «Какой по счету»

1Составление сложноподчиненных предложений по предметным картинкам.

2Знакомство со схемой простого предложения

3Составление описательных рассказов о овощах по плану:

-название фрукта

-форма, цвет, размер

-вкус

-каков на ощупь

-где растет

-употребление в пищу ( блюда)

4Отгадывание загадок

Октябрь

 1 неделя

Хлеб (связь с осенью)

Шнуровка

Различение звуков, слогов и слов,  состоящих из правильно произносимых звуков в ряду звуков, слогов и слов. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Словарь существительных:  зерно, пшеница, рожь, овес, кукуруза, ячмень, просо, гречиха,  поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, крестьянин, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, родственные слова к слову, хлеб

Словарь глаголов: выращивать, пахать, сеять, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, выпекать, вымешивать, подниматься, колосится, косить, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь.

Словарь прилагательных:  – пшеничный, ржаной, свежий, мягкий, вкусный, полезный, пышный, хрустящий, душистый, пахучий, поджаристый, ароматный, аппетитный,

1Образование простых причастий «Назови по образцу».

2Образование существительных в Р.п. «Назови со словом НЕТ».

3Образование существительных в Р.п. «Посчитать от 2 до 5».

4Поиск однокоренных слов.

5Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?».

6Подбор определений «Назови, какой бывает хлеб?».

1Составление рассказа  «Откуда хлеб пришел?».

 2Составление предложений из отдельных слов (работа с деформированной фразой).

3Составление рассказа о хлебе.

Октябрь

2 неделя

Деревья, лес, ягоды, грибы.

Выложи узор

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Словарь существительных:  осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, тополь, клен, ель, сосна, клубника, смородина, крыжовник, малина, вишня, , земляника, сад, лес, полянка, земля,  куст, дерево, гроздь, урожай, полив, варенье, компот, повидло, джем, сироп, гриб,  белый (боровик), поганка, мухомор, масленок, опенок, груздь, волнушка шляпка, ножка, чаща, лукошко, грибник; соленье, желе, салат

Словарь глаголов: желтеть, краснеть, облетать, собирать, мыть, есть, варить, резать, сушить, консервировать; ходить, выбирать, искать, чистить, жарить, солить, отравиться, мариновать

Словарь прилагательных:  желтый, красный, падающие, зрелые, сладкие, вкусные, съедобные, ядовитые

1Образование родственных слов.

2Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины – потому что; из-за того, что; и др

3Упражнение в употреблении творительного падежа (кем, чем) множественного числа существительных с предлогом (с), (со)

1пересказ рассказа из серии «Осень»

2составление описательного рассказа о дереве по плану:

-название дерева

-части дерева

-особенности строения ствола, листьев

-цвет ствола, листьев

-польза

3Отгадывание загадок

Октябрь

3 неделя

Домашние животные

Пальчиковая гимнастика по теме

Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов.

Словарь существительных названия животных и их детенышей, названия частей тела, стадо, пастух, ферма, конюшня, сено, трава, луг, овес, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, вымя, грива, копыта, молоко, масло, творог, сыр, кефир, …

Словарь глаголов:пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, царапает, лягает

Словарь п рилагательных: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, неповоротливый, осторожный, хищный, ……

1образование названий детенышей

2уменьшительно-ласкательные существительные

3Образование существительных в ед.ч и мн. ч. С уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого кто?»

4 Образование существительных  в Р.п. мн.числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 «Один – много».

5- Образование притяжательных прилагательных муж.р., ж.р. и мн.числа «Чей хвост?»

6Согласование числительных с существительными.

7глаголы прошедшего времени "Что делал, делали?"

1Пересказ небольшого текста по вопросам

2Составление  рассказа по картине из цикла " Домашние животные»

3Составление описательных рассказов по плану:

1. Название.

2. Где живет?

3. Внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки).

4. Жилище.

5. Повадки.

6. Как добывает корм?

7. Как защищается?

8. Чем питается?

9. Кто является его врагом?

10. Как называются его детеныши?

4Отгадывание загадок

Октябрь

4неделя

Дикие животные

Выкладывание фигуры животного из счетных палочек

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова

Словарь существительных: названия животных и их детенышей, названия частей тела, зимовье,  клыки, шерсть,  иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти, берлога, логово, нора, дупло.

Словарь глаголов: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, зимовать, подстерегать, загонять, нагонять, мышковать, добывать, рыскать, прятаться, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться, ……

Словарь п рилагательных: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, неповоротливый, осторожный, хищный, …

1образование названий детенышей

2уменьшительно-ласкательные существительные

3Образование существительных в ед.ч и мн. ч. С уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого кто?»

4 Образование существительных  в Р.п. мн.числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 «Один – много», "Кого кормлю"

5- Образование притяжательных прилагательных муж.р., ж.р. и мн.числа «Чей хвост?»

6Согласование числительных с существительными

1Пересказ небольшого текста по вопросам

2Составление  рассказа по картине из цикла " Дикие  животные»

3Составление описательных рассказов по плану:

1. Название.

2. Где живет?

3. Внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки).

4. Жилище.

5. Повадки.

6. Как добывает корм?

7. Как защищается?

8. Чем питается?

9. Кто является его врагом?

10. Как называются его детеныши?

4Отгадывание загадок

Ноябрь

1неделя

Одежда. Головные уборы

Игры с крупой

Выделение ударного гласного в начале слова. Различение односложных и многосложных слов. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук.

Словарь существительных: одежда, пальто, куртка, шуба, рукав, воротник, манжет, подол, карман  и т.д., платок, шапка, кепка, и т.д.

Словарь прилагательных:  демисезонная, взрослая, детская, кожаная, резиновая, высокий, низкий, теплая, длинный,  и т.д.

Словарь глаголов: носить, ухаживать, чистить, беречь, стирать, зашивать, гладить, убирать и т.д.

1Образование существительных мн. числа в Р.п. «Один – много».

2Образование существительных мн. числа в И.п. и Р.п. «Посчитай».

3Образование существительных мн. числа «Закончи правильно предложение».

4Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Обувь (чья?)"

5Подбор признаков «Назови, какое, какая?»

6Подбор действий «Что делает, что делают?»

7Составление предложений по опорным словам (работа с деформированным предложением).

8Образование относительных прилагательных «Скажи, какой?»

9Образование сравнительной степени прилагательных от наречий «Скажи, как?».

1Составление рассказа по серии картин «Как шили платье»

2Пересказ рассказа «Маша – рукодельница»

3Составление предложений  и их схем по предметным картинкам

Ноябрь

2неделя

Обувь

Шнуровка «Ботинки»

Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук. Определение наличия звука в слове, выделение последнего согласного звука в слове. Понятие «слог»

Словарь существительных туфли, сапоги, ботинки, кроссовки, каблук, носок, голенище, подошва

Словарь прилагательных: теплая, демисезонная, длинный, короткий, женская, мужская, детская, резиновые, кожаные, непромокаемые, новые

Словарь глаголов: носить, ходить, беречь, протирать, чистить, чинить, ремонтировать

1Образование существительных мн. числа в Р.п. «Один – много».

2Образование существительных мн. числа в И.п. и Р.п. «Посчитай».

3Образование существительных мн. числа «Закончи правильно предложение».

4Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом «обувной»».

5Подбор признаков «Назови, какое, какая?»

6Подбор действий «Что делает, что делают?»

7Составление предложений по опорным словам (работа с деформированным предложением).

8Образование относительных прилагательных «Скажи, какой?»

9Образование преувеличенной степени прилагательных " Большой - ещё больше" (сапог-сапожище".

1Чтение рассказа Чуковского "Волшебное дерево"

пересказ, игра "Бывает - не бывает"

2Составление описательных рассказов об обуви по плану:

-название

-цвет, размер

-кто её носит

-сезон, когда носят данную обувь

-материал

-уход за обувью

Ноябрь

3 неделя

Я человек. Части тела. ЗОЖ

Игры с шипованными шариками (катание между ладонями, перекладывание из одной руки в другую, подкидывание)

Определение наличия звука в слове, выделение последнего согласного звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в слове

Деление слов на слоги

Словарь существительных  Голова, лицо, шея, руки, ноги, живот,  спина, плечи, подбородок,  полотенце, мыло,  расческа и др

Словарь глаголов. Ходить, бегать, танцевать, играть, держать, брать, мыть, вытирать,  расчесывать и др

Словарь прилагательных. Чистый, грязный, мокрый, сухой, мягкий, здоровый, больной и др

1образование относительных прилагательных "Чья нога, рука"

2образование уменьшительно-ласкательных существительных

3Образование множественного числа существительных в И.п. и Р.п. «Один – много».

4Подбор признаков к предметам.

5Подбор родственных слов.

1«Закончи предложение» составление предложений с однородными членами

2составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что». Составление схемы предложения

Ноябрь

4 неделя

Моя семья.

Пальчиковая гимнастика по теме

Анализ  и синтез прямого слога. Определение места звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

Деление слов на слоги

Словарь существительных  : семья, родители, родственники, дети, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь,  сестра, брат, внук, внучка, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, праздник, дом...

Словарь глаголов: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, Словарь прилагательных: родные, любимые, заботливые, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковые...

1согласование местоимений с существительными «Моя, моё, мои»

2Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

3Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой».

4Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

5Образование множественного числа существительных в И.п. и Р.п. «Один – много».

6Подбор признаков к предметам.

7 Подбор родственных слов.

1составление предложений, распространенных однородными членами

2Составление рассказа по плану:

1. Сколько в семье человек?

2. С кем ты живешь?

3. Как зовут родителей (имя, отчество)?

4. Кем работают родители?

5. Сколько лет брату (сестре)?

6. В каком классе учится брат (сестра)?

7. Какая у тебя семья?

Декабрь

1 неделя

Зима пришла.

Упражнения  с карандашами

Выделение среднего звука в односложном слове. Определение места звука в слове. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

Словарь существительных: город, лес, сугробы, спячка, уборка улиц, снегопад, тропа...

Словарь прилагательных: зимний, холодная, снежная, снегоуборочная, непроходимые..

Словарь глаголов : убирать, идет, дует, чистить, лепить, строить, наблюдать, прячутся....

1Согласование числительных с существительными (1 снегоуборочная  машина, 2 снегоуборочных машины..)

2Подбор признаков к предметам.

3Подбор родственных слов.

3Составление предложений с предлогами: в, на, по

4Подбор антонимов "Скажи наоборот"

1Составление рассказа по серии картин из цикла "Зима"

2Составление предложений с однородными членами по картине

3пересказ произведений из серии "Зима"

Декабрь

2 неделя

Городские птицы, перелётные птицы.

Пазлы.

Составление разрезных картинок

Определение места звука в слове. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук»

Словарь существительных: кукушка, ласточка, грач, стриж, журавль, цапля, жаворонок, скворец, ворона, воробей, сорока, голуби, перья, пух, крыло, клюв, стая, косяк, клин, родственные слова к слову «кукушка», «птица»

Словарь глаголов : летать, улетать, перелетать, вылетать, залетать, прилетать, зимовать; кричат, кружат, голодают, ….

Словарь прилагательных: перелетные, городские, водоплавающие, журавлиный, утиный, гусиный,  насекомоядные, крылатый

Словарь наречий: громко, быстро, холодно, тепло, …

1Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

2 Образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед.ч и во мн. числе «Назови птенца».

3 Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»

4Образование мн. числа существительных а И.п. и Р.п. «Один – много».

5Подбор действий «Кто как кричит?»

6 Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

7Употребление приставочных глаголов. Составление предложений с полученными словами.

1.образование полных предложений от вопроса

2 Составление описательных рассказов о перелетных птицах по плану:

1. Кто это? (название птицы)

2. Какая это птица? (перелетная, зимующая)

3. Внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва…)

4. Чем питается?

5. Как поет?

6. Где зимует?

7. Как выращивает птенцов?

Декабрь

3 неделя

Зимние забавы

Выкладывание  узора из мозаики

Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук»

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу

Существительные: снеговик, лыжи, сани, коньки, крепость, ком, лыжник, забавы, горка, каток,  крепления (лыжные), полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, слалом.

Глаголы: катать (снежный ком или кого-либо на санках), сгребать, рубить (лед), приземляться,  разгоняться, скрипеть (о полозьях), хрустеть (о снеге),, …

Прилагательные: : веселый, снежный, холодный, мягкий, нарядный,  санный, искристый, липкий, рождественский, новогодний, крещенские (морозы)

Наречия: холодно, морозно, зябко, празднично.

Антонимы:  холодный – теплый, хрупкий – крепкий.

1Образование сложных слов «Почему так называется?»

2Употребление Д.п. имен существительных «Кому что нужно?»

3«Какие слова подходят к картинке?»

4«Подбери к слову действию предмет»

5«Кому что нужно»?»

6Подбор антонимов «Скажи наоборот».

7Подбор синонимов «Скажи по-другому».

- Составление рассказа (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой?»

Декабрь

4 неделя

Новый год.  

Игры с шипованными шариками

Практическое закрепление  понятий «твердый — мягкий звук»

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу

Деление слов на слоги

Существительные: месяц, ночь, праздник, украшение, елка, игрушка, бусы, шар, флажок, фонарик, карнавал, хоровод,  мишура, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление,

Глаголы: наступать, наряжать, развешивать, встречать, веселиться, праздновать, блестеть, сиять, отмечать, поздравлять, дарить, украшать,  зажигать,

Прилагательные: зеленая, душистая, колючие, блестящие, серебристые, бумажные, яркие, новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

- Подбор признаков к предметам.

- Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилагательных.

- Образование относительных прилагательных.

- Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

Составление рассказа «Как я украшал новогоднюю елку» (из личного опыта).

Январь

3 неделя

Город, деревня.

Выкладывание домика из счетных палочек

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) по  твердости — мягкости

Определение места звука в слове

Словарь существительных: : город, деревня, дом, огород, квартира, автобус, трамвай

Словарь прилагательных: одноэтажные, многоэтажные, деревянный, панельный, кирпичный, большой, строющийся, огород, хозяйство

Словарь глаголов: гулять, работать, строить, чинить, помогать, ухаживать,  ездить

Антонимы: чисто-грязно, далеко – близко, много – мало, высокие  - низкие

1Согласование числительных с существительными.

2Составление предложений с использованием предлогов ( за, из, к, между).

3Составление предложений из отдельных  слов, работа с деформированной фразой.

4Образование сложных слов «Назови, какой дом».

5 Подбор родственных слов.

6Образование относительных прилагательных «Назови, какой».

1Составление рассказа о своем доме "Дом, где я живу" (из личного опыта)

2составление сравнительного описательного рассказа  «Дома – городской и деревенский»

Январь

4 неделя

Транспорт

Трафареты (обведение инструментов, закрашивание, штрихование)

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) по  глухости и звонкости.

Составление предложений с определенным словом

Словарь существительных:  автомобиль, машина, грузовик, такси, автобус, троллейбус, метро, паровоз, поезд, милицейская машина, пожарная машина, самолет, вертолет, корабль, катер, кабина, кузов, салон, сиденье, колеса, руль, двери, фары, вагон, пропеллер, трап, хвост, нос, якорь, парус, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт,

Словарь глаголов: едет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, и т.д.

Словарь прилагательных: легковой, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, , специальный, и т.д.

1Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

2 Подбор признаков.

3Образование сложных слов.

4Подбор слов-антонимов.

5Составление предложений из слов (работа с деформированным предложением).

6Образование существительных префиксальным способом «Придумай новые слова».

7Образование относительных прилагательных.

1 Пересказ рассказов «Служебные машины», «Правила уличного движения»

2 Составление описательных загадок о транспорте.

Февраль

1 неделя

Мебель.

Комкать платочек, начиная с уголка, чтобы он весь поместился в кулачке

Пальчиковая гимнастика по теме

• анализ двусловного предложения;

• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов

Составление слова из последовательно произнесенных трех  звуков

Словарь существительных: мебель, стол, стул, кресло, табурет, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика, столяр, столешница, спинка, подлокотники

Словарь глаголов: расставить, стоять, спать, сидеть, чинить, мыть, расставлять.....

Словарь прилагательных: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Наречия: удобно, мягко, слева, справа.

Антонимы: высокий – низкий, большой – маленький, узкий – широкий.

Сложные слова: подлокотник, краснодеревщик

Многозначность: ручка, ножка, спинка.

1Согласование числительных с существительными.

2Составление предложений с использованием предлогов (в, на, под, у, за, из, к, между).

3Исправь предложение (работа с деформированной фразой).

4Образование  прилагательных «Назови, какая мебель»

5 Подбор родственных слов.

6Образование относительных прилагательных «Назови, какой»

7"Скажи наоборот"

8 "Какой части нет у мебели?"

9Назови части шкафа, стула

1Составление описательных рассказов про мебель по плану:

1. Название.

2. Внешний вид (цвет, форма).

3. Части мебели.

4. Материал.

5. Предназначение мебели.

Февраль

2 неделя

Посуда. Кухонная утварь.

Сжимание в руках резиновых предметов - экспандеров

• анализ двусловного предложения;

• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов

Составление слова из последовательно произнесенных трех  звуков

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Словарь существительных: словарь старшей группы; дуршлаг, скалка, противень, кофейник, миска, поварешка; названия частей посуды, орнамент, узор  и т.д.

Словарь прилагательных: кухонная, столовая, чайная, кофейная, праздничная, повседневная; глубокий, мелкий,  по материалу (хрустальная, стеклянная и т.д.),  

Словарь глаголов. Варить, жарить, накрывать, ставить, кушать, пить, наливать, насыпать, накладывать, резать, убирать, мыть, разбить, дежурить, покупать, продавать.

Словарь существительных: словарь старшей группы; дуршлаг, скалка, противень, кофейник, миска, поварешка; названия частей посуды, орнамент, узор .

Словарь прилагательных: кухонная, столовая, чайная, кофейная, праздничная, повседневная; глубокий, мелкий,  по материалу (хрустальная, стеклянная и т.д

Словарь глаголов. Варить, жарить, накрывать, ставить, кушать, пить, наливать, насыпать, накладывать, резать, убирать, мыть, разбить, дежурить, покупать, продавать.

1Составление описательного рассказа о посуде по плану:

1. Как называется посуда?

2. Какая она по размеру?

3.  Цвет.

4.  Форма.

5. Детали.

6.  Материал.

7. Назначение.

Февраль

3 неделя

Продукты питания

Пазлы.

Составление разрезных картинок

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Деление слов на слоги

Словарь существительных. Завтрак, обед, полдник, ужин, продукты, суп, борщ, щи, каша, макароны, картошка, рыба, курица, мясо, котлеты, сосиски, колбаса, рис, гречка, блины, салат, омлет, молоко, кефир, сыр, творог, сметана, йогурт, компот, чай, кофе, сок, кисель, хлеб, батон, печенье, вафли, пирожки, булочки, пирог, соль, сахар, мороженое; кухня, повар, плита, холодильник.

Словарь глаголов. Продавать, покупать, резать,  готовить, ставить, снимать, жарить, варить, печь, кормить, наливать, вынимать, помогать, убирать, дежурить.

Словарь прилагательных. Хлебный, мясной, молочный, рыбный, грибной, сырой, варенный, жаренный, вкусный, невкусный, холодный, горячий, теплый, свежий, соленый, несоленый, мягкий, твердый, черствый, кислый,  сладкий, горький, полезный.

Словарь наречий. Горячо, вкусно, невкусно, сладко, солено, кисло, горько

1.Употребление существительных в форме творительного падежа (Ем вилкой, режу ножом).

2.Образование уменьшительно-ласкательных существительных (Чашка – чашечка).

3.Образование множественного числа существительных формы винительного и родительного падежа (Стакан – стаканы – стаканов).

4.Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (Сахарница, хлебница, салатница).

5Образование прилагательных от существительных (Мука - мучной,  железо – железный).

6Образование сравнительной степени прилагательных (Сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, большой - побольше).

7Согласование числительных с существительными (Два ножа, пять блинов).

1Составление сложносочиненных предложений с союзом «а» (Таня пила сок, а Наташа - компот).

2Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картину.

3Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3 картины).

4Составление рассказа по сюжетной картине с обсуждением вариантов поведения героев рассказа, проигрыванием ситуации общения.

Февраль

4 неделя

23 февраля. Мужские профессии

Пальчиковая гимнастика   по теме

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Словарь существительных: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, парашютист и т.д

Словарь глаголов: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться, охранять, беречь и т.д.

Словарь прилагательных: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный,  бесстрашный, доблестный, военный, трудная, почетная, опасная

1Образование множественного числа существительных в И.п. и Р.п. «Один – много».

2Образование существительных  мн.числа в И.п и Р.п «Посчитай».

3Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу».

4Подбор действий «Кто что делает?

5Подбор признаков.

6Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист «Кто служит в Армии?»

1Составление рассказа по картине

2составление рассказа «Мой папа служил в Армии»

3Закончить рассказ по предложенному началу

4Заучивание сти-й из цикла "Защитники Отечества"

Март

1 неделя

Весна. Мамин праздник. Женские профессии

Выкладывание узора из мозаики

Звуковой анализ слова. Определение количества звуков и слогов. Выделение ударного слога

Словарь существительных: март, апрель, май, весна, ручьи, тепло, поздравления, праздник, подарок, повар, воспитатель, учитель, продавец, …

Словарь прилагательных: долгожданная, теплая, холодная, дождливая, морозная, долгая, быстрая, счастливая, улыбчивая, добрая, ласковая, трудолюбивая,...

Словарь глаголов: пришла, началась, пошёл, таял, сошёл, замерз, наступил, подарить, сделать, порадовать, помочь,....

1Согласование числительных с существительными.

2Образование относительных прилагательных "Чей  подарок?"

3Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (что делал?, что делаю?, что сделал?, что сделаю?)

4Составление предложений с предлогами: в, на, с, возле, от, под, из-под.

1.Составление рассказа "Подарок для мамы"

2Пересказ стих-я "Мама спит"

"

Март

2неделя

Основные признаки весны. Первоцветы. Растения весной.

Упражнение с шипованным шариком (сжимать и разжимать в руках), прокатывать по ладони и каждому пальцу

Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение количества звуков и слогов. Выделение ударного слога

Существительные:  весна, проталины, капель, лужи, ледоход, подснежник, оттепель, почки, первоцвет, скворечник, скворец, грач, половодье, наводнение, ручей, верба. рассада, гроза. грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки,  

Глаголы: бежать, журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть,  сажать.  проклевываться, лопаться, набухать, грохотать,  таять, копать, светить, греть, просыхать, обрезать,

Прилагательные: клейкий, зеленый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежный, белоснежный, хрупкий, душистый, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный,  рыхлый.

1Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

2Подбор слов - признаков «Назови, какая».

3 Подбор слов-действий «Кто что делает?»

Составление рассказа по картине «Весна»

Март

3 неделя

Рыбы.

Пальчиковая гимнастика   по теме

Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Словарь существительных: море, озеро, река, акула, карась, ерш, кит, окунь, жабры, хвост, глаза, чешуя, зубы, икра,

Словарь глаголов: плавать, глотать, шевелить, есть, прятаться, ловить, жарить, варить, чистить,...

Словарь прилагательных: морская, речная, озерная, соленая, пресная, маленькие, большие, длинные, хищная, костлявая, скользкий,....

Антонимы: крупная – мелкая, сухое – мокрое, глубоко- мелко, быстрая - медлительная

1Образование множественного числа существительных в И.п. и Р.п. «Один – много».

2Образование существительных  мн.числа в И.п и Р.п «Посчитай».

3Образование притяжательных прилагательных - чей хвост, глаз, плавник

4Подбор действий «Кто что делает?"

5Подбор признаков.

6 "Скажи наоборот"

1Составление описательного рассказа о рыбе

2Отгадывание загадок

Март

4 неделя

Электроприборы, бытовая техника

Комкать кусочек полиэтилена одной рукой

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Деление слов на слоги и звуки

Словарь существительных: электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка, телефон, пылесос, холодильник, магнитофон, кофемолка, миксер, тостер, электрочайник, электропечь, электромясорубка, фен, торшер, лампа, утюг, светильник (бра), электрик, домохозяйка, уборщица,

Словарь глаголов: включать, выключать, работать, гудеть, помогать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить, облегчать, ускорять, стирать,  строчить,

Словарь прилагательных: электрический, стиральная (машина), двухкамерный (холодильник), швейная (машина), опасный, полезный, домашний, удобный,…

1Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

2Образование множественного числа существительных в И.п. и Р.п. «Один – много».

3Образование существительных и прилагательных мн.числа в И.п и Р.п «Посчитай».

4Согласование слов по типу управления «Закончи предложение».

1Составление описательных загадок об электроприборах.

2Составление рассказов об электроприборах (из личного опыта детей)

3Отгадывание загадок.

Апрель

1 неделя

Зоопарк. Животные и их детёныши

Выкладывание по образцу из счетных палочек

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Составление предложений с определенным словом

Существительные:  зоопарк, клетки, бассейн, корм, посетители, белый медведь, жираф, страус, бегемот, совы и т.д., пингвинята, тигрята и т.д.

Глаголы: живут, растут, кормят, ходят, моют, чистят, лечат, ….

Прилагательные: ручные, дикие, опасные, большие, маленькие,….

1Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

2Образование множественного числа существительных в И.п и Р.п. «Один – много».

3Подбор признаков «Назови, какой?»

4Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

5Согласование существительного с числительным.

Составление описательного рассказа «Зоопарк»

Апрель

2 неделя

Школьные принадлежности

Пальчиковая гимнастика по теме

Различение слов, близких по звуковому составу;

Многозначные слова

Словарь существительных:  школа, школьные принадлежности, ручка, карандаши, линейка, пенал, книги,…

Словарь глаголов: учиться, писать, читать, рисовать, точить,…

Словарь прилагательных: новые, большая, длинный, пластмассовая, деревянный, …

Наречия: быстро, медленно

Антонимы: маленький – большой, быстро – медленно, длинный-короткий, часто - редко

Многозначность: ручка

1Употребление Р.п. существительных «Узнай, чей карандаш».

2Употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в ед.ч. «Закончи предложение».

3Подбор признаков «Назови, какой, какая».

4Образование притяжательных прилагательных

1составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»

2отгадывание загадок

Апрель

3 неделя

Мой город, детский сад.

Упражнение с шипованным шариком (сжимать и разжимать в руках), прокатывать по ладони и каждому пальцу

Анализ и синтез обратных слогов, например «am», «ит»;

Словарь существительных: детский сад, город, Ачинск, улицы, дома, строения, памятники, вход, группа, кухня,....

Словарь глаголов: собираться, идти, здороваться, пройти, раздеться, делать, заниматься, любоваться, гулять, убирать, беречь,....

Словарь прилагательных: детский, большой, радостный, новая, дружные, вкусная

1Согласование числительных с существительными.

2Составление предложений с использованием предлогов (в, на, под, у, за, из, к, между).

3Исправь предложение (работа с деформированной фразой).

4Образование  прилагательных «Какие, какой, какая»

5 Подбор родственных слов.

6Образование относительных прилагательных «Назови чей»

7"Скажи наоборот"

1Составление расказа из личного опыта "Мой детский сад"

2Составление рассказа из личного опыта "Мой город"

3Составление распространенных предложений по картинкам или фотографиям из цикла "Мой город"

Апрель

4 неделя

Инструменты для работы в саду и на огороде, труд людей весной в огороде

Гимнастика с карандашами

выделение последнего согласного из слов Анализ и синтез слогов (например, «та», «ми») и слов (например, «суп», «кит»)

Словарь существительных: ведро, лопата, вилы, грабли, топор, пила,….

Словарь глаголов: нести, копать, пилить, резать, пахать, чистить, разгребать,…

Словарь прилагательных: тяжелые, железный, острые, длинные,…

1Согласование числительных с существительными.

2Составление предложений с использованием предлогов (в, на, под, у, за, из, к, между).

3Исправь предложение (работа с деформированной фразой).

4Образование  прилагательных «Какие, какой, какая»

5 Подбор родственных слов.

6Образование относительных прилагательных «Назови чей»

7"Скажи наоборот"

1Составление распространенных предложений  по предметным и сюжетным картинкам

 2Составление рассказа из личного опыта "Мой  огород"

Май

1 неделя

Насекомые.

Выкладывание насекомых из элементов мозаики

Звуковой анализ слога, слова; соотнесение со

схемой

Словарь существительных:  :  насекомые, оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, усики, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца,

Словарь глаголов: летать, ползать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, ловить.

Словарь прилагательных: летающий, полосатый, маленький, вредный, полезный, красивый, легкий, сильный, яркий, майский (жук), мохнатая.

Наречия: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко.

Антонимы: маленький – большой, громко – тихо, быстро – медленно, вредный – полезный.

Сложные слова: трудолюбивый.

Многозначность: крыло

1Употребление Р.п. существительных «Узнай, чье крылышко».

2Употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в ед.ч. «Закончи предложение».

3Подбор признаков «Назови, какой, какая».

4Образование притяжательных прилагательных

1Составление описательных загадок про насекомых

2Пересказ отрывка рассказа Бианки «Путешествие муравья»

Май

2неделя

Признаки лета

Комнатные растения

Игры с прищепками – сделать солнышко, цветок

Деление слов на слоги, определение их порядка и количества, выделение ударного слога, ударной гласной

Существительные: лето, цветы, деревья, листья, растения, тепло, солнце, день, ночь, одежда, игры и т.д., бальзамин, кактус,…

Прилагательные: теплые, солнечные, длинный, короткая, ясное, голубое, загорелые и т.д, зеленые, яркие, разноцветные…

Глаголы: отдыхать, гулять, загорать, кататься, нюхать, копать, строить, плавать и т.д, цветут, растут, ухаживать,…

1Подбор признаков «Скажи, какой?»

2Составление предложений с предлогами: в, из, на, под, от, из-за, из-под.

3Составление предложений по опорным словам (работа с деформированным предложением).

4Изменение глаголов по лицам и числам.

5Образование наречий от прилагательных.

6Употребление существительных в Т.п. «Скажи, чем?»

7Образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами «Назови ласково».

Составление рассказа по серии картин из цикла «Лето», «Как я проведу лето»

Май 3 неделя - Обследование

Май 4 неделя - Обследование

Литература:

1Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: Лавра, 1993.

2Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

3Каше Г. А.Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование развития связной речи детей 4-5лет.

Тематическое планирование НОД для развития связной речи детей 4-5 лет....

Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста"

План, график тематичекого контроля. Аналитическая справка по итогам тематичекого контроля....

Тематическое планирование по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе

Тематическое планирование по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе...