учим детей отгадывать загадки
консультация по логопедии на тему

Лузан Любовь Николаевна

   Большую ценность в работе по ознакомлению детей с особыми образовательными потребностями с окружающим и социальной действительностью пред­ставляют загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Учим детей отгадывать загадки

   Большую ценность в работе по ознакомлению детей с особыми образовательными потребностями с окружающим и социальной действительностью представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию. «Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир».[1]

Например, чтобы отгадать загадку о лисе - «Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом», дети должны иметь достаточно четкое представление об этом животном. Ребенок, не имеющий четкого представления о лисе, не сможет отгадать эту загадку: ведь у белки тоже пушистый хвост, живет она в лесу, летом рыжая. Но лиса живет под кустом, а белка в дупле на дереве и по этому дополнительному признаку, сопоставляя и сравнивая этих двух животных, ребенок выбирает правильный ответ. Таким образом, чтобы правильно отгадать загадку, недостаточно иметь разрозненные знания о животном, нужно иметь целостное представление о нем, а это возможно лишь в том случае, если ребенок умеет систематизировать имеющиеся знания и правильно использовать их.

Простые загадки можно предлагать детям уже на третьем году жизни, но при этом необходимо учитывать, хорошо ли они знают те предметы, фрукты, овощи, животных, о которых идет речь в загадке. Чтобы облегчить их отгадывание, в качестве опоры используются предметы, игрушки. Например, после знакомства детей с уткой и курицей можно загадать такую загадку: «По водичке плавает, громко крякает: «Кря-кря-кря-кря». Кто это?»

Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть, с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития четкой дикции. При этом содержание загадок необходимо объяснять. Например, предлагая для заучивания загадку о петухе – «Хвост с узорами, сапоги со шпорами», необходимо объяснить непонятные детям слова «узоры», «шпоры», т. е. ведется работа не только по обогащению словаря, но и по ознакомлению с некоторыми особенностями данной птицы.

При заучивании загадок про кошку дети узнают ряд новых дополнительных сведений о хорошо знакомом животном:

1. Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы - как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

2. Мягкие лапки,

А в лапках цап - царапки, -

т. е. что у кошки есть подушечки на лапках, усы жесткие, как щетина, и

т. д. (в первой загадке), на лапках есть коготки, которые могут царапаться (во второй загадке).

   Знакомя детей с временами года, обращайте внимание на те изменения, которые происходят в природе, в частности указывая на то, что осенью с деревьев опадают листья, что у некоторых деревьев (сосна, ель) вместо листьев имеются иголки. Такие деревья в любое время года стоят в лесу зелеными. Предлагайте отгадать загадку о елке - «Зимой и летом - одним цветом» и определить, есть ли в названии отгадки звук «л».

   IIри выборе загадок, желательно учитывать их значимость для    умственного воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

   При подборе загадок, особенно когда требуется установить наличие того или иного звука в отгадке, необходимо избегать таких, которые могут иметь несколько ответов. Если ребенок испытывает затруднения в отгадывании загадок или дает неправильный ответ, следует задать вопросы по тексту.

   Перед загадыванием загадок полезно проводить беседы о тех предметах или животных, о ком они составлены.

   Самостоятельное составление загадок - довольно трудная задача для детей с особыми образовательными потребностями. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

   При составлении загадок (например, при описывании предмета, животного) дети стремятся как можно строже относиться к подбору слов, выбирая и отдавая чаще всего предпочтение тем, которые более точно отражают качество, состояние или признак предмета, т. е. учатся при помощи речи связно и последовательно излагать свои мысли.

  На первоначальных этапах обучения составление загадок проходит при активной помощи воспитателя. Например, предлагая составить загадку о яблоке, сначала необходимо уточнить знания ребенка о данном фрукте, спрашивать, какой он формы, цвета, вкуса, где растет. После этого говорить: «Красное, твердое, круглое, сладкое, растет на дереве. Что это?» Ребенок  быстро называет правильную отгадку.

   В более старшем возрасте дети могут самостоятельно составлять загадки. Например, дать ребенку картинку с изображением хорошо известного предмета, животного и предложить составить загадку.

   Таким образом, используя загадки,  не только развивается речь (обогащается словарь, развивается связная речь), а также расширяются представления детей  с особыми образовательными потребностями о предметах и явлениях окружающей действительности.


[1] Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Учим детей отгадывать загадки

родителям на заметку...