Учим детей отгадывать загадки
картотека на тему

Санникова Алёна Сергеевна

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Главная особенность загадки в том, что она представляет собою логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления.  В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначения и др. По указанным признакам  и надо найти отгадку. Загадка Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку основана на четырех признаках, свойственных кролику. В загадке Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? Названы три характерные признаки лета: жаркая погода, цветение растений, созревания хлеба. В загадке Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? Указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный шум дождя.

Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

Есть загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум. А то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: Рук нет, а строить умеет (птичка); В воде купался, а сух остался (гусь). Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер); Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел). Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.

Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явления и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения.

Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.

Предлагаю загадки о животных.

У маленькой зверушки

Ушки на макушке.

Длинный, гибкий, тонкий хвост,

Очень хитрый, серый нос. (Мышь)

***

Он морковку любит

С грядок воровать.

И кору у яблонь

Любит подгрызать. (Заяц)

***

Кто ушастый здесь такой

На дорожке на лесной?

В зиму – белый на снегу.

Летом - серый на лугу?

***

В белой шубке меховой

По поляне снеговой

Скачет, прыгает, петляет,

За собой следы скрывает. (Заяц)

***

Косолапый, неуклюжий,

С медом и малиной дружит. (Медведь)

***

Кто такой большой, лохматый,

Непричесанный такой?

Испугались все ребята:

«Зверь, наверно, очень злой».

Рыбу ловит он отменно,

И в малиннике он – царь.

А в лесу он – самый первый,

Всем животным – государь. (Медведь)

***

Рыжая, пушистая,

Зимою – серебристая.

Ловко в спешке

Щелкает орешки.

Сушит на зиму грибы,

Закрома её полны. (Белка)

***

Он - строитель превосходный.

Все деревья – по зубам.

Он живет в стихии водной,

Где плотину строит сам. (Бобер)

***

Меховое облако

Всех нас согревает,

В свитера и шапки

Деток одевает. (Овца)

***

Любит умываться –

В луже поваляться.

Розовая спинка,

Жесткая щетинка. (Свинья)

***

Часы не надо заводить.

Кричит он громко по утрам,

Чтоб крепко спящих разбудить

И вовремя проснуться нам. (Петух)

***

Любит кашу, любит рыбу.

Вы его узнать смогли бы.

Хоть и ходит он не слышно,

Но его бояться мыши. (Кот)

***

Твердый панцирь,

Добрый взгляд.

Всех мудрее, говорят. (Черепаха)

 

Библиография:

1)    Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада Москва «Просвещение» 1976

Е. П. Попова «Сборник загадок о животных». Спб, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Учим детей отгадывать загадки

родителям на заметку...

Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)

Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....