Главные вкладки

    Учим детей отгадывать загадки
    картотека на тему

    Санникова Алёна Сергеевна

    Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

    Главная особенность загадки в том, что она представляет собою логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления.  В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначения и др. По указанным признакам  и надо найти отгадку. Загадка Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку основана на четырех признаках, свойственных кролику. В загадке Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? Названы три характерные признаки лета: жаркая погода, цветение растений, созревания хлеба. В загадке Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? Указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный шум дождя.

    Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

    Есть загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум. А то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: Рук нет, а строить умеет (птичка); В воде купался, а сух остался (гусь). Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

    Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер); Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел). Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

    Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.

    Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явления и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения.

    Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.

    Предлагаю загадки о животных.

    У маленькой зверушки

    Ушки на макушке.

    Длинный, гибкий, тонкий хвост,

    Очень хитрый, серый нос. (Мышь)

    ***

    Он морковку любит

    С грядок воровать.

    И кору у яблонь

    Любит подгрызать. (Заяц)

    ***

    Кто ушастый здесь такой

    На дорожке на лесной?

    В зиму – белый на снегу.

    Летом - серый на лугу?

    ***

    В белой шубке меховой

    По поляне снеговой

    Скачет, прыгает, петляет,

    За собой следы скрывает. (Заяц)

    ***

    Косолапый, неуклюжий,

    С медом и малиной дружит. (Медведь)

    ***

    Кто такой большой, лохматый,

    Непричесанный такой?

    Испугались все ребята:

    «Зверь, наверно, очень злой».

    Рыбу ловит он отменно,

    И в малиннике он – царь.

    А в лесу он – самый первый,

    Всем животным – государь. (Медведь)

    ***

    Рыжая, пушистая,

    Зимою – серебристая.

    Ловко в спешке

    Щелкает орешки.

    Сушит на зиму грибы,

    Закрома её полны. (Белка)

    ***

    Он - строитель превосходный.

    Все деревья – по зубам.

    Он живет в стихии водной,

    Где плотину строит сам. (Бобер)

    ***

    Меховое облако

    Всех нас согревает,

    В свитера и шапки

    Деток одевает. (Овца)

    ***

    Любит умываться –

    В луже поваляться.

    Розовая спинка,

    Жесткая щетинка. (Свинья)

    ***

    Часы не надо заводить.

    Кричит он громко по утрам,

    Чтоб крепко спящих разбудить

    И вовремя проснуться нам. (Петух)

    ***

    Любит кашу, любит рыбу.

    Вы его узнать смогли бы.

    Хоть и ходит он не слышно,

    Но его бояться мыши. (Кот)

    ***

    Твердый панцирь,

    Добрый взгляд.

    Всех мудрее, говорят. (Черепаха)

     

    Библиография:

    1)    Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада Москва «Просвещение» 1976

    Е. П. Попова «Сборник загадок о животных». Спб, 2014

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                         В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

    учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

    Учим детей отгадывать загадки

    Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

    Статья "Учим детей отгадывать загадки"

    Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

    Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

    Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

    Учим детей отгадывать загадки

    родителям на заметку...

    Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)

    Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....