Главные вкладки

    Логопедические рифмовки для автоматизации звуков [ л ], [ ль ], [ р ], [ рь ].
    учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Евдокимова Александра Евгеньевна

     

    «Блаженство рода человеческого коль много от СЛОВ зависит, всяк довольно усмотреть может!» М, В Ломоносов, 1748г. (библиография, №17, с.5). И проблема за более, чем 250 –летний период меньше не стала. Даже наоборот, детей с речевыми дефектами стало боль-ше, а диагнозы сложнее. Если раньше, почти 30 лет назад, в начале моей педагогической практики на 20 детей – логопатов приходилось 2 - 3 дизартрика, то теперь число дизарт-риков увеличилось в 2 – 3 раза…  И дети – алалики стали обычным явлением в логогруппах. Не буду останавливаться на причинах этого, но хочу предложить логопедам – практикам новый речевой материал для автоматизации сонорных звуков [л], [ль], [р], [рь] в виде логопедических рифмовок, которые придумала сама.

    В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжительность работы над звуком и, следовательно, большее количество разнообразного речевого материала, позволяющего качественнее, увлекательнее и быстрее преодолевать недоразвитие речи. Рифмовки позволяют решать много задач: развивают память, внимание, способствуют совершенствованию выразительности речи и других общих речевых навыков, могут выступать сопровождением к пальчиковым играм  и играм по общей моторике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логопедические рифмовки для автоматизации звуков

                             [ л ],  [ ль ],  [ р ],  [ рь ].

    «Блаженство рода человеческого коль много от СЛОВ зависит, всяк довольно усмотреть может!» М, В Ломоносов, 1748г. (библиография, №17, с.5). И проблема за более, чем 250 –летний период меньше не стала. Даже наоборот, детей с речевыми дефектами стало боль-ше, а диагнозы сложнее. Если раньше, почти 30 лет назад, в начале моей педагогической практики на 20 детей – логопатов приходилось 2 - 3 дизартрика, то теперь число дизарт-риков увеличилось в 2 – 3 раза…  И дети – алалики стали обычным явлением в логогруп-пах. Не буду останавливаться на причинах этого, но хочу предложить логопедам – прак-тикам новый речевой материал для автоматизации сонорных звуков [л], [ль], [р], [рь] в виде логопедических рифмовок, которые придумала сама.

    В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжитель-ность работы над звуком и, следовательно, большее количество разнообразного речевого материала, позволяющего качественнее, увлекательнее и быстрее преодолевать недораз-витие речи. Рифмовки позволяют решать много задач: развивают память, внимание, спо-собствуют совершенствованию выразительности речи и других общих речевых навыков, могут выступать сопровождением к пальчиковым играм  и играм по общей моторике.

                                                                                             

               

                                                                                                                                                 

     [Л ]

    Галка

    Галка сидела на ёлке.                                

    Сыпались с ёлки иголки.

    Сплетала веночки галка,

    Брала  голубые  фиалки.

    [ ЛЬ]    

    Лисы

    Лис, лисёнок и лисица

    Любят вместе прокатиться!

    Вон на липовой аллее

    Велосипеды их алеют.

    Бельчата

    Есть у белочки дупло,

    Всем бельчатам там тепло…

    И в дупле большой сосны

    Ждут бельчата - малыши

    Маму из лесной глуши.

    Лепка

    Лепим мы из пластилина,

    Лепим, лепим мы из глины.

    Мы лепили, мы лепили,

    Еле нас потом отмыли.

     

    [ Л ] - [ ЛЬ ]  

    Наш садик

    Под  калиной карусели,

    А под тополем качели,

     Лавочка под липкой,

    Стол под ёлкой липкой.

    Белое…

    Белая лебедь и белое облачко,

    Белое платье с воланами, лёгкое,

    Белые ландыши, белые лилии…

    Белого цвета стоит изобилие.

       

    [ Р ]

    Кролику

    В гости кролика я жду

    И с утра морковку тру.

    Тру на тёрке очень крупно.

    Это трудно, страшно трудно!

    Угощение

    Самовар пускает пар,

    На столе баранки.

    Я фруктовое варенье

    Достаю из банки.

    - Ешьте, гости дорогие!

    Сахар, сыр, медок.

    Вот эклеры заварные,

    С творогом пирог.

    На лыжах

    Ветер, скорость, рыхлый снег,

    Повороты, быстры бег.

    Нараспашку куртка –

    Лыжная прогулка.

    Крот

    Прокопал крот

    В огород проход.

    Съел морковки корешки,

    Бросил от неё вершки.

    Пора спать

    Рая и Вера дружно сидели

    И телевизор дружно смотрели.

    Раин братишка стал засыпать,

    И телевизор пора выключать.

    Мышка

    В крошечной норке

    Крошки и корки,

    А у норки кошка

    Караулит крошку.

    Правая рука

    Правой рукой я ложку держу,

    Правой рукой на прощанье машу,

    Ручку держу, карандашик и нож…

    Мой папа – правша.

    Я на папу похож.

    Жара

    Здравствуй, друг, у нас жара.

    От неё горит трава.

    С утра пораньше мы встаём

    В огород втроём идём.

     

    [ РЬ ]

    К морю

    К морю едут загорать

    В электричке семь ребят:

    Гриша, Юрий, Боря, Рина,

    Дарья, Рита и Марина.

    [ Р ] – [ РЬ ]

    Ученица

    Тройка в тетради на третьей странице…

    Просто позор такой ученице!

    Грязь и помарки толпятся на строчках,

    Буквы корявые смотрят с листочков.

    Мурка

    Мурка, брысь! Уйди с дороги,

    Развалилась на пороге!

    На проходе не лежи,

    Лучше с Шариком дружи!

    Варенье

    Бабушка варенье варит,

    Ребятне на пробу ставит

    Из смородины, брусники,

    Из крыжовника, черники.

    Перемазаны мордашки

    Сиропом ягодным из чашки.

    Ветер

    Раскачал деревья ветер,

    Кроны рвёт, ломает ветки.

    И скрипят трескуче кедры,

    И кричат в испуге детки.

     - Не ломай деревья, ветер,

    Наверху среди ветвей

    Прячется гнездо грачей.

    Пироги

    Размешаю дрожжи, сахар и муку.

    Пирожки различные я испечь могу

    С ливером, вареньем, с рисом и яйцом,

    С рыбой и морковью…

                                Приходите в дом.

    Тренировка

    Я иду на тренировку,

    Я бросаю мячик ловко

    Через сетку…    

                    А в корзину

    Попадаю в середину!

    Каша

    Кашу варим мы с утра.

    Перебрали рис пока.

    Перебрали, перемыли

    И в кастрюльку загрузили.

    В молоке крупа томится.

    Детвора вокруг кружится.

    Кашу варим мы с утра,

    Пробу снять давно пора.

    Тараторка

    Кто Варвару переспорит?

    Вечно Варя тараторит.

    - У Марины грипп и корь…

     - Варвара, перестань, не спорь!

    Мариночка крепка, здорова,

    Во дворе играет снова.

    Ключ

    Клава бегала, играла,

    От квартиры потеряла

    Из кармана ключ с брелочком

    На коротенькой цепочке.

    [ Л ] – [ Р ]

    Клубника

    Клубника исчезла, клубника пропала,

    Вот тут на тарелке клубника лежала.

    Кому – то, наверно, она помешала…

    Кому помешал её вид, аромат?

    В пропаже клубники кто виноват?

    Дятел

    Дятел шишку зацепил

    И в развилке раздолбил.

    Он орешки добывал,

    Семена кругом бросал.

    Волк

    Все волка считают коварным и злым.

    Обижен он на людей.

    Он просто в «ловишки» любит играть,

    И вовсе волк не злодей!

    Лентяйка

    Затеяла Клава уборку в утра

    И рассказала всем про дела.

    Лишь фартук надела…

    И нет больше дела!

    Слонялась по дому с угла до угла.

    Уборка

    Мою рамы и стекло,

    Обметаю потолки,

    Чтобы солнышко пришло,

    Осветило уголки.

    Прошла уборка перед летом,

    Всё сверкает ярким светом.

    Гость

    Мы накрыли к чаю стол.

    Первый гость давно пришёл.

    Кукла Клава предлагала

    Буратино лимонад,

    Фрукты, торт и мармелад.

    [ЛЬ] – [ РЬ ]

    Лейка

    - Лейка, лей водичку в грядку,

    Поливай всё по порядку.

    Влево – вправо, взад – вперёд

    Лейка в грядки воду льёт,

    Поливает, поливает,

    Ничего не пропускает.

     [ Л ] – [ ЛЬ ] – [ Р ] – [ РЬ ]

    Портниха

    Булавки, напёрстки,

    Иголки и шпульки

    Сложены вместе

    В этой шкатулке.

    Лоскут из шерсти,

    Ткани из шёлка

    Сложены вместе

    Рядом на полке.

    Всё это портнихе

    Нужно для дела.

    И нет ничего,

    Чтобы сшить не сумела.

    Пёс

    Пёс дворовый захандрил,

    Даже лаять нету сил…

    - Мокрый нос, - сказала мама, -

    Значит – просто загрустил.

    Лягушки

    Лягушки – подружки

    Расселись на кочках.

    Романсы, рулады

    Слушает ночка.

    Как весело им:

    Мокрота и жара,

    Обилие корма…

    И жизнь –красота.

    Лето

    От солнышка в тень уползают улитки,

    Калинка склонилась у старой калитки,

    Уселась стрекозка на травку – былинку,

    Вприпрыжку бежим собирать мы малинку.

    Обед

    Сельдь, пельмени и омлет,

    Блины, котлетки и паштет,

    Фасоль, солянка и желе,

    Заливное и суфле…

    Люблю в тенёчке полежать,

    Об обеде помечтать…                                            

    Ели

     - На поляне ели…

    - Что же вы там ели?

    - Мы не ели!.. Ели!

    Зелены там ели

    С зелёными шишками,

    Смолистые, душистые.

    Цветы

    Расцвели в саду у Лилии

    Колокольчики да лилии,

    На клумбе у Наталки –

    Ландыши, фиалки.

    Лютики и васильки –

    На полянке у реки.

     

    Маляры

    Мы играем в маляров,

    Красим всё без разных слов.

    Мы работою гордимся,

    На узоры не скупимся.

    Игра

    Мы крадёмся в буераке,

    Пробираемся в овраге…

    Вдруг ударил где – то гром!

    Мы несёмся быстро в дом,

    Потому что мы играли

    Дружно в парке городском.

    Сарафанчик

    В горошек сарафанчик,

    С розочкой карманчик,

    Оборочки – рукавчики,

    Рюшечки, кружавчики,

    Яркий и воздушный,

    Жарким летом нужный.

    Новый год

    Мы встречаем Новый год,

    Детвора Снегурку ждёт.

    Шары, гирлянды сняли с полки

    И развесили на ёлке.

    Кто в обёртках разных ярких

    Разместил под ней подарки?

    Квартира

    Вот огромная квартира!

    Из окна такой простор!

    Даже взрослые деревья

    Не закрыли нам обзор.

    Карманы

    В кармане Егора -

    Грузила, крючки.

    В кармане у Жоры –

    В коробке жуки.

    Брошка у Муры,

    Марки у Шуры

    И нету кармана

    Только у Юры.

    Светофор

    Пропускает светофор

    Пешеходов с давних пор.

    Стой на красный! И иди,

    Когда зелёный впереди.

    У костра

    Мы в костре пекли картошку,

     Пережарили немножко,

    Почернела кожура,

    Серединку есть пора.

    За грибами

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В лес идём грибы искать:

    Сыроежки и опята,

    Белый, рыжики, маслята!

    Красный с пятнами убор…

    Прочь с дороги, мухомор!

    Речка

     - Речка, речушка, стремишься куда?

     - К Чёрному морю, - сказала вода,

     - С горных вершин и крутых ледников

    Кружусь и бурлю между двух берегов.

    Прятки

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В прятки мы пришли играть.

    За забором Жора,

    А за кедром Боря.

    А Валерка раскричался,

    На крапиву он нарвался.

    А Серёга за дверью сарая

    Брюки порвал и рыдает.

    Кот

    Вырос кот у нас игривый,

    С шёрсткой рыженькой, красивой,

    Веер – хвост, глаза сверкают,

    Мышек быстро прогоняет.

    Туристы

    Мы туристы с рюкзаками

    И верёвкой за плечами.

    Есть у нас продукты:

    Орехи, крупы, фрукты.

    На заре с рассветом

    Идём мы в горы летом.

    Огород

    Посажу укроп, морковку,

    Помидоры, чесночок,

    Перец, сельдерей, картошку,

    Горошек, репу, кабачок.

    Стану урожая ждать,

    И рыхлить, и поливать.

    Выдра

    Под корягою не видно

    Домик старой мокрой выдры.

    Берег крут, под ним в тиши

    Ныряют выдры малыши.

    Маме

    Вышиваем крестиком мы подарок маме.

    Мамочке понравится сделанное нами.

     Вот ромашки скромные, бабочки порхают…

    Кудрявую берёзку дочурки вышивают.

    ОБЖ

    Брать без спросу детям спички –

    Это вредная привычка.

    Разводить костры опасно –

    Это всем должно быть ясно!

    Укол

    - Как прошёл твой денёк,

     Милый мой родной сынок?

    Что ты ел? Как ты спал?

    Что ты нового узнал?

    - Ничего я не узнал!

    Я полдня с утра рыдал!

    Получил укол, был зол!

    Лучше б в садик не пошёл…

    Котёнок

    Крошечный котёнок плачет,

    Голодный мокнет под дождём.

     - Мама милая, родная,

    Давай его к себе возьмём.

    Приласкаем эту крошку,

    Согреем, рыбкой угостим.

    Молоком наполним плошку

    И буду я смотреть за ним.

    Чёрное

    Чернеет чёрной ночью дом.

    От страха затаился в нём.

    Там клумба яркая цветов

    Как груда чёрных валунов.

    И даже старый пёс Барбос

    Чернее  самых страшных снов.

    Виноград

    Белый, розовый и синий

    Виноград лежит в корзине,

    Крупный, средний, мелкий

    В голубой  тарелке.

    Собралась вокруг стола

    Из округи детвора.

    Все ребята очень рады

    Угощаться виноградом.

    Ольха

    Ольховые серёжки

    На веточках висят.

    Коричневые шарики

    Для ольхи – наряд.

    Моряки

    Ветер волны поднимает,

    Лодки, корабли бросает.

    Гром и шторм, стеною дождь.

    Всех людей бросает в дрожь.
    Лишь моряки от земли

    В море ведут корабли.

    Наша армия

    Наша армия сильна,

    Охраняет нас она.

    Моряки, стрелки, танкисты,

    Лётчики, артиллеристы

    На страже Родины стоят

    Защищают всех ребят!

    ОБЖ

    Знай опасные предметы

    И явления на свете:

    Молния, огонь и лёд,

    Лес, дорога, переход,

    Электричество и газ –

    Полны опасности для нас…

    Незнакомец и лекарство –

    Это всё таит коварство!

    Футбол

    Раскатились в поле

    Перекати – поле.

    Ветер их гоняет –

    Он в футбол играет,

    Ищет он ворота,

    Гол забить охота.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

    В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

    Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

    Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

    Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

    Рифмовки для автоматизации звуков [ Р ], [Ш ], [Ж], [Ч ], [ Щ ].

    Дети очень любят добавлять словечко в стихах и рифмовках. Первый раз эти рифмовки можно прочитать полностью, чтобы ребёнок понял, какое слово надо добавлять. А затем взрослый читает начало, а ребёнок ...

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...