Методические рекомендации к коррекции ручной и артикуляционной моторики.
методическая разработка по логопедии на тему

Галкина Нина Дмитриевна

Методические рекомендации к коррекции ручной и артикуляционной моторики, которые необходимо использовать в работе с детьми логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к коррекции ручной и артикуляционной моторики.

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, задерживает развитие речи. А также затрудняет овладение письмом и другими учебными и трудовыми навыками. Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом, особенно у детей с нарушениями речи.

Сложная структура построения двигательного акта, особенности нарушения ручной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии, обуславливают необходимость развития ручной моторики по следующим направлениям:

1.Формирование кинестетической основы движения.

Основными задачами этого направления логопедической работы являются организация двигательных импульсов, направленных к определённым группам мышц, уточнение состава двигательного акта, развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентных  ручных движений.

2.Формирование кинетической основы движения.

Основными задачами этого направления логопедической работы являются объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки и динамические координации ручных движений.

Работа по формированию кинестетических и кинетических основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно.

Для развития ручной моторики рекомендуется:

А) Формирование кинестетической основы движений руки. В процессе развития кинетического анализа и синтеза движений, кинестетической афферентации кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребёнок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном).

Б) Формирование кинетической основы движений руки.

Проводятся упражнения по развитию динамической координации движений, способствующих становлению системы движений, которая включает в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты  (по А.Н.Бернштейну «О построении движений», Москва, 1947 год) или серии одиночных движений, формирующих единый двигательный навык. Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательных, так и одновременно организованных движений.

Таким образом система коррекционных занятий должна представлять собой последовательный цикл упражнений с поэтапным усложнением действий ребёнка и с последующим повторением этого цикла на более высоком уровне, что способствует формированию у детей с дизартрией языковых и двигательных стереотипов. «Формирование двигательных функций тонких движений рук происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Двигательный акт ребёнка способствует развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорных и моторных сторон речи.» (М.М.Кольцова) Отсюда следует, что предметно – манипулятивная деятельность ребёнка оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию, что обуславливает необходимость специальной работы по коррекции моторики у детей с нарушением речи. «Процесс функций мозга человека в большей мере определяется прогрессом в развитии двигательного анализатора.» (7, с.135)

           Целью выработки методических рекомендаций является коррекция ручной и артикуляционной моторики, а задача - подбор методов и подходов коррекционной работы для детей с разными речевыми нарушениями.

           Работа по развитию мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией должна начаться задолго до поступления в школу.

Логопедическая работа базируется на знании механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей. Большое значение имеет сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление отклонений в общей моторике.

Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, определённое место в общей системе коррекционных мероприятий отводится совершенствованию ручной умелости.

1. Содержание коррекционной работы по развитию ручной моторики.

         Коррекционные упражнения должны быть связаны и с игровой деятельностью ребёнка и с его повседневной жизнью. Сначала развивают координированные движения с крупными предметами, затем – с мелкими.

В первую очередь нужно обучить ребёнка правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Для таких упражнений специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, весу. Полезно научить ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Эффективно, например, такое упражнение: ребёнок по заданию взрослого раскладывает предметы на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры (воспитатель заранее наносит на бумагу контуры предметов). Можно попросить ребёнка разложить игрушки или предметы по размеру или цвету; определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывание мелких предметов: пуговиц, палочек, зёрен и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигают косточки на счётах; вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки или теннисного мячика. Упражнения такого рода надо всячески разнообразить.

Целесообразно использовать лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности следует постепенно усложнять. Игры со строительным материалом начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют за счёт увеличения количества деталей и видов построек.

Работа над артикуляторной моторикой и мимикой всегда сочетается с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипуляционную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания чётких пальцевых кинестезий также применяют тактильную стимуляцию при помощи массажа.

Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма.

Во время выполнения всех этих заданий и упражнений дети со стёртой дизартрией могут испытывать на первых порах трудности. Им нужно терпеливо помогать, но соблюдать разумную меру помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребёнка. Детям со стёртой дизартрией полезны домашние задания. Они должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения: раскрашивание картинок, точное обведение контуров предметов, рисование простых предметов по проставленным точкам, соединение данных точек линиями разных направлений, штриховка.

Очень важно суметь убедить ребёнка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнений, повышения точности движений.

Наиболее перспективным в развитие мелкой моторики является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики.

Известный врач и педагог Е.А.Аркин в своих трудах говорил, что игра благотворно влияет на здоровье ребёнка. Она единственная форма его деятельности. Ряд исследователей подтверждают, что формирование качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее. На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В.Запорожец. Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Дети со стёртой дизартрией в большинстве случаев интеллектуально сохранны, следовательно, потребности в игре у них такие же как и у сверстников. Но они отличаются наличием парезов, общей скованностью, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью. (2)

Особое внимание нужно уделять тренировке движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость. Исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. (4)

Таким образом, формирование движений рук надо начинать постепенно на протяжении уже первых лет жизни.

У детей со стёртой дизартрией в среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется коррекции моторики. Для этого используется важная часть работы по развитию мелкой моторики – «пальчиковые игры». Они увлекательны, способствуют развитию речи. Творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее. К таким играм относятся игры-потешки: «Моя семья», «Идёт коза рогатая», «Сорока», «Пальчик-мальчик»; выполнение фигурок из пальцев: «Домик», «Очки», «Флажок», «Лодка» и так далее; забавные игры для развития моторики: «Обезьянки», «Сделай так же», «Ловкие пальчики», имитация игры на пианино, флейте, свирели, когда дети молча перебирают пальцами по воображаемым клавишам или закрывают отверстия дудочки. Для коррекции моторики в игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног; имитируются движения различных животных, их повадки, походка, движения-действия людей и прочее.

Кроме того, для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, консструирование из некрупных деталей. Полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макроме.

        Если логопедические занятия проводят с ребёнком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к столу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки и расстёгивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками  самообслуживания.

        Важно так же посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и тому подобное. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Развитию тонких движений руки способствуют и физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти.

        Для достижения желаемого результата работа по развитию пальцевой моторики должна вестись регулярно, для этого нужно выделять время на занятиях воспитателя. Оптимальным для этого может быть использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, то такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени (например:  изобразить, как мама стирает, моет посуду).

        Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Специальные игры и упражнения на статический праксис: «Зайчик», «Кольцо», «Очки», «Коготочки», «Воздушные щелчки», «Жук», «Коза рогатая», «Стульчик», «Домик» и др.

Игры и упражнения на динамический праксис: «Моя семья», «Детки», «Мы считаем», «Пальчики здороваются», «Ладонь – кулак», «Пальчики», Сорока – белобока» и др.

2. Содержание коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики.

Большое место в работе при стёртой дизартрии занимает артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений – статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условны, но очень важно, чтобы дети их запоминали.

Работу рекомендуется начинать с обучения ребёнка проглатыванию слюны. Для этого производят массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и, закидывая голову ребёнка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребёнку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом.

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребёнок охватывает трубку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть её изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперёд трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений (хоботок-оскал, хоботок-оскал и так далее). Эти упражнения нередко представляют большую трудность для ребёнка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксировании верхней и другие.

        Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких дифференцированных движений языка. Первоначально эти движения выполняются в пассивном, а затем пассивно-активном плане. Наконец, добиваются произвольного выполнения движений. Одной из задач такой дифференцированной артикуляционной гимнастики является отграничение движений языка от движений нижней челюсти. Для этого могут быть полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте и неподвижной нижней челюсти. Используется серия специальных упражнений по активизации подъёма кончика языка.

        Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом и дыханием, у ребёнка вызывают первые звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют мимические мышцы лица. Ребёнка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить брови и так далее.

        Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество,  важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

        В процессе развития артикуляционной моторики широко используется игротерапия. Игры подбираются в зависимости от характера и степени поражения артикуляционной моторики, а также с учётом возраста ребёнка. Работа по развитию артикуляционной моторики эффективна только тогда, когда она сочетается с общим комплексным лечением ребёнка, с развитием его общей моторики и ручной умелости.

Специальные игры и упражнения на статический праксис: «Лопаточка», «Жало», «Ковшик», «Лодочка», «Горка», «Заборчик» и др.

Игры и упражнения на динамический праксис: «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Качели», «Маляр» и др.

        Для развития артикуляционного аппарата проводится активная гимнастика:

  1. Используются упражнения для нижней челюсти:
  • открывание и закрывание рта (с прищёлкиванием зубами);
  • удержание рта открытым (под счёт).

В процессе этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы закрывание рта происходило по средней линии. Можно применять механическую помощь – лёгкое направление рукой на темя и под челюсть. Прибегают также к выдёргиванию рукой прикушенной зубами марлевой салфетки или резинового жгута. Кроме контроля с помощью зеркала, ребёнок должен ощупывать руками движение головки нижней челюсти в суставе.

  1. При развитии моторики артикуляционного аппарата надо работать над развитием губ, языка. Упражнения для губ:
  • вытягивание губ вперёд трубочкой;
  • крепкое сжатие губ;
  • растягивание губ в улыбку;
  • вытягивание губ трубочкой и дутьё на бумажку;
  • образование смычки и взрыва;
  • открывание и закрывание губ;
  • всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами, прикусывание нижней губы верхними зубами;
  • вибрация губ (подражание фырканью лошади).
  1. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка, в сложных случаях начинают с непроизвольного рефлекторного уровня.

Для того, чтобы вызвать движения языка вперёд к губам, ко рту ребёнка подносят конфету или намазывают нижнюю губу вареньем, или к ней прикрепляют кусочек липкой бумажки. Чтобы вызвать сокращение языка, нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до него шпателем. Для выработки движений языка в сторону кладут кусочек сахара между щекой и зубами или намазывают сладким уголок рта. Для поднятия кончика языка полезно дотрагиваться карамелькой до верхней губы.

        Эти упражнения постепенно подготавливают активные движения языка:

  • движения вперёд-назад. Если язык напряжён, выдвигается комом, рекомендуется слегка похлопать его шпателем, предложить ребёнку подуть на него. К последнему прибегают только тогда, когда будет выработано правильно направленная струя воздуха;
  • легкое покусывание высунутого языка, при этом нужно следить за тем, чтобы язык выдвигался по средней линии;
  • движение вправо-влево, кончик языка должен дотянуться до уголков рта. При одностороннем парезе больше упражняют паретичную сторону языка. Это движение вырабатывается трудно, поэтому целесообразно прибегать к механической помощи;
  • поднимание языка за верхние зубы. Это движение вырабатывают постепенно. Причмокивание губ комбинируется с выдвижением языка вперёд, таким образом можно получить прищёлкивание языком, если оно отсутствует. Затем язык продвигается между губами (межгубное положение), ребёнок причмокивает им. Губы при помощи руки логопеда отодвигаются (межзубное положение языка), производится прищёлкивание стенки языка о края верхних зубов. Когда подобное движение будет достигнуто, логопед, ставя шпатель горизонтально на ребро под язык, отодвигает приподнятый кончик языка вглубь рта. Так вырабатывается прищёлкивание языка у альвеол верхних зубов. Усвоение этого навыка требует времени и упорства.

Вся речевая терапия проводится в едином комплексе реабилитационных мероприятий.

        При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведётся над отдельными, собственно речевыми, движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

  1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
  2. Система упражнений по развитию артикуляционной  моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
  3. Необходимы упражнения на сочетания движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
  4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребёнок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
  5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

  Эффективность логопедической работы по развитию ручной и артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Заключение.

          Основной задачей комплексного психолого – логопедического и лечебно – оздоровительного воздействия на детей с нарушениями речи является формирование и коррекция нарушений речи, формирование полноценной личности. Но для выполнения этой задачи необходимо знать особенности развития речевых и неречевых процессов детей с речевой патологией. Особенно важно точно подобрать методы и приёмы коррекционной работы. Поэтому необходимо проводить дифференциальную диагностику до начала работы над речевым дефектом. Правильно подобранные методы логопедического и лечебно – оздоровительного воздействия ускорят исправление нарушения звукопроизношения, благотворно повлияют на моторику и общее развитие ребёнка.

                     Литература.

  1. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика, С-П, Детство-Пресс, 1999.
  2. Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И. Схема обследования ребёнка с расстройством чтения и письма, Сборник методических рекомендаций, С-П, Детство-Пресс, 2000.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки чтоб учиться писать и красиво рисовать, Ярославль, Академия развития, 1998.
  4. Гриншпун Б.Н. Дислалия, М, Хрестоматия по логопедии, том 1, 1997.

  1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи, Дефектология, №4, 1999.
  2. Комарова С.Ф. Творческие игры дошкольника: игры развития с пальчиками, М, Просвещение, 1967.
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, Союз, С-П, 2001.
  4. Лопатина Л.В. Развитие моторных функций у дошкольников со стёртой дизартрией, С-П.
  5. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стёртой формой дизартрии, Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых, Л, 1987.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Родничок, М, 1999.
  7. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребёнка,  Проблемы речи и психолингвистики, М, 1971.
  8. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь, С-П, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии у дошкольников среднего и старшего возраста

Работа над обобщением и  активизацией словаря с помощью:  раскрытия многозначности слова; расширения запаса синонимов и антонимов; формирование умения правильно употреблять слова....

Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии старших дошкольников.

Методические рекомендации по развитию антонимии и синонимии у дошкольников старшего возраста...

Методические рекомендации по коррекции речевой и сенсомоторной сферы у старших дошкольников с ОНР средствами логоритмики

Материал содержит цель методики, общие задачи и задачи  для каждого этапа коррекционной работы, перечень игр и упражнений, соответствующих  этапу логоритмической  работы. За основу мето...

Методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Усп...

Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР

Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения г...

Методические рекомендации по коррекции агрессивности у детей

Методические рекомендации по коррекции агресивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста "Дружные ребята!"...

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В методические рекомендации  раскрывают особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, включающие задание по дифференциации и автоматизации звуков ...