Непосредственно образовательная деятельность в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки».
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Кадетова Ольга Ивановна

Непосредственно образовательная деятельность в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки».

Аннотация:

В содержание интегрированного логопедического занятия включены занимательные игры и упражнения («забавлялки»), основанные на малых фольклорных формах: пословицах, поговорках, потешках, чистоговорках, «нелепицах». В играх с использованием фольклорного материала удовлетворяется детская жажда действия. В них предоставляется возможность активизации речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова:

Малые фольклорные формы, фольклорный материал, дети с общим недоразвитием речи, интегрированное логопедическое  занятие.

Цель:  Активизация речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР через использование фольклорного материала.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- формировать умение устанавливать связи и отношения между объектами, понимать переносный смысл слов и предложений,

- способствовать пониманию некоторых закономерностей в пословицах и поговорках и умению их составлять с помощью наглядной опоры – картинок,

- развивать ассоциативное мышление и речемыслительную деятельность.

Коррекционно - развивающие задачи:

-  активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Домашние – дикие животные и птицы»,

- совершенствовать  лексико-грамматических средства  языка (развивать функции словообразования и словоизменения речи, отрабатывать  форму дательного и творительного падежей существительных, закреплять навык построения сложносочиненного предложения с противительным союзом «а»),

-  продолжить развитие коммуникативных навыков  детей с речевой патологией,

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,

- развитие ритмико-интонационной стороны речи,

 - развитие пространственных представлений, пространственной ориентировки,

- развитие образного движения, имитационных действий.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к русской культуре, народному фольклору через усвоение малых фольклорных жанров,

- способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально – чувственной сферы ребенка.

Методические приёмы:  проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, дидактические упражнения, игровые ситуации, беседа - рассуждение, пальчиковые игры, артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения, динамическая пауза, составление пословиц и поговорок по опорным картинкам, объяснение,  тренинг, сюрпризные моменты.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение образовательной деятельности (русские народные мелодии: «Блины», «Как вставала я ранешенько», «Я развею…»),  вязаная куколка, «чудесный мешочек» в русском народном стиле, магнитки – «забавлялки»  с народной росписью,  картинки магнитные для составления поговорок и «нелепиц», карточки – «липучки» для составления пословиц, детские «четки»,  костюмы для взрослого и ребенка в русском народном стиле, угощение «орешки» к чаю (или книга для детей с народным фольклором).

Дифференцированный подход:

 – по содержанию речевого материала:  «низкий уровень» - слова простого состава, не насыщенные дефектными звуками; «средний уровень» -  более сложные слова по слоговой структуре, автоматизация поставленных звуков на уровне слова; «высокий уровень» - трудные слова; дифференциация  поставленных звуков.

– по оказанию помощи педагогом:  «низкий уровень» - вместе с логопедом или вслед за ним; «средний уровень» - за сильными детьми; «высокий уровень» - самостоятельно.

– по предъявлению наглядного материала  «низкий уровень» - подкрепление картинкой (или предметом); «средний уровень» - подкрепление стилизованным рисунком (или частью предмета); «высокий уровень -  словесная инструкция логопеда.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Введение «ряженых» персонажей: логопед – Хозяюшка, Девочка - Хлопотушка, кукла  Анютка – Вязаная Малютка (под музыкальное сопровождение).

Логопед: - Здравствуйте, милые детушки. Я сегодня – Добрая Хозяюшка, а со мной моя Девочка – Хлопотушка. Скажи, с чем ты пожаловала?

Девочка:

Это – куколка Анютка,

 Моя Вязаная Малютка.

У нее мешочек чудесный,

А нем – «забавлялки»  интересные.

  1. Основная часть: Создание игровой ситуации – «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки.

Логопед:  Девочка, похлопочи –

                 «Забавлялку» отыщи...

  • Дид. игра «Игралочка» - Малоподвижная игра «Бабушкины покупки» (русская народная) с музыкальным сопровождением.

  • Дид. игра «Исправлялочка» - дайте правильный ответ: так бывает или нет?

- Хрюкает котенок?

- Нет.  (Хрюкает поросенок, а мяукает котенок.)

- Крякает теленок?

- Нет…

- Квакает утенок?

- Нет…

- Лает ли ягненок?

- Нет…

- Кукарекает  поросенок?

-Нет…

- Мычит  козленок?

- Нет.

-  Гогочет ли цыпленок?

- Нет…

- Мяукает жеребенок?

- Нет…

- Хохочет ли ребенок?

- Да.

  • Дид. игра «Собиралочка»  - «Собери картинку» (разрезные картинки конь-овес)
  • Дид. игра «Объяснялочка» -  поговорка «Овес к коню не ходит». Когда  человек  чего–то хочет, но ничего не делает, ему говорят: «Овес к коню не ходит». Составьте подобные поговорки по этим картинкам: Что к кому не ходит?

Картинки                                Примерный речевой материал

Кость – собака                         Кость к собаке не ходит.

Трава – корова

Морковка – кролик

Мед – медведь

Зерно – курица

 Молоко – кошка

Орехи – белка

Капуста – коза

Вывод:Составленные нами поговорки учат:  если хочешь чего – то добиться, надо трудиться.

  • Дид. игра «Пропускалочка» -  шутка-перевертыш, в которой все действия происходят «наоборот» (дети проговаривают «нелепицу», пропуская пальцами одной руки косточки детских четок):

 Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Лошадь ела кашу, а  мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

  • Дид. игра «Небывалочка» -   (это выдумка – «нелепица», то, чего не бывает на самом деле):

Уж и где же это видано?

Уж и где же это слыхано?

Чтобы бычка курочка принесла,

Поросеночек яичко снес.

Чтоб по поднебесью медведь летал,

И черным хвостиком помахивал.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек,  поросяточек.

Поросяточки по веточкам висят,

По веточкам висят, полететь хотят.

- Попробуем  придумать свои «Небывалочки» с помощью выбранных  «неподходящих» друг к другу картинок или без них: Кто-то по небу летает, и о чем-то он мечтает… Проговаривать их нужно весело, задорно и шутливо, чтобы другим было интересно слушать.

  • Дид. игра « Догонялочка» - подвижная русская народная игра «Девица, девица, сходи по водицу» с музыкальным сопровождением:

- Девица, девица, сходи по водицу.

- Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

- Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется.

 - Поймаю вас всех сейчас…

  • Дид. игра «Дразнилочка» - артикуляционные  и мимические упражнения под проговаривание «дразнилок»:

(«Улыбочка» сопротивляйся, в «трубочку» не превращайся… «Трубочка» сопротивляйся, в «улыбочку» не превращайся… А я вас «дразнилками» подзадорю…)

Ваня,  Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород…

Андрей – воробей

Не гоняй голубей.

Гоняй галочек

Из – под палочек…

  • Дид. игра «Повторялочка» -  проговаривание скороговорки: Бык, бык – тупогуб, тупогубенький бычок (в разном темпе и с различной голосовой интонацией: по-медвежьи, по-лисьи, по- заячьи).

  • Дид. игра «Поучалочка» - объяснение пословицы «У свиньи не родятся бобрята, а только поросята»: - Бобрята могут быть похожими на свинью? А поросята?  

Люди придумывали пословицы о животных, а сами подмечали сходство некоторых людей с этими животными (похоже  двигается, ест, ведет себя).

Картинный материал

Кошка – зайчата – котята.  

Корова – волчата – телята

Собака – ежата – щенята


Примерный речевой материал

У кошки не родятся  зайчата, а только котята…

Вывод: Пословица учит -  всем нужно проявлять свои лучшие качества, показывать себя с хорошей стороны, чтобы родители могли гордиться своими детьми.

  • Дид. игра «Расслаблялочка» - психологический тренинг (спокойная музыка):

Закрой глаза. Представь себе начало весны. Замечательный ясный солнечный день. Ты, малыш, присел на пенек и слушаешь звуки весеннего леса. К тебе подбегает белочка. Она протягивает три ореха. Каждый орех принесет тебе что-то хорошее. Первый орех – радость. Второй орех – счастье. Третий орех – добро. Ты берешь орехи и чувствуешь, как их сила передается тебе.  Теперь у тебя есть радость, счастье и добро.

  1. Заключительная часть:  

Кукла Анютка – Вязаная Малютка угощает детей печеньем - «орешками»:                                                                      

Посидим все за чайком

Да поговорим ладком.

Итог: - Какие  «Забавлялки» да «удивлялки» вам запомнились и особенно понравились?»

Дети благодарят Хозяюшку, Девочку – Хлопотушку и  Анютку - Вязаную Малютку.


Приложение.

Бабушкины покупки.

(Русская народная)

Купила бабушка себе курочку,

Курочка по зернышку кудах – тах – тах.

Купила бабушка себе уточку,

Уточка тюрюх – тюх – тюх,

А курочка по зернышку кудах – тах – тах.

Купила бабушка себе индюшонка,

Индюшонок фалды – балды,

Уточка тюрюх – тюх – тюх,

А курочка по зернышку кудах – тах – тах.

Купила бабушка себе кисулю,

А кисуля мяу – мяу,

Индюшонок фалды – балды,

Уточка тюрюх – тюх – тюх,

А курочка по зернышку кудах – тах – тах.

Купила бабушка себе собачонку,

Собачонка гав – гав,

А кисуля мяу – мяу,

Индюшонок фалды – балды,

Уточка тюрюх – тюх – тюх,

А курочка по зернышку кудах – тах – тах.

Купила бабушка себе поросенка,

Поросенок хрюки – хрюки,

Собачонка гав – гав,

А кисуля мяу – мяу,

Индюшонок фалды – балды,

Уточка тюрюх – тюх – тюх,

А курочка по зернышку кудах – тах – тах.

Купила бабушка себе коровенку,

Коровенка муки – муки,

Поросенок хрюки – хрюки,

Собачонка гав – гав,

А кисуля мяу – мяу,

Индюшонок фалды – балды,

Уточка тюрюх – тюх – тюх,

А курочка по зернышку кудах – тах – тах.


Ссылки на источники:

  • Гейченко И.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста». – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» - 2012 – 64с.;
  • Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 – 64 с.;
  • Попова Т. А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» - М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 136с.;
  • Прокопьева В.Д. «Занятия с логопедом: учимся сочинять стихи и загадки» - Феникс, 2011 – 171 с.;
  • Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой». – М.:ТЦ сфера, 2012 – 128с.;
  • Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника». – СПб.: «Детство-Пресс», 2011 – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полёт в космос»

Спортивное мероприятие формирует стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. Быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательно...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста тема: «Морское путешествие»

Цель. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...