Игры с тактильными карточками
материал по логопедии на тему

Дарьина Альбина Евгеньевна

Упражнения с различными по характеру мелкими предметами и специально сделанными тактильными карточками открывают ребенку целый мир новых ощущений и образов. Они обогащают осязательный опыт, позволяют лучше «ощущать все в себе и вокруг себя». Первый этап занятий направлен на общение с предметами и карточками. Игры с разными условиями, разными мотивами деятельности почти не меняют цели этого этапа: привлечения внимания и интереса ребенка к длительному осязанию разных поверхностей: мягких, острых, пушистых и т. д.  ЧЕМ ДОЛЬШЕ РЕБЕНОК ТРОГАЕТ ИХ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОБОСТРЯЕТСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОНЧИКОВ ЕГО ПАЛЬЦЕВ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnye_kartochki.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на осязание

Упражнения с различными по характеру мелкими предметами и специально сделанными тактильными карточками открывают ребенку целый мир новых ощущений и образов.         Они обогащают осязательный опыт, позволяют лучше «ощущать все в себе и вокруг себя».

Первый этап занятий направлен на общение с предметами и карточками.                                          Игры с разными условиями, разными мотивами деятельности почти не меняют цели этого этапа: привлечения внимания и интереса ребенка к длительному осязанию разных поверхностей: мягких, острых, пушистых и т. д.                                                                                ЧЕМ ДОЛЬШЕ РЕБЕНОК ТРОГАЕТ ИХ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОБОСТРЯЕТСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОНЧИКОВ ЕГО ПАЛЬЦЕВ.

УПРАЖНЕНИЯ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Чуткие движения пальчиков внутри мешочка, нахождение в нем разных мелких предметов роднит эту деятельность с тонким поиском звука.                                                                                 1. Изучение пальчиками внутреннего содержания мешочка.                                                                 2. Вынимание предметов по одному с предварительным описанием того, что чувствуешь под пальчиками, что это может быть, какое – мягкое или шершавое, острое или гладкое, упругое или твердое и т. д.                                                                                                                      3. Поиски конкретного предмета по заданию педагога или ребенка.                                              (Возможный набор предметов: бусинки маленькие и большие, гладкие и ребристые, шарики деревянные, металлические и резиновые, кусочки разных тряпочек, меха, пушок, можно использовать мелкие фигурки, игрушки.

УПРАЖНЕНИЯ С КАРТОЧКАМИ

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Перед упражнением педагог не показывает карточки ребенку, и ребенок выполняет упражнение закрыв глаза. После последнего раскладывания карточек в этом упражнении, ребенок может открыть глаза и посмотреть, что же было у него под руками. Для работы ребенок получает 5 – 10 карточек в зависимости от возраста. Чем меньше карточек, тем более контрастными они должны быть.

ЗАДАНИЕ: Нужно выложить карточки в ряд и запомнить в каком порядке они лежат. (Пока ребенок запоминает, педагог быстро составляет точно такой же ряд из второго комплекта карточек. Как только ребенок запомнил, карточки нужно перемешать и снова выложить по памяти в том же порядке. Вот сейчас глаза можно открыть, посмотреть карточки и сравнить их с тем рядом, который был выложен педагогом.

УПРАЖНЕНИЕ №2

Это упражнение лучше выполнять закрыв глаза. В левую сторону откладывается самая неприятная по ощущению карточка, а в правую – самая приятная.                                                 Карточки выкладываются по этому принципу таким образом, что в середине оказывается самая нейтральная по ощущению. После этого ребенок трогает поочередно в спокойном темпе все карточки, начиная с левой стороны (с неприятной), заканчивая приятной  по ощущению карточкой. Будет очень хорошо, если ребенок сможет рассказать о том, что происходило с его настроением.

УПРАЖНЕНИЕ №3

Ребенок определяет сначала сам для себя, что напоминает ему каждая карточка. Может быть она на что-то похожа? Или напоминает о каком – то событии и настроении? Ребенок рассказывает об этом, придумывает историю.

ИГРА «ПРЯТКИ»

ЦЕЛЬ: Совершенствовать тактильное восприятие.

ХОД ИГРЫ: Ребенок выбирает одну тактильную карточку для «ощупывания», затем ее прячут в ряду других 10 – 12 карточек за ширмой или под платком, и ребенок не видя, на ощупь должен найти, узнать свою карточку.

И еще о некоторых возможностях использования карточек для непосредственного контакта. Карточку со спичками можно использовать для развития точной направленности движения пальцев, нужно поочередно переступать пальчикам по спичкам с закрытыми, а потом с открытыми глазами. Для развития большей цепкости можно использовать карточку с бусинками. По просьбе педагога ребенок закрыв глаза, находит ряд из четырех бусинок 2, 3, 4, 5 пальцами и нижний ряд из пяти бусинок 1, 2, 3, 4, 5 пальцами. Можно это сделать всеми пальцами одновременно, поочередно, вразбивку.

ВТОРОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Упражнения второго этапа – это постепенный переход от осязания конкретных предметов к развитию представлений о контактах сначала с реальными предметами, а затем уже в воображении со всем тем в окружающем мире, что потрогать нельзя.                                                                            1. Нужно постараться вспомнить предметы и карточки до которых дотрагивались. Представить ряд карточек от плохой к хорошей. Представить, что мы все это опять трогаем. Не спешить, хорошо почувствовать, как дотрагиваешься до этих предметов.                                                                                   2. Представить, что ладошка превращается в карточки и мы притрагиваемся к представляемой карточке – ладошке. Затем «карточкой» может стать ладонь педагога или ребенка, который работает в паре с другим ребенком. К ладони можно прикасаться по разному, то колючим, коротким, цепким движением, то упругим нажимом, то нежно поглаживая ладонь, то чуть – чуть легко касаясь ее. Эти различные способы прикосновения может поискать сам ребенок, это разовьет его фантазию, что станет отправной точкой к его поисковой креативной деятельности.                                                                              3. Можно поиграть в загадки.                                                                                                                4. Теперь можно представить то, до чего нельзя дотронуться: облако, туман, звезды, свет, темноту или печаль, радость, смех, слезы, а еще музыку!                                                                   5. А придумывание историй поможет научиться непрерывно переходить из одного чувства – представления в другое и создавать движение – музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

Сенсорные/тактильные карточки

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша....

Тактильные карточки на автоматизацию звука "С" в чистоговорках.

Данное пособие частично авторское. Почему частично? Я вдохновилась идеей одного талантливого педагога - дефектолога. И по образцу создала свои карточки. Ребенок может пальцем нажимать на кнопочки при ...

Консультация "Тактильные карточки"

Консультация для родителей и педагогов...

Тактильные карточки (Трогательная игра)

Важность сенсорного опыта неоспорима. При помощи тактильных инструментов ребенок  развивает тактильную память, зрительное внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие ребенка ...

Методическая разработка «Тактильные карточки»

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша.Играя с ними, малыш зн...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Альбина Евгеньевна! Я тоже люблю использовать игры с тактильными карточками.