Игры с тактильными карточками.
картотека на тему

Палочкина Елена Витальевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktilnye_kartochki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с тактильными карточками.

Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Тактильные карточки можно изготовить самостоятельно и использовать в играх и занятиях с детками разного возраста (как раннего, так и дошкольного).

Тактильные карточки – это интересная игра, которая развивает мелкую  моторику рук, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Это прекрасное развивающее пособие.

Воздействие разнообразных фактур на пальчики детей само по себе является полезным для его сенсорики, а благодаря объяснениям взрослого узнает, что поверхность может быть разной (гладкой, шершавой, скользкой и т.п.). Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти “пособия” нравится всем без исключения деткам.

Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр с тактильными карточками.

Игра «Изучаем фактуру» - гладкий, колючий, шершавый, жесткий
Цель: развивать тактильную память, обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику, память, фантазию, воображение.

Игра «На что похоже»

Ребенок ощупывает карточку, а потом называет, что она ему напоминает или что похожа.

Цель: развивает тактильную память и воображение.

Игра «Найди пару» Это классическая игра – соединялка, позволяет учить находить и называть карточки одинаковые не только по цвету, но и  фактуре. Перемешайте карточки и разложите их «фактурой» вверх, одинаковые выкладываем в ряд. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам.

 Игра «Угадай на ощупь» С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам, развитие речи.

Игра «Мемори» Перемешайте карточки и разложите их «рубашкой» вверх. По очереди открывайте пары карточек — если попались одинаковые, они убираются с поля, а игрок может сделать еще один ход. Если карточки разные — право хода переходит к другому игроку. Помимо обогащения тактильных ощущений, игра способствует развитию зрительного восприятия и памяти, произвольного внимания, тренирует усидчивость. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, памяти.

Игра «Найди лишнюю» В упрощенный вариант этой игры можно начинать играть уже с 1,5 лет. Используйте только 3 карточки, две из которых должны быть одинаковыми, а третья — отличаться от них по одному существенному признаку. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

 Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

«Последовательности»  Предложите детям разложить карточки по порядку от самой жесткой и шершавой к самой гладкой и мягкой. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.

«Выложи ряд по образцу».  Предложите ребенку выложить следующий ряд так, чтобы карточки совпадали только по одному признаку (цвет или фактура). Обратите его внимание, что получились 2 совершенно разных ряда по виду, но они идентичны на ощупь. Попросите малыша закрыть глаза и убедиться в этом при помощи своих пальчиков. Кстати, если малыш уже спокойно может играть в игры с завязыванием глаз, вы можете заменять 1-2 карточки в ряду и просить его угадать, что изменилось.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.

 «Дорожки» Игра с соревновательным моментом. Перемешайте карточки и раздайте их все, кроме одной карточки, поровну всем участникам. Задача участников выложить, из имеющихся у них карточек самую длинную дорожку, начиная от первой карточки (белая карточка общая для двух рядов) , при этом каждый следующий элемент дорожки должен быть связан с предыдущим, то есть иметь с ним одинаковый цвет или фактуру.

Цель: Игра способствует развитию аналитического мышления и умению прогнозировать последствия своих действий.

Игра «Животные на кончиках пальцев»

Предложить детям по очереди ощупывать  карточки, которые по фактуре напоминают животное, а дети называют животное, которое они погладили. Ответы могут быть не однозначные, поэтому ребёнок может объяснить, почему он так решил.

Цель:   развитие тактильных ощущений,  мелкой моторики и логического мышления, закрепляет знания о животных и фактуре их шерсти и тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с тактильными карточками

Упражнения с различными по характеру мелкими предметами и специально сделанными тактильными карточками открывают ребенку целый мир новых ощущений и образов. Они обогащают осязательный опыт, позволяют ...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

Сенсорные/тактильные карточки

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша....

Тактильные карточки на автоматизацию звука "С" в чистоговорках.

Данное пособие частично авторское. Почему частично? Я вдохновилась идеей одного талантливого педагога - дефектолога. И по образцу создала свои карточки. Ребенок может пальцем нажимать на кнопочки при ...

Консультация "Тактильные карточки"

Консультация для родителей и педагогов...

Тактильные карточки (Трогательная игра)

Важность сенсорного опыта неоспорима. При помощи тактильных инструментов ребенок  развивает тактильную память, зрительное внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие ребенка ...

Методическая разработка «Тактильные карточки»

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша.Играя с ними, малыш зн...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень понравились тактильные карточки!!!!