НОД по автоматизации звука Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ежова Татьяна Геннадьевна

Программное содержание:

               

  1. Автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, в стихах.
  2. Продолжать развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, артикуляционный аппарат, мимику, мелкую моторику, дыхание.
  3. Упражнять детей в предложном употреблении слов (Р.п, В.п); в согласовании числительных с существительными.
  4. Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrushka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

        

  1. Автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, в стихах.
  2. Продолжать развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, артикуляционный аппарат, мимику, мелкую моторику, дыхание.
  3. Упражнять детей в предложном употреблении слов (Р.п, В.п); в согласовании числительных с существительными.
  4. Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

 Организационный момент

Логопед: Ребята, отгадайте загадку: Мой красивый колпачок

                                                              Лихо сдвинут на бочок

                                                              Я забавная игрушка

                                                              А зовут меня ……. (Петрушка)

Правильно, Петрушка. Сегодня к нам на занятие пришел Петрушка, он очень расстроен, говорит, что его и его друзей, заколдовала злая волшебница и теперь он и его друзья не могут произносить звук «Р». Я знаю, вы у меня хорошо умеете произносить этот звук, и я  обещала, что, мы обязательно поможем Петрушке и его друзьям. Поможем, ребята?

  • Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Давайте, вспомним, какое положение занимает наш язычок, когда мы произносим звук «Р»?

 А губки, что делают? Горлышко? Воздушная струя?

(Язык вверху, за верхними зубами, горлышко дрожит)

Какие вы у меня молодцы? Я уверена, вы сможете помочь, нашему другу Петрушке. Путь нам предстоит, не близкий и поэтому я предлагаю занять места в нашем паровозике, и отправиться в путь. Машинист подавай сигнал.

  • Пальчиковая гимнастика:

        Чух-чух! Чух-чух! (сжимаем и разжимаем кулачки)

        Мчится поезд во весь дух. (Ладонь ребром)

        Паровоз пыхтит. (Четыре пальца к большому пальцу)

        - Тороплюсь! – гудит - (соединяем поочередно пальцы: Указательный

        Тороплюсь! Тороплюсь! с большим, средний с большим и т. д.)

(Э.Мошковская)

 В любой сказке добро побеждает зло. Давайте сделаем массаж для личика, чтобы у нас  губки заулыбались и щечки стали румяными, а настроение ну, очень стало хорошее.

  • Массаж лица        

        Ручки растираем (потирание ладоней)

        И разогреваем (хлопки)

        И лицо теплом своим мы умываем (Ладонями по лицу сверху вниз)

        Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к виску)

        Ушки Растираем вверх и вниз мы быстро (Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

        Их вперед сгибаем

        Тянем вниз за мочки

        А потом погладим щечки. (О.И. Крупенчук)

Петрушка говорит, что в игрушечном магазине переполох. Игрушки не правильно расставлены на полках и дети не приходят в магазин, чтобы сними поиграть. Давайте заедем в магазин и наведем там порядок.

Станция «Игрушечная»

Тихонечко выходим на станцию. Ребята, посмотрите, сколько здесь игрушек. Давайте, поиграем с нами  в веселую гимнастику для язычка.

  • Артикуляционная гимнастика  

Я буду показывать игрушку, а вы вспомните и правильно мне покажете упражнение.

«Лягушка» Подражаем мы лягушкам:

        Тянем губы прямо к ушкам.

        Мы потянем - перестанем

        И нисколько не устанем.

«Слоник» Буду подражать слону!

        Губы хоботом тяну.

        А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Часики» Тик-так, тик-так.

        Язычок качался так,

        Словно маятник часов.

        Ты в часы играть готов?

«Лошадка» Я – веселая лошадка,

        темная, как шоколадка.

        Язычком пощелкай громко –

        Стук копыт услышишь звонкий.

«Дятел» Дятел на стволе сидит,

        Клювом по нему стучит.

        Стук да стук, стук да стук

  • Произношение звука [р] в словах

Ребята, а вы сейчас выберите игрушки, в которых есть звук «Р». Скажите, какие игрушки вы нашли?

Давайте, поставим все эти игрушки на стол. Повернемся к столу спинкой, и вспомним, какие игрушки стоят на столе?

Вот, в магазине порядок. Давайте, поедем дальше, занимайте свои места в вагонах. Мы проезжаем мимо озера, там много рыбы, отгадайте загадки:      

          Плавники у нас росли бы,

        Мы бы плавали, как … (рыбы).

        Я б хвостом махала гибким

        И резвилась, словно… (рыбка).

        Вот с крючка срывает крошки

        Очень мелкая … (рыбешка).

        Выплывает, корм ища,

        Пребольшая … (рыбища).

        «Эх, сорвался мой улов! -

        Рассердился … (рыболов). –

        Рыба не клюет никак,

        Видно, я плохой…(рыбак)».

        От обиды чуть не плачет,

        Но сидит весь день… (рыбачит).

        Рыбаку ужасно жалко,

        Что не удалась… (рыбалка).

Молодцы! А вот и наша следующая станция -

Станция «Волшебный замок»

        Три прекрасные феи, говорят, что они нам обязательно помогут, расколдовать Петрушку, только мы тоже должны помочь им. Нужно рассортировать картинки, так, чтобы у первой феи были картинки, где звук «Р», стоит первым; у второй феи должны быть картинки, где звук «Р» в середине, а у третьей феи должны быть картинки, где звук «Р» в конце, последний.

Сказочные Феи говорят, что нам с вами нужно найти шары, с помощью которых можно расколдовать Петрушку, только где находятся эти шары, феи не знают. Ну, что же, отправляемся дальше.

        Едем мы, едем и видим   Радуга, на небе (Нарисуем пальчиком радугу, голова не двигается, только глазки, следят за пальчиком.) А солнышко, такое яркое, слепит глазки, зажмурились, открыли глазки, поморгали глазками.

  •   Гимнастика для глаз:

 «Радуга»

1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

 «Яркое солнышко»

1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

А вот и наша следующая станция -

Станция «Зоопарк»

Вот мы приехали в зоопарк. Здесь все звери заколдованы, здесь не знают звука «Р». Отгадайте, про кого я говорю:

- Тиг…, носо…ог, Жи…аф, ве…блюд, Зеб..а, К…окодил.

  • Произношение звука [р] в предложении.

- А сейчас, каждый из вас должен загадать животное, и сказать между кем оно стоит.

- Смотрите, здесь мишка едет на своем паровозике, он просит нас рассортировать слова по вагонам, так, чтобы в первом вагоне у него были самые короткие слова, где живет один хлопок, во втором вагоне, те слова, где два хлопка, а в третьем три хлопка.

  • Дыхание

Звери, нам очень благодарны, что мы помогли им и тигренок, подарил нам  игру «Помоги мне сдуть одуванчики?!» Давайте, пока, мы наш поезд в пути поиграем.

  • Физминутка

Давайте, все встанем друг за другом и  покажем как мчится наш паровозик.

(Дети под музыку, положив руки, друг другу на плечи, двигаются по кругу)

Станция «Волшебный сад-огород»

  • Падежное управление

Посмотрите сколько здесь спелых овощей и фруктов, их нужно собрать в корзину.

-Я кладу в корзину….(слова со звуком «Р»)

Смотрите, кокой урожай мы с вами собрали. Занимаем места в вагонах.

Станция «Волшебный микрофон»

Ребята, вы должны придумать, как можно больше слов со звуком «Р», кто придумает, тот поднимает руку, и кого я приглашу, тот выйдет и громко в микрофон скажет свое слово.

(Дети выходят, по очереди называют слова, в которых есть звук «Р»)

- Ребята, а может быть, кто-нибудь знает стихи где есть звук «Р»?

(Выразительное чтение четверостиший)

Просыпается медведь (игрушка): - Кто меня разбудил среди зимы? И шары мне кто-то подбросил в берлогу.

- Ребята, да ведь это же те, шары про которые нам говорили Волшебницы.

Здесь написано, если мы разукрасим эти шары, то наш друг Петрушка обязательно, научится говорить звук «Р».

(задания на листочках, разукрашиваем красным, или оранжевым карандашами)

- Каким карандашом разукрашивает Даня?

(Я раскрашиваю оранжевым карандашом и т.д.)

- Сейчас мы должны посчитать, эти шары (Это и есть волшебное заклинание)

(один шар, два шара, три шара, 4шара, 5 шаров)

Итог занятия: Ваши красивые шары, расколдовали Петрушку, и он снова умеет произносить, звук «Р», и радостно говорит: «я петрушка!!! Спасибо вам, большое, ребята!»

        Ребята скажите, что мы сегодня с вами делали, чем занимались во время нашего путешествия, кому мы еще помогли, что мы для этого делали? Я тоже ребята хочу вас похвалить, какие вы у меня молодцы.

Петрушка, за ваше старание, за вашу помощь хочет вам подарить свои портреты, которые вы дома можете раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....