Скороговорки по лексическим темам
картотека по логопедии на тему

Назаренко Оксана Олеговна

Скороговорки по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki.docx58.44 КБ

Предварительный просмотр:

http://bobrmama.by/images/roditelyam-na-zametku/azbuka-skorogovorok-1.jpg

П, о

Прокоп полол укроп, полол да пропалывал.

П, р

Полпогреба репы, полкочана гороху.

Б

Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке бобв борщ.

П, л, о

К полудню Поля полполя прополола.

Т-п, о, м

Темка в потемках петрушку пропалывал.

Д, к, л, р

Возле грядки две лопатки, возле кадки два ведра.

К, л

Свекла у Феклы мокла, мокла, пока не поблекла.

К,ш,р

Накроши в окрошку картошки и горошку.

Х, т, с

С хрустом, с хрустом едим капусту.

Х, р

Посадила баба горох, собрала чертополох.

С

Сколько стоит сладкая сахарная свекла?

З, л, р

На улице в щели забора лезет горох без разбора.

Ш, ч

Пошел кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.

К-ч

Сколько стоит кабачак? - Кабачок? Пятачок.

Щ

Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.

Ль

Воду налили и грядку полили.

П, л, о

Поля пошла полоть петрушку в поле.

К-л

Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

Рь-к

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

П, о

Пони прятались в попоне, до копыт продрогли пони.

Ф, а

Жираф -  в Африке граф.

Ф, л

Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев.

Ль, в

Был львенком, стал львом!

Н, р

У нерпы нервы, нервы у нерпы.

Д, с, р

Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз.

Г, м, л

В клетку к горилле забрался громила.

Мигом горилла громилу скрутила.

Х

Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот.

С, л

Слон сломал случайно стенку.

З, б

Забавной обезьянке бросили бананы,

Бросили бананы забавной обезьянке

Ш, ч, п

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

Ф

Дали туфельку слону, взял он туфельку одну

И сказал, нужна пошире, и не две, а все четыре.

Ж, л, р

Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.

Ж, л

Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.

Ж, ч, т

Волчата ворчат, медвежата визжат,

Ежата лежат, бельчата молчат

Ч

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Б, р

Боря на базаре был, та арбуз большой купил.

Ф, г, р

Грейпфрут – горьковато-кислый фрукт.

Н, с

Если на нас упадет ананас – сок ананасный прольется на нас. А на нас упал ананас. А на вас?

Д, м-н

Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку – Дине. Дина, Диму угощай; Дина Диме дыни дай.

Г

Гена Галю угощай, Гена Гале грушу дай.

С, н

Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит.

Ш, к

У нашего Гришеньки под окном вишенки.

Й-л

Ели, ели, дыни, ели…Съев, сказали: «Недозрели!»

Р, т

На горе Арарат растет крупный виноград.

С

Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей.

Л, щ

Лещь - плещется. Хвощь – хлещется.

Щ

Щука и лещи не для щей, а для ухи.

Щ

Над рекою тучи гуще.

Дождик хлещет еще пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

Щ, т

Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.

Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.

Тщетно тщится щука утащить леща.

К, л, б

Камбала без умолку болтала.О белых бакланах и больших баклажанах.

Н, л

Не бывает улова у ленивого рыболова.

К

Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

К, р

Краб забрался на трап, и заснул крепко краб.

А кальмар не дремал, краба в лапы поймал.

П, с, ц

Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится.

М, р, к

Посеял мак Ермак: расцвел мак. Ермак собрал мак.

Н, м, з

Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку

М, л

Петя был мал и мяту мял. Увидала мать, не велела мять.

Ф

Фикус и флокс – не фрукты, а цветы.

В

Вьюнок и хмель вьются, вьются, перевиваются.

Г

Горят, как огни, на газонах гортензии и георгины.

Х, л

Был в саду переполох - там расцвел чертополох.

С-л, р

После росы росли розы.

З, р

Завязалась розы завязь. Роза красной оказалась.

З-ж

Из-за жары жасмин завядший.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Ш, л, д

Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала, рада ландышам была.

Ч

Шла Марыся по лесочку, через горки, через кочки.

Шла Марыся по цветочки, потеряла лапоточки.

Ль

А любили лилипуты лилии?

Р, с, л

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Р, г

У Аграфены и Арины растут георгины.

М, л,ч

Маленький мальчик менял марки на мячик.

М, л

Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал

Т, л, а

Игра в лапту требует таланта.

К, ш, р

Крендель для матрешки, клоуну – лепешки, пряники для мишки, заиньке - коврижки

К, ш

Еду на лошадке в красной шапке,

По ровненькой дорожке на одной ножке.

М-л, ы-и

Вымыли ли вы куклу Милу?

- Мы Милу намылили и вымыли.

З, к, й

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

С-Ш

У крошки-матрешки пропали сережки,

Сережки Серёжка нашел на дорожке.

Ц

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается.

Ш, к

У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка.

Ш, к, х

Мы играли в хохотушки,

Мы визжали, как свинушки,

Мы скакали, как лягушки,

Мы играли в хохотушки.

Ч, к, л

Запел волчок, загудел волчок,

Но упал на бочок – и молчок.

Он пел, шутил и не тужил.

М, л, ы-и

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла

Д

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Ф, а

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

П-к, д, о

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли.

П

Плотный папа прочно встал, пирамидку основал. На плечах стоят без паники сыновья, потом племянники.

Ф

Федя фокус показал – Федя фокусником стал.

Н

Няня Нина, Нина – няня.

С

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева.

З

Зина Зое позвонила, Зою в гости пригласила.

П

Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо.

Ш

Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки.

Ч

На тумбочке у мамочки фото дачек в рамочке.

С, р, ч

Мама шьет сорочку дочке

Строчит строчки на сорочке.

С-з, р

Зоя разбила хрустальную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Ч, р

У брата настроение кричально – погремучее,

А у меня, а у меня – по комнатам – прыгучее.

С-ш

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

П, т, с

Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!

П-т, к

У Татки тапки, тапки у Татки.

Б, Л, р

Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка.

Ф, а

У Фани-фуфайка, у Феди-туфли, У Фаины-кофта.

Ф

Фаина и Фекла во фланелевых кофтах.

Н

Надо ночью на носки много ниток напрясти.

Т, к

Ткет ткач ткани на платье Тане.

К, р

У Кондрата куртка коротковата.

К, л

Катька – кокетка купила кепку в клетку.

Х, п

Тебе - пуховик, мне – пуховик.

Всем по пуховику, всем по выпуховику.

С-ц, т

Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

С-ш, л

Шила юбку – сшила шубку,

Шила шапку – сшила тапку!

С-ш

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.

Ж

Шил Жак желтый пиджак.

Маме-пижаму, жене-жакет,

Сыночку-тужурочку, дочке-жилет.

Ш-ж

Шаль-жаль, жаль-шаль.

Ш, р

Хороши штанишки у нашего малышки!

Что за кармашки, ремешки да пряжки!

З, с, б

Зайка, заинька косой, что ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу - я ботинки принесу.

С-ш

Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.

Б

Купил бегемот бегемотикам новые ботики,

скачут бегемоты по болоту в новых ботиках, надрывая животики.

В, п, л

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на проталинке.

М,й

Майке купили майку с каймой.

Ш

Сшила Шура шикарную шубу.

Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.

Ж, п

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы исколоты ежами.

Р, ш

У Ивана рубашка, у рубашки – кармашки.

 

С, п,

Сыпь в суп всех круп.

П, р

Петр Петру пек пироги.

Петр Петру пироги пек.

Б, р

Боря Ире дал  - ириску.

Ира Боре – барбариску.

М, ы-и

Мы посуду сами мыли.

Наши руки были в мыле.

С, к

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

В

Витя Вову угощал.

Витя Вове вафли дал.

Т, о

Толст тот, кто ест торт.

К, л, п

Клюквенно - малиновый кисель кипел,

на плиту из кастрюли переливался.

Х, л

Хвала халве, вкусна халва, халве – хвала!

С, к

Раз у нашего Степана, караулил кот сметану.

И когда настал обед, кот сидит-сметаны нет!

С-ш

-Саша любит сушки,

Сонечка – ватрушки.

-У Петрушки в супчике лаврушка,

У Лаврушки в супчике петрушка.

С, р

В миске – сосиски, в тарелки – сардельки.

Х

Нюхал хохол уху, да нахваливал:

Ух, хороша уха!

Е, л

Ели, ели дыни, ели..

Съев, сказали: «Недозрели!»

Ш

Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

Д

Дом в деревне делал Даня.

Подрасту и жить в нем стану.

Д, о

Не прибирает Домна дом,

У Домны дома все вверх дном.

Р

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Ш

В шалаше шесть шалунов.

Ч

Чукча в чуме чистит чуни.

Чистота у чукчи в чуме.

С, к

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Ф

Любит  Флора кофейник из фарфора.

М

Мы посуду сами мыли,

Наши руки были в мыле.

Ч, ц

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ш

Ложкой понарошку, я хлебал немножко,

Кашу, борщ и кислый щи, мама сладкое неси.

Ч, ц

Чайные блюдца легко бьются.

Ч

Чем чаще чищу, чем чашка чище.

В, а

Сидит Ваня на диване.

Ф

Софья на софе, а Феофан на пуфе.

С, в-ф

Сова советует сове: «Спи соседка на софе,

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится»

С, к, ш

Стол – книжка, кровать – раскладушка.

Ш, к, с

Стоит раскладушка, на раскладушке - подушка,

на подушке – Андрюшка.

Д, ч, ж

Жук увидел одуванчик и присел, как на диванчик.

Л, с

Столы белодубовые, гладкотесовыструганные.

Р

Наша Иринка спит на перинке.

С, в

Клест по весне веселится по весне.

С

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне

До сих пор бы сидел на сосне.

С-ш

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

С, р

Сыр сорока раздобыла,

Сорок дырок в сыре было.

Сыр сорока поклевала.

Сыра с дырками не стало.

С

Сказала со смехом соседке синица:

«Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Т, р, щ

Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки.

Т, р

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

У, т, к

Утят учила утка-мать

Улиток на лугу искать.

Улитки на лугу, без шуток,

Учились прятаться от уток.

Ф

Филин расфрантился, во фрак принарядился.

Филину охота красивым быть на фото.

С

Оса боса и без пояса.

С, у

У осы не усы, не усищи, а усики.

У, ж

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужами не ужиться.

Уж от ужаса стал уже -

Ужа ужица съест на ужин.

Ж

Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

П, ч

У пчелы, у пчелки почему нет челки?

Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему.

Г

Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь.

Ж

Жук с жучихой не тужили,

Крепка с буквой Ж дружили.

Буква Ж к ним приходила,

Их жучат жужжать учила.

С

У сосенки-сосёнки выросли опенки.

Г, р, ш

Груша Грушеньку растила.

Груша груши ей дарила.

Буква Г поможет Груше

Груши собирать и кушать.

Е, л, р

Еле -еле ель Егор затащил себе во двор.

Е, л, к

Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

Ж, л.к

«Жалко Ёлку: - думал Ёжик,

Не побегать ей без ножек».

Удивлялась ёлка: «Ёж, без корней ты как живешь?»

М, с

Космонавтом стать хочу,

С мамой в космос полечу!

А, р

Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате.

З, в

Зажглась зеленая звезда…

Запустят звездолет туда.

Л

Лунной ночью лунный кот

Песни лунные поет.

Ч, т, ц

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большой кольцо.

Н, л

Прилунился лунолет, в лунолете – луноход.

З, м

Заморозила зима и заборы и дома.

З

Запоздалая зима за ночь избы замела.

З, р, м

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

З, в

На зимнем небе в морозы

Загораются яркие звезды.

И, л

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

М, р, с

Мороз мост мостил,

Мостил – не вымостил.

В, л

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

З, л

Зимой поле белое, промерзло-заледенело.

С-з

Осень озеро нарочно застеклила этой ночью.

Будет окуню с семьей в нем не холодно зимой.

С

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.

Н, в, л

На деревья листьев мало.

На земле - невпроворот.

Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет

Л, с

В осеннем лесу лисы цвета осенних листьев.

Ж

Желудь в лужице лежит,

Желтый лист над ним дрожит.

 Н, с

Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

П, х

Пых - пах, пых - пах мы летим на всех парах!

В

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву ветрами.

С, ч

Саночки – самокаточки, садись, да катись!

П, р

Про и Пахом смастерили паром.

К, р, л

О коряги корабль все борта покарябал!

Г, р, л

В грязи у Олега завязла телега,

Сидеть тут Олегу до самого снегу.

К, л

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Р, ш

- Ручеёк, куда спешишь?

- К речке, к речке, мой малыш!

- Ручеёк, когда ты спишь?

- Никогда не сплю, малыш!

Ш, р, к

У пруда в траве во мраке,

Шуршат раки в шумной драке.

З, р, к

Заяц Егорка свалился в озёрко,

Бегите к озёрку – спасайте Егорку!

К, р, г

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Б, р, д

Брел по речку Боря в брод,

Уронил свой бутерброд.

Й, к

Мелкие ручейки, несите струйки.

В, р

Впрочем, этот водоем мы втроем переплывем.

М, т

Матросы в матросках, матроски в полосках.

П

Пекарь пек пироги в печи.

Д, в, р

Два дровосека, два дроворуба,

На дворе дрова топорами рубят.

Т, р, б

- Трое трубачей трубили в трубы.

- Тридцать три трубача трубят тревогу.

В, с

Водовоз вёз воду из водопровода.

Т, к, ч

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Ц, к

Съел, наконец, кузнец варенец.

Ф

Федя фокус показал – Федя фокусником стал

М, р, к-х

Как-то раз матрос Макар

Шваброй мокрою махал.

Он все охал, да махал, да в ведро с водой макал.

П

Почтальона пончиками потчевали.

М. ш

Он не плотник, не маляр,

Мебель делает столяр.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

В, л

Валин валенок, провалился в проталинок.

П, к

Поникли метели под аккомпанемент капели.

К, с

Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка!

С, т

Сок с березы стек, стек с березы сок.

С

Прослезилась сосулька от солнышка.

С - з

Я люблю сны, где звон весны.

Ч, р

Кричу ручьям: «Ручьи, вы чьи?»

И с гор, журча, звучат ручьи.

Р, г

Испугался грома Рома, заревел он громче грома.

Б, л

Была у Аленки болонка, была у болонки Аленка.

Аленка гуляла с болонкой,

Болонка гуляла с Аленкой.

Г, д, ш

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела, по-гусинному шипела.

Р, к, б

Старый пес среди двора караулил куль добра.

Воры куль добра не брали,

Воры сторожа украли.

К, с-з

Идет с козой козел косой.

Ж, л

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот, может миска подползет.

Б, к

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Р, л

Свинья тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла.

Вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Г

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

К, т

Котик ниток клубок укатил в уголок.

П, л

Наш Полкан попал в капкан.

Б, ч

Отлежал бочок бычок.

Не лежи, вставай, бычок!

П

Пудель пуделя потчевал пудингом.

Р, н

У барана рога кручены – перекручены,

Вверчены – переверчены.

Х, р

У хрюшки хвост – крючком,

У хорька – торчком.

Б, р

Белые бараны били в барабаны,

Без разбора били, лбы себе разбили.

Т, р

У 33 полосатых поросят, 33 хвостика висят.

Ц

Курица волнуется – не пугайте курицу.

ОВЩИ

ОГОРОД

ДИКИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ФРУКТЫ

ЯГОДЫ

РЫБЫ

ЦВЕТЫ

ИГРУШКИ

ЧЕЛОВЕК

СЕМЬЯ

ИМЯ

ОДЕЖДА

ОБУВЬ

ЕДА

ПРОДУКТЫ

ПИТАНИЯ

ДОМ

ПОСУДА

МЕБЕЛЬ

ПТИЦЫ

НАСЕКОМЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КУСТАРНИКИ

КОСМОС

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ЗИМА

ТРАНСПОРТ

ВОДНЫЕ

РЕСУРСЫ

М, т

ПРОФЕССИИ

ВЕСНА

ОСЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лексическая тема "Зима" . Скороговорки для детей подготовительной группы.

Скороговорки для детей подготовительной группы на все группы звуков...

Скороговорки по лексическим темам

Скороговорки по лексическим темам на автоматизацию звуков....

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...