конспект "Путешествие в Звукоград"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Крылова Мария Васильевна

Конспект НОД в старшей группе. Понятия "звук" и "буква". Развитие навыков звукового анализа, определения слогового состава слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_zvukograd.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в Звукоград»

Конспект НОД учителя - логопеда Крыловой М. В.

Тема: «Путешествие в Звукоград»

Цель: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью; дать понятие «буква»,

Задачи:

Образовательные: формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа, обогащать и уточнять словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов,

Развивающие: формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую базу речи (внимание, память, логическое мышление, воображение).

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

Оборудование: набор карточек с гласными и согласными буквами, символы звуков, дома из конструктора «Лего» разной этажности, игрушечные автобусы, машины и поезд, веревка с прищепками и два конуса (для имитации шлагбаума), мешочек, маленькие игрушки, картинка «транспорт», ассоциативные картинки со звуками, карточки с загадками.

Ход деятельности:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Логопед: - Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать? Я приглашаю вас посетить интересный город Звукоград, но он далеко.

Поэтому нам нужно воспользоваться несколькими транспортными средствами.

  1. Основной этап.

Логопед: - Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: - Наземный, воздушный, водный.

Логопед: - Хорошо, воспользуемся всеми видами. Встаньте рядом со своими стульчиками и повторяйте за мной:

На машине мы поедем,                  

Имитируют управление рулем и звуки                          ЖЖЖЖЖ

И на поезде помчимся,

Попеременные движения руками, согнутыми в локтях, и звуки ТТТТ-ШШШШ

В самолете полетим,

Руки в стороны и звуки УУУУУ

Сверху землю оглядим.

Имитируют очки (бинокль)

На корабле по океану

Складывают ладони лодочкой, подняв большие пальцы вверх

Плывем с отважным капитаном

Имитируют руками волны

Логопед: - Скоро мы причалим к берегу, а чтобы нас не укачало, мы будем правильно дышать.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

- Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

Логопед: - Дети, во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

Ответы детей: - Мы слышали звуки ушами.

Экспериментальная работа

- Дети, посмотрите на доску (на нее вывешиваются буквы).

Ответы детей - Что же вы видите на доске?

Ответы детей:- На доске мы видим буквы.

Логопед: - А вы их слышите?

Ответы детей: - Не слышим.

Логопед: - Правильно, потому что буквы это видимое изображение. Мы их пишем и читаем.

А сейчас закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

Логопед: - А, что вы слышали?

Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

Логопед: - Дети, мы прилетели город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

- Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

- С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки:

1) Можно их тянуть трубой

Или просто их открой

Просят даже наши зубки

Шире открывайтесь – (губки)

2) Когда мы едем – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить. Они заболят – (зубы).

3) Он скакать во рту привык

Шаловливый наш (язык).

Логопед: Вот и городские ворота, у которых нас встречают разные звуки (ассоциативные картинки звуков висят на прищепках на веревке, натянутой между двух опор). Давайте познакомимся с ними с помощью игры «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

Звуки бывают:

Высокими (ИИ) – низкими (ББ),

тихими - громкими,

твердыми (РР) – мягкими (РЬ)

долгими (ААА) – короткими (Й),

А еще звуки бывают:

теплыми - холодными

- Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

ШШШШШШШШШШШШШ….

- Дети, какая воздушная струя?

Ответ детей: Воздушная струя теплая

- А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

- Какая воздушная струя?

Ответы детей: Воздушная струя холодная.

И самое главное – они бывают гласными и…….

Ответы детей: - Согласными!

Логопед: Правильно, а какие из них можно петь?

Ответы детей: - Гласные!

Логопед: Правильно, а у каких есть преграда?

Ответы детей: - У согласных!

Логопед: - Молодцы! Посмотрите, ребята, транспорт в этом городке синего, зеленого и красного цвета. Если мы с вами вспомним, каким цветом обозначаются звуки – то поможем нашим звукам сесть на нужный транспорт и доехать до дома.

Ответы детей: Гласные обозначаются красным, а согласные синим.

Логопед: Хорошо, а для каких звуков зеленая машина?

Дети: - Для мягких согласных.

Логопед: - Правильно. Те ребята, которые правильно ответили на последний вопрос, получают по букве и «сажают» его на подходящие для него по цвету автобус или машину.

Дети выполняют задание с помощью логопеда, ставят буквы на этажи в домах и садятся на места.

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Обратите внимание на то, что  в этом звуковом городе в домах разное количество этажей. Это тоже неспроста – высота дома зависит от количества слогов в названиях предметов, которые стоят внутри.

 По русской традиции гости дарят подарки. В городе звуков есть особая традиция – дарить подарок,  название которого начинается на звук хозяина дома. Все любят сюрпризы, поэтому я вам предлагаю с закрытыми глазами доставать из мешка игрушки, определять первый звук и дарить их соответствующим звукам. Но перед вручением подарка нужно определить количество слогов в слове, чтобы не ошибиться с выбором дома.

  Скажите, пожалуйста, ребята, чтобы понять сколько в доме слогов, какие звуки нужно посчитать – гласные или согласные?

Ответы детей: - Гласные!

Логопед: Правильно. Подарить подарки звукам мне помогу те ребята, которые не сажали их на автобусы и машины.

Логопед: - Молодцы, ребята. Звукам очень понравились ваши подарки, и они с нетерпением будут ждать вас снова в гости. Мы будем с ними дружить очень крепко на наших занятиях. А теперь отправляемся обратно на самолете, без пересадок. Полет будет долгим, на разной высоте, поэтому звук самолета будет то тихим, то громким. Будем регулировать звук движениями рук – чем выше рука – тем громче звук, чем ниже – тем тише.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

 Логопед: - Вот мы и прилетели. А на доске появились два смайлика. Они хотят узнать ваши впечатления от полета с помощью магнитиков. Если вам все было понятно и интересно – прикрепите магнит к веселому смайлику, а если не все ясно, и нужно еще позаниматься – к задумчивому.

Дети выполняют задание с помощью логопеда.

Логопед: - Спасибо, ребята, за ваши ответы. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Звукоград"

Представленное в методической разработке обучающее пособие «Звукоград» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Организуя с его помощью систематическую работу, учитель-логопед помо...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в город Звукоград"

Подгрупповое логопедическое занятие для обучения старших дошкольников грамоте с использованием компьютерной технологии "Игры для Тигры"....

Конспект логопедического занятия "Проказы Бабы Яги в Звукограде" с презентацией

Конспект занятия  с презентацией предназначен для детей подготовительной группы и позволяет им в игровой форме усвоить дифференциацию гласных и согласных звуков....

Программа коррекционно-развивающей направленности "Звукоград"

Программа расчитана на детей с 4 до 7 лет с речевыми диагнозами: ОНР третьего уровня, ФФНР, ФНР, посещающих логопедический пункт, имеет блок здоровьесбережения....

«Путешествие в "Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]

Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте. "Путешествие в Звукоград"

Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД:  развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на заданный звук, р...

Занятие на тему: «Путешествие в Звукоград»

Конспект занятия по логопедии на автоматизацию звука [Ш]....