«Путешествие в "Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Андреева Марина Олеговна

Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]

Конспект занятия

«Путешествие в город Звукоград»

Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»

Цели:

1) коррекционно-образовательная:

упражнять детей в дифференциации звуков [ж], [ш] в слогах, словах, предложениях;

2) коррекционно-развивающие:

совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать фонематические процессы;

закреплять навыки чтения;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать слуховое внимание, логическое мышление

3) коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку, организованность, самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки на различаемые звуки, сигнальные карточки, опорные картинки, конверты со словами для составления предложений, мяч, видеописьмо, пособие «Семейка», карточки с пропущенными слогами, таблица с правилом – жи – ши -, фланелеграф, наборное полотно, магнитная доска, сундучок.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Другу дайте руку слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай,

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

(Дети передают мяч по кругу и желают друг другу доброго утра)

- Дети, к нам в детский сад пришло видеописьмо из города Звукограда (на экране появляется изображение Звуковичка) .

Звуковичок:

- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я ваш старый приятель Звуковичок. Хотите отправиться в путешествие в наш город? Тогда угадайте, какие звуки вас приглашают в гости:

«Ребята, приглашшшшаем в нашшш город, ужжжасно жжждем».

По прибытию в город вас ожидает сюрприз. До свидания.

- Дети, какие звуки нас приглашают в гости? (звуки [ж], [ш]). Мы отправляемся в гости в город в Звукоград. Путь будет нелегким. Звуки [ж], [ш] приготовили много разных, интересных заданий для вас. Итак в путь!

II. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.

- Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш]. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает) .

- Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж]. (Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает) .

- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции)

- Чем отличаются? (звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой). Молодцы, ребята!

Звуки очень рады тому, что вы хорошо знаете их и предлагают нам поиграть в игру «Сигнальщики».

Я буду произносить ряд звуков, слогов слов, если вы услышите звук [ж] просигнальте мне, т. е. поднимите вверх символ звонкого звука, а, услышав звук [ш], символ глухого звука. Будьте внимательны!

Звуки: ж, ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Слоги: ша – ши – жу – жа – жи – шо – уш – иж – аш – ош – уж – ож.

Слова: жук, Маша, малыш, журавли, Женя, шуршат, журчат.

Молодцы! Справились с заданием!

III. Звуки [ж] и [ш] предлагают нам еще одно задание.

Перед вами картинки. Вам нужно рядом с домиком, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а рядом с домиком, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж], а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].

Картинки: лыжи, ландыш, подушка, шалаш, машина, камыш, мороженое, крыжовник, ножницы, жуки, желуди.

Все ближе и ближе мы к городу Звукограду. Но кто это там впереди? Это Звукоед грозится нам помешать и съел первый звук в словах.

Нужно к началу слова добавить звук [ж] или [ш] и назвать слово.

… АПКП … ИЛО … УМИТ … АЛЕТЬ

… УРНАЛ … ИПЫ … УРШИТ … ИТЬ

А справитесь ли вы со следующим заданием? Звукоед никак не успокоится, он съел еще и последний слог в словах. У каждоо из вас на столах карточки со словами. Вам нужно дописать слоги:

- ша – или – жа –

- ши – или – жи –

И прочитать получившиеся слова.

ЛУ… ЭТА… КАМЫ…

НО… КО… У…

- Какое правило вы вспомнили при написании слов? (жи, ши пиши с буквой И) .

IV.Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.

Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах.

• У печки – САША, а в печке – САЖА.

• От костра – ЖАР, над костром – ШАР.

• Маленькая ЛУША и большая ЛУЖА.

• Потеряна ШАЛЬ, ее мне не ЖАЛЬ.

• Легче ЖИТЬ, когда умеешь ШИТЬ.

• Какое ШИТЬЕ, такое и ЖИТЬЕ.

• На рукаве НАШИВКА, у рыбака НАЖИВКА.

• Платье надо ОБШИТЬ, а квартиру ОБЖИТЬ.

• Пожар ТУШИТЬ – потом ТУЖИТЬ.

• Шов можно ПРОШИТЬ, жизнь нужно ПРОЖИТЬ.

• Руками МАШУТ, а масло на хлеб МАЖУТ.

• Платье можно ПЕРЕШИТЬ, жизнь нужно ПЕРЕЖИТЬ.

Поиграли, отдохнули, пора спешить.

V.Впереди еще одна интересная игра - «Семейка».

Вам предстоит выбрать любую картинку, подобрать к ней звуковую схему, протянув к ней шнурочек, а от схемы протянуть шнурок к соответствующему слову.

Картинки: мишка, шапка, ужи, шишки, машина, жаба.

VI. Вы справились со всеми заданиями удачно. И мы с вами подошли к последнему заданию, которое приготовили для нас звуки. У вас на столах находятся конверты, в них перепутанные слова какого-либо предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения, четко произнося звуки [ж], [ш].

VII. Ну вот мы и добрались до города Звукограда. Звуки [ж] и [ш] очень довольны вашими успехами. Они рады вашим хорошим знаниям и приготовили для вас сюрприз-угощение. Как вы думаете, что это? Наверно звуки [ж], [ш] живут и в названии этого угощения. Что это может быть? (шоколад)

VIII. Итог.

Наше путешествие закончилось.

- Какие звуки мы учились сегодня различать? Хотелось бы у каждого из вас узнать, довольны ли вы своей работой на занятии? Выберите, какая оценка вам больше всего подходит (выбор эмоциональной оценки). Чем запомнилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие в лесную школу" (дифференциация звуков Л и Ль)

Материал занятия можетбыть использован в старшей группе ДОУ для дифференциации твердого зука Л и мягкого звука Ль....

Образовательная деятельность по автоматизации и дифференциации звуков (р), (рь), (л), (ль). Тема: «Путешествие по родному краю».

Конспект комплексного итогового мероприятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группы.Цель: автоматизация и дифференциация сонорных звуков "Р", "РЬ", "Л", "ЛЬ" в словах сложной ...

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...