Образовательная деятельность по автоматизации и дифференциации звуков (р), (рь), (л), (ль). Тема: «Путешествие по родному краю».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лазарева Оксана Борисовна

Конспект комплексного итогового мероприятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группы.

Цель: автоматизация и дифференциация сонорных звуков "Р", "РЬ", "Л", "ЛЬ" в словах сложной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, связной речи на лексическом материале "Якутия- мой край родной!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности  по автоматизации и дифференциации  звуков (р), (рь), (л), (ль).

       Тема: «Путешествие по родному краю».

                                                          Подготовила: учитель- логопед  

                                                          Лазарева Оксана Борисовна

 

                      п. Нижний Куранах, г. Алдан

                                                       2014г.

 1.Тип: комбинированная подгрупповая образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группе

2.Цель:

-  автоматизация и дифференциация сонорных звуков [Р]- [РЬ]- [Л]- [ЛЬ]  в словах сложной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, связной речи на лексическом материале «Якутия- мой край родной!.

3.Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнить характеристики звуков [Р]- [РЬ]- [Л]- [ЛЬ]; 

-  активизировать и актуализировать предметный, глагольный и качественный словарь, обозначающый города, природу, животный и растительный мир;

 Коррекционно - развивающие задачи:

-  Развитие фонематического слуха и восприятия;

- Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов;

- Практическое усвоение родительного, творительного и предложного падежа существительных;

- Формирование навыка словообразования сложных слов;

-   Развитие зрительного внимания, логического мышления, общих речевых навыков: работа по развитию связной речи, умение отвечать на вопросы развёрнутыми фразами.

Воспитательные задачи:

-   Формировать положительную мотивацию к овладению знаниями, желание заниматься; -    Воспитание интереса и любви к родному краю,  родной природе; навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, любознательности, самоконтроля за речью;

1 этап     Завязка.

У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете слово Родина? (Объяснение детей)  Как называется наша малая родина? (Якутия)

 Звучит космическая музыка. Звук приземляющегося летательного корабля. Что это за звук? (выходят мальчик и девочка в костюмах инопланетян) Ребята, нас посетили инопланетяне.

- Кто вы? – Лори и Лиор.

 Какие необычные имена! Но такие знакомые звуки в них!

- Ребята, какие согласные звуки вы услышали в их именах? (р), (рь), (л), (ль)

2  этап    Кульминация

Характеристика звуков и сравнение звуков.

Вы все научились говорить их правильно. А сегодня  мы ещё раз повторим их.

Эти звуки гласные или согласные? Почему?

Назовите из них твёрдые согласные звуки (р, л).

Назовите мягкие согласные звуки (рь, ль)

Произношение звуков в слогах.

- Послушайте, как разговаривают наши гости.

- Ла-ра-ла-ра! ( с удивлением)

- Ле-ре-ле-ре?! ( с испугом)

- Ло-ро-ло-ро. ( с досадой)

- Они чем-то встревожены.  Как мы их успокоим:

- Ла-ра-ла-ра, Ло-ро-ло-ро.

Дети повторяют слоговые ряды и находят нужные пиктограммы настроений  

Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».

Давайте их научим говорить на нашем языке.

- Из чего состоит наша речь? (из слов) А слова состоят ….( из слогов, а слоги из звуков)

Игра с мячом. Я прошу со слогом РА мне сказать сейчас слова. Со слогом ЛИ слова придумали? Дополнить слог- это простое задание.

А вот задание более сложное.

Получите «рассыпанные» звуки и  верните мне слово: д, о, м (дом); н, о, р, к, а (норка);  (к), (р), (а), (й) (край).

Произношение звуков в словах.

Как называется наш край? (Якутия) Покажем Лиору и Лори нашу малую родину-Якутию. Давайте собираться. Что это у меня? (рюкзак)  

- Положите в рюкзак продукты, в названиях которых есть твёрдые звуки (р), (л): масло, молоко, творог, рыбу, крупу.

- Теперь выберете одежду, в названии которой есть эти твёрдые звуки: куртка, рубашка, шорты, футболка .

- В походе мы будем фотографировать. Что надо с собой взять? (фотоаппарат)   Если мы будем снимать фильм, что нам для этого понадобится? (видеокамера)

-А от куда лучше всего мы сможем сделать красивые снимки? ( с самолёта, с вертолёта) Чем будет управлять Андрей ? ( самолётом) Как называется его профессия? (он пилот) Кто помогает пилоту и пассажирам во время полёта?. (стюардесса)  Марьям, пригласи нас в самолёт (Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолёта. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полёта!)

- Над каким городом мы сейчас пролетаем?( Мы пролетаем над городом Алданом).

А от куда, с какого посёлка мы отправились в своё путешествие? ( с Нижнего Куранаха)

- Какая река под нами?( Под нами река Алдан).

А теперь под нами тайга. Как вы понимаете это слово? Мы пролетаем над горами? Как они называются? (Они называются Ленские столбы). Посмотрите налево.  Под нами ещё одна река. Как она называется? (Река Лена)  Какая она? (широкая, большая, длинная) А здесь протекает наоборот….. какая?( узенькая) Назовите ласково (реченька, речушка)  Какие ещё реки Якутии вы знаете? (река Алдан, река Чульман, река Индигирка, река Вилюй)

Быстро летит самолёт, я вижу  ро- зе-о. Кажется,  я перепутала слоги? Скажите слово правильно (озеро). Мы  подлетаем к самому главному городу в нашей республике. Назовите его. (Это город Якутск). - Пока радист запрашивает посадку, мы посмотрим на город и расскажем  о нём нашим гостям. Что вы знаете об этом городе? (Город Якутск- столица нашей республики. Летом там очень жарко, а зимой очень холодно. В Якутске есть театры, научные центры, институт мерзлотоведения).  Где расположен город Якутск? ( На берегу реки Лены). Молодцы!

Восстановление деформированного текста

Дети «надевают наушники», выходят на связь, легонько постукивая брусками.

 - Послушаем, о чём говорит радист с диспетчером.

Диспетчер передаёт: «Посадка не разрешать. Видимость плохой. Мести пурга. Разрешить посадку в  Якутск. (Расшифровка радиограммы. Повторение предложение детьми.)

- Наш самолёт пошёл на снижение. Чувствуете напряжение? А теперь посадка совершена. Теперь нам приятно и легко.

Знакомство с предметами быта  народа Саха.

- Ребята, мы  приземлились прямо на стойбище оленей. Кто нас встречает? (Нас встречают оленеводы) На какой упряжке? (на оленьей упряжке). Давайте внимательно посмотрим,  как одеты коренные жители- якуты. (Они одеты в тёплые шубы, шапки, сапоги, сделанные из меха) Значит эта одежда какая? (меховая) Как называется зимняя обувь якутов? (унты). Чем они украшены? (бисером) Ребята, оленеводы хотят угостить нас кумысом ( кобылье молоко). Какую посуду они держат в руках (чорон). Из чего он сделан? (из дерева). Он какой?  

А нам пора продолжать своё путешествие. На чём мы отправимся дальше, вы узнаете, собрав слово из букв. Но буквы надо определить на ощупь.(Дети узнают буквы с закрытыми глазами, на ощупь, и составляют слово «ЛЫЖИ»).

 Мы с вами поедем на лыжах.

Физкультминутка

Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети выполняют динамические движения.

(Имитация ходьбы на лыжах по кругу)  Восстановление дыхания.

Звукослоговой анализ и синтез

Сегодня я буду вашим экскурсоводом, но вы мне в этом поможете. Выберете только те картинки, на которых изображены  животные обитающие  в нашем крае? (дети выбирают только тех животных, которые встречаются в Якутии) А теперь узнайте, в названии какого животного есть три  согласных звука? (волк). Определите животного по первому и последнему звуку(Ль—А, лиса; Р-Сь, рысь). Проверьте себя. В следующем слове четыре буквы, но три звука: первый-Л, последний- СЬ? (узнавание слова лось по схеме.) В названии этого животного  в середине слова стоит звук Р (норка)

 Молодцы ребята, помогли мне провести экскурсию о животных Якутии. А сейчас для наших гостей ребята прочитают стихотворение о родине.

У каждого листочка

У каждого ручья

Есть главное на свете,

Есть Родина своя.

               Для ивушки плакучей

               Нет реченьки милей

               Для беленькой берёзки

               Опушки нет родней

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть родина своя.

                Страну, где мы родились,

                Где радостно живём

                Края свои родные

                Мы Родиной зовём.

3 этап   Развязка.

Спасибо, ребята, за ваши прекрасные стихи. А Лори и Леор хотят предать вам от жителей своей планеты послание. Звучит аудиозапись. Здраствуйте, ребята! Вы много знаете о своём крае, молодцы! Любите и берегите его!

 - Что мы можем сделать, чтобы наш край стал ещё лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может нанести вред природе? (Человек должен быть добрым, а свой край и природу беречь и любить).

Давайте попрощаемся с нашими инопланетными гостями  и подарим им на память о нашей малой родине-Якутии вот эти чороны, которые сделали вы сами (дети дарят чороны, выполненные в технике аппликация).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие по родному городу»

Развивать  интерес детей к  родному городу Серпухову. Углублять представления об окружающей действительности. Уточнять и закреплять знания о городе и его достопримечательностях; закрепить на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 7 - го года жизни Тема: «Путешествие по родному краю».

Тема: «Путешествие по родному краю». Возрастная группа: дети 7-го года жизни. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция видов деятельности: коммуникативная, дв...