Конспект по развитию речи "Посуда" (средняя группа))
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Иванова Светлана Ивановна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Посуда" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  занятия

по развитию речи

в группе детей вы возрасте от 4 до 5 лет

на тему «Посуда»

Разработала: Склярова Юлия Рифкатовна

Санкт-Петербург, 2016


Тема занятия: Посуда

Дата проведения: 28.11.2016

Тип занятия: фронтальное

Цель НОД – закрепление знания детей по теме «Посуда»

Задачи:

-учить составлять совместно с взрослым короткий рассказ;

-учить правильно называть предметы посуды;

-закреплять правильное произношение звука [с], учить определять на слух наличие или отсутствие данного звука в словах;

-продолжать воспитывать умение слышать другого человека, давать собеседнику (дугим детям) шанс высказаться.

Планируемые образовательные  результаты:

-закрепление правильного произношения звука [с];

-закрепления умения составлять рассказ

Основные термины, понятия: предметный словарь: чашка, чайная ложка, блюдце,салфетница, тарелка, сахарница, конфетница; глагольный: мыть, класть, размешивать; словарь признаков: чайная, столовая, кухонная, грязная, чистая, стеклянная, глубокая, мелкая

Оборудование: две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, чайник, салфетница с салетками, конфетница, две большие куклы, картинки (стол, стул, валенки, пальто)

План занятия

Этап занятия

Содержание

Время

1 этап вводный

- введение детей в тему занятия, создание настроя, отгадывание загадок,

-побуждение к активной деятельности,

- планирование занятия, этапы достижения цели

5 мин

II этап основной

- рассматривание предметов посуды, представленных воспитателем;

- дидактические речевые игры на угадывание последующего слова, обогащение словаря через называние предметов посуды;

- обмен впечатлениями: вопросы-ответы;

- произнесение звука [с];

-игра «Кто назовет больше действий»;

-игра «Где что можно делать»;

-игра «Закончи предложение»;

20 мин

III этап заключительный

Рефлексия занятия. Выводы. Планирование темы следующего занятия

5 мин

Ход занятия:

Вопросы и действия воспитателя

Варианты ответов детей и их действия

1 этап вводный.

-Посмотрите что это?

-Её зовут Света, и она ждет в гости своего товарища Федю

-Они будут пить чай, поможем кукле накрыть стол?

Кукла

Да

II этап: основной

(введение в проблему)

-Это стол, а это?

-Что нужно поставить на стол?

-Чтобы пить чай нужна посуда. Какая?

(достает из коробки предметы посуды и помогает детям их называть)

-Нужны…

-Зачем нужны чайные ложки?

-А куда мы положим сахар?

-А конфеты?

-А пирожные, печенье, вафли?

-Ребята, а как можно одним словом назвать все эти предметы?

Накрыла Света на стол, пришел Федя и стучится Федя и спрашивает «Света ты дома?»

Одни ребенок повторяет вопрос, другой ребенок отвечает

-Вошел Федя и сел на…

Стали Федя и Света пить чай, попили они чай и начали убирать посуду со стола. Давайте поможем им.

-Что ты будешь убирать?

Давайте расскажем, как  Федя был в гостях у Светы

Физкультминутка

Дети стали играть. Решили они поиграть с воздушными шарами, стали они надувать шары, вот так: с-с-с-с-с-с-с

 

Какие получились шары?

А теперь поиграйте с вашими шарами, попрыгайте

Игра «Кто назовет больше действий?»

-Что можно делать с цветами?

-Что делает дворник?

-Что делает самолет?

-Что можно делать с куклой?

За каждый правильный ответ детям даются жетончики из картона, побеждает тот, у кого больше всего жетонов

Игра «Где что можно делать?»

-Что можно делать в лесу?

-Что можно делать на реке?

Игра «Закончи предложение»

(начинает предложение, называет ребенка, тот заканчивает предложение)

-Оля проснулась и пошла….

-Позавтракала и пошла на стадион….

-Зайчик испугался и…

Разыгрывает сценку:

-Федя предлагает Свете: У меня есть очень интересные картинки. Я их буду тебе показывать, а ты называй, что на них нарисовано:

-Что это?

-Ребята, а есть в слове стол звук [с]?

-А это что?

-Есть в этом слове звук?

-А в имени Сссвета? А Федя?

-Скатерть

-Посуду

-Чайная

-Чашки и блюдца, чайник, чайные ложки, мелкие тарелки

-Размешивать сахар

-В сахарницу

-В конфетницу

-В тарелки

-Посуда

-Стул

Выходит ребенок

-Чашку (и т.д.)

Дети рассказывают совместно с воспитателем:

-Вошел Федя, стали Федя и Света пить чай. Чай был горячий, сладкий Попили дети чай и стали убирать со стола. Убрали со стула и стали играть

Дети произносят звук протяжно, на одном выдохе

Показывают руками

-Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу

-Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки, посыпает их песком

-Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится

-Играть, кормить, гулять, лечить, купать, наряжать

-Гулять, собирать, слушать птиц, отдыхать и т.д.

-Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке и т.д.

-Умываться, чистить зубы, делать зарядку

-Играть,  бегать, заниматься спортом

-Задрожал, спрятался и т.д.

-Стол

-Да

-Валенки

-Нет

-Да. Нет.

III этап: выводы

Вывод:

-Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?

-Чему мы научились?

- Ребята, что вы узнали нового?  

- А что вам больше понравилось?

Ребята, на этом наше занятие закончено.

Ответы детей

Список использованной литературы:

1.Сидорова У. М. – Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ

2. Ушакова О. С. – Развитие речи детей 3-5 лет  

3. Набор плакатов «Посуда»


Самоанализ урока

Примерная схема самоанализа урока

1. Внешние связи урока.

Занятие является заключительным, подводит итог недельной работе по лексической теме

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Познавательный аспект заключен в расширении представлений детей по данному предмету.

Развивающий аспект заключен в усложнении материала, усилении коммуникативных свойств речи.

Воспитывающий аспект раскрыт в форме коллективного взаимодействия детей.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Содержание учебного материала выбрано в соответствии с рабочей программой воспитателя средней группы.  Использованы словесный, наглядный и практические методы.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

Этапы расположены последовательно, занимают не больше положенного времени, логически взаимосвязаны между собой

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание  фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Фронтальная работа представлена на протяжении всего занятия, индивидуальная работа предполагается в задании «Кто назовет больше действий?»

3. Соблюдение охранительного режима.

Соблюдено чередование труда и отдыха, присутствует смена видов деятельности, учтены психо – физиологические особенности детей

4. Подведение итога урока.

Итог занятия подведен

II. Содержание урока

  1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Познавательный аспект заключен в расширении представлений детей по данному предмету.

Развивающий аспект заключен в усложнении материала, усилении коммуникативных свойств речи.

Воспитывающий аспект раскрыт в форме коллективного взаимодействия детей.

  1. Правильность подбора учебного материала на уроке.

Материал подобран в соответствии с возрастом

  1. Связь теории с практикой.

После повторения полученных понятий в течении недели, дети разыгрывают сценку «Куклы в гостях», тем самым отрабатывая полученные навыки в игровой форме

  1. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

Содержание занятия перекликается с занятием по познанию, прошедшему на той же недели. В начале занятия в игре «Расскажи как куклы пили чай» повторяется пройденный материал.

  1. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Уровень ЗУН соответствует возрастной норме

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами занятия

  1. Чередование методов обучения.

На всем протяжении занятия чередуется словесный, наглядный и практический методы

  1. Оборудование урока и его использование.

На занятии используются как изображения предметов, так и их макеты (игрушечная посуда), что позволяет отработать в игровой форме полученные знания по теме.

  1. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

Опрос проведен в форме беседы.

4.  Функциональный анализ урока.

Насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.

Структура занятия соответствовала поставленной цели, материал был рассчитан на зону актуального развития детей.

Наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся.

Удачно проведена игра «Закончи предложение» так как она наиболее тесно связана по смыслу с содержанием всего занятия

Неудачно проведена игра «Где что можно делать?» так как она затянулась и на нее было потрачено больше времени, чем это было запланировано

Соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию результата урока.

Выдержан демократический стиль отношений с воспитанниками, что позволяло воспитанникам раскрепощенней  участвовать в образовательной деятельности.

5. Оценка конечного результата урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися.

Оценка качества ЗУН , полученных учащимися проведена в форме наводящих вопросов.

Определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом. Причины этого разрыва.

Разрыв между поставленными задачами и реальным конечным результатом незначителен.

Оценка достижений воспитательных и развивающих задач урока. Выводы и самооценка урока.

Занятие прошло успешно, достигнуты все запланированные задачи.


Схема самоанализа внеклассного мероприятия

  1. Цель занятия (обучающая, воспитывающая, развивающая).

Обучающая: закрепление знания детей по теме «Посуда»

Воспитывающая: -учить составлять совместно с взрослым короткий рассказ;

-учить правильно называть предметы посуды;

-закреплять правильное произношение звука [с], учить определять на слух наличие или отсутствие данного звука в словах;

Развивающая: продолжать воспитывать умение слышать другого человека, давать собеседнику (другим детям) шанс высказаться.

  1. Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют; какие навыки и умения совершенствуют.

Воспитанники расширили знания о предметах посуды, совершенствовали навык ответов на поставленные вопросы, учились добиваться поставленной цели

  1. Применение технических средств и наглядных пособий.

Применялись наглядные пособия в достаточной мере.

  1. Осуществление межпредметных связей и связей между учебной и воспитательной работой.

  1. Воспитательное значение мероприятия: формирование интереса к занятиям, к предмету, воспитание коллективизма, познавательной активности, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в ходе занятия.

Сформирован интерес к занятиям, продолжалось воспитываться коллективизм.

  1. Количество присутствующих, их активность в подготовке и непосредственно на мероприятиях.

Присутствовало 13 детей

  1. Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.

Воспитанники на протяжении всего занятия проявляли активность и заинтересованность

  1. Реализация намеченного плана.

Намеченный план реализован в достаточной мере 

  1. Осуществление учебных и воспитательных целей (способствует ли мероприятие повышению качества знаний учащихся, коррегирует ли их деятельность, способствует ли формированию положительных качеств личности.

Да, способствует

  1. Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.

В занятии не были использованы технические средства обучения, несмотря не то, что они были бы актуальны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи средняя группа

1. Продолжать формировать умение  детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенство...

Конспект по развитию речи в группе раннего возраста

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Мурка в гостях у ребят» Программное содержание:·         учить детей узнавать и н...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять в сл...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять...

Конспект по развитию речи в группе раннего развития «Рассматривание грузовика».

Конспект по развитию речи " Рассматривание грузовика"...

Конспект по развитию речи. Младшая группа. "дикие животные"

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе по развитию речи "Дикие животные". Игровая деятельность-сказка в группово...

Конспект по развитию речи в группе кратковременного пребывания «Как Маша нашла щенка.»

  Конспект по развитию речи  в группе кратковременного пребывания «Как Маша нашла щенка.»...