Лэпбук "Артикуляционная гимнастика" Индивидуальные занятия - практикумы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Кушнир Татьяна Николаевна

Лэпбук - технология позволяет систематизировать различный материал, привлечь  родителей в совместный коррекционный процесс, повысить компетентность родителей в вопросах коррекции речи. Ребенок обретает опыт сотрудничества с взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лэпбук «Артикуляционная гимнастика» Индивидуальные занятия – практикумы

Цели: Включить родителей в совместный коррекционный процесс; повысить компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей; систематизировать материал по теме «Артикуляционная гимнастика»

Задачи: закрепить и пополнить знания родителей об артикуляционной гимнастике;

- познакомить с основными положениями артикуляционных органов с помощью сказок о Веселом Язычке;

- познакомить родителей с инновационной здоровьесберегающей  технологией «биоэнергопластика»;

 - рекомендовать выполнение артикуляционных упражнений с применением «бионергопластики»;

- отработать упражнения комплексов артикуляционной гимнастики;

- дать указания к проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях,

- привлечь детей с родителями к изготовлению «Артикуляционной ромашки»

Оборудование: лэпбук «Артикуляционная гимнастика», настенное зеркало, настольная лампа для дополнительного освещения.

Описание лэпбука:

При развороте слева вверху – фигурная мини - книжка «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

Внизу – кармашек «Профили артикуляции звуков» с карточками, на которых изображена артикуляция трудных звуков в графическом изображении. Изображены профили звуков:  свистящих и [Ц], шипящих, [Ч], [Щ], сонорных звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

В центре вверху лэпбука мини – книжка «Сказки о Веселом Язычке» с  иллюстрациями и фото основных положений губ и языка. Сказки: «Зоопарк», «Веселая прогулка», «Приключения Язычка»

Ниже расположена «Артикуляционная ромашка», собранная детьми и их родителями. На подвижных лепестках цветка в забавных картинках представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики для разных групп звуков.

На развороте справа, сверху вниз: кармашек «Это интересно» - артикуляционные упражнения с применением бионергопластики, рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях в виде «гармошки», а так же конверт «Это важно»,  в котором представлены игры на развитие силы, высоты и тембра голоса, игры на развитие речевого слуха.

                                           Ход занятия.

I. Вступительное слово. (на столе лэпбук в закрытом виде)

Сегодня мы поговорим об  артикуляционной гимнастике. Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), которые необходимы для правильного звукопроизношения.

II. Практическая часть.(работа с левой частью лэпбука)

1.Фигурная мини – книжка «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

(родители читают мини – книжку. Первый лист)

- Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению звуков.

Учитель – логопед: Губы и язык малыша должны быть сильными и гибкими, чтобы подолгу удерживать необходимое положение и совершать многочисленные переходы от одного движения к другому. И если занятия артикуляционной гимнастикой начаты своевременно, то ребенок может самостоятельно без помощи специалиста научиться чисто и правильно говорить.

(Второй лист)

- Артикуляционная гимнастика поможет преодолеть речевые нарушения.

Учитель – логопед: Артикуляционные упражнения помогут подготовить речевой аппарат ребенка к овладению сложными звуками родного языка, и ребенок сможет быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

(Третий лист)

- Артикуляционная гимнастика полезна детям с вялым звукопроизношением.

Учитель – логопед: Некоторые дети правильно произносят звуки, но в общем потоке речи произношение некоторых звуков может быть смазанным, вялым. О таких детях говорят, что у них «каша во рту», а все потому, что у них слабые мышцы языка. Артикуляционная гимнастика поможет в решении данной проблемы.

(Четвертый лист)

- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят и детям и взрослым говорить четко, правильно и красиво!

2. Кармашек «Профили артикуляции звуков»

Учитель – логопед: Прежде чем мы перейдем к артикуляционным упражнения, необходимо уточнить профили  артикуляции трудных звуков.

(Родители из кармашка достают карточки  с графическим изображением звуков, отбирают те из них, где  представлены звуки, в коррекции которых нуждается их ребенок. Логопед объясняет особенности артикуляции и дает характеристику  звуков. Далее предлагается произнести звуки перед зеркалом, зафиксировав правильное положение органов артикуляции)

Например. Отобрана карточка профиля  артикуляции свистящих звуков [С], [З].

Учитель – логопед: Звуки [С ] и [З ] – свистящие звуки. Губы немного растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. При произнесении звука [С]  голосовые связки не задействованы, горло не дрожит (произносится без голоса) Звук [С]– твердый, глухой, согласный. При произнесении звука З положение органов артикуляции остается прежним, но добавляется голос (горло дрожит) Звук [З] – твердый, согласный и звонкий.

Произнесите звуки [С], [З] перед зеркалом, проконтролируйте правильное положение органов артикуляции.

 (Если у ребенка нарушены и другие группы звуков, так же проводится работа и над ними)

3. Мини – книжка «Сказки о Веселом Язычке» (работа с центральной частью лэпбука)

Учитель – логопед: Чтобы занятие артикуляционной гимнастикой было интересным, и ребенок занимался с удовольствием, предлагаю рассказать ему «Сказки о Веселом Язычке» Выполняйте все упражнения вместе с ребенком, сидя перед зеркалом.

(Педагог представляет вниманию родителей и детей мини- книжку, в которой с помощью веселых историй о Язычке знакомит с основными положениями губ и языка. Каждое артикуляционное упражнение в сказках проиллюстрировано забавными картинками, описано в стихотворении и представлено на фотографии)

Действия педагога: Читает сказки, выполняет упражнения, по мере необходимости – дает необходимые рекомендации.

Действия родителей и детей: Выполняют артикуляционную гимнастику, учитывают рекомендации педагога.

Учитель – логопед: Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с ребенком свои сказки о Язычке.

 

4. «Артикуляционная ромашка»

Учитель – логопед: Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в постановке звуков и подбирается в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребенка.

 На какие же артикуляционные упражнения вам необходимо сделать упор?

(На каждом лепестке наклеена картинка, нарисованная ребенком и иллюстрирующая определенное упражнение)

Действия родителей и детей: Передвигая лепестки цветка, отыскивают артикуляционные упражнения, разучиваемые ребенком. Выполняют гимнастику перед зеркалом, учитывают рекомендации педагога.

Действия педагога: Предлагает образец выполнения упражнений, при необходимости дополняет комплекс новыми упражнениями, дает необходимые рекомендации для правильного выполнения упражнений.

5. Карманчик «Это интересно» (работа с правой частью лэпбука)

(небольшой карман с набором  карточек, на которых изображены

Учитель – логопед: Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память , мышление и речь.

Комплекс упражнений биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, положительно влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов, сокращает время и усиливает результативность занятий.

Действия педагога: Предлагает образец выполнения некоторых артикуляционных упражнений одновременно с ведущей рукой.

Действия родителей и детей: Выполняют упражнения.

Учитель – логопед: Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети  ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

При выполнении упражнений движения губ, языка  и кистей рук должны быть синхронными и плавными. Старайтесь не напрягать кисти рук. Проводить биоэнергопластику необходимо в игровой форме, что будет способствовать повышению интереса у ребенка к выполнению упражнений. Можно использовать разноцветные перчатки или нарисовать на руке ребенка веселое личико.

Примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики: 

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх.

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

6. «Гармошка» «Рекомендации логопеда»

Учитель – логопед: Для более успешного проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях прочтите рекомендации.

Действия родителей и детей: Разворачивают гармошку, родители читают рекомендации.

Действия педагога: по мере необходимости поясняет некоторые пункты.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики:

- проводить ежедневно по 3 – 5 минут;

- выполнять упражнения перед зеркалом, сидя;

- добиваться четкого, точного и плавного выполнения движений, постепенно увеличивая темп выполнения гимнастики;

- к новому упражнению переходить только после того, как будет усвоено предыдущее;

- каждое упражнение выполнять по 5 – 20 раз;

- желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счет, музыку, хлопки, стихи, в игровой форме;

- подбадриваете и хвалите ребенка.

7. Конверт «Это важно!»

(В конверте представлены карточки с  заключительными советами от учителя – логопеда)

- Не настаивайте на занятиях, если у ребенка нет желания заниматься;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми, тем более, если сравнение не в его пользу;

- как только малыш устанет, прекратите занятия;

- играйте в игры на развитие силы, высоты и тембра голоса(«Поезд», «Три медведя», «Теремок» и др.)

- развивайте речевой слух («Кто сказал «Мяу!», «Угадай, чей голосок и др.

И самое главное! Ваш ребенок самый сообразительный, прилежный и умный!

Результаты работы: Родители и дети активно и с большим желанием выполняли упражнения артикуляционной гимнастики, в том числе с применением биоэнергопластики, прислушивались к советам и рекомендациям педагога.