Программа дополнительного образования.
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Ересько Ольга Анатольевна

Программа по коррекции речи детей дошкольного возраста с ФФН И ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_logoped.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по коррекции нарушений речи  детей дошкольного  возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи

                                                Составитель:

учитель-логопед  Ересько О.А.

Рассмотрена и принята  на педагогическом совете  

№ ___ от «____»  _____________ 2017 г.

Калининград

2017

               

Содержание:

  1. Целевой раздел……………………………………………….…………3
  1. Пояснительная записка………………………………………….……..3
  1. Содержательный раздел………………………………………….…….6

2.1. Возрастные и индивидуальные особенности …………………….…6

2.2. Содержание и формы логопедического воздействия ……………....9

2.3. Модель организации коррекционно-образовательного процесса ...10

2.4. Направление работы ………………………………………………….11

3. Организационный раздел ………………………………………………18

3.1. Перспективное планирование работы ………………………………18

Список литературы ………………………………………………………..21

  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа в основе которой лежит примерная образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной логопедической группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

  1. В течение года логопед работает с 25 детьми. Т.е. ведется достаточно интенсивная работа.
  2. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).
  3. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий, занятия в микро группах.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Образовательной Программой МАДОУ ЦРР д/с №102
  • Положением о логопедическом пункте МАДОУ ЦРР д/с №102
  • Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
  •  Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
  •  Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.
  • а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

 Научная обоснованность.

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.  

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

•   системности;

•   комплексности;

•   деятельностный;

• онтогенетический;

• обходного пути;

• обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

 Направленность

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Постановка звуков и ввод их в речь.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений. 
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие      психических функций: слухового     внимания, зрительного   внимания, слуховой памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. 

Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

  1. Содержательный раздел
  1. Возрастные и индивидуальные особенности.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

 В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР),

и ОНР III уровнем речевого развития:

       Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

   В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

   Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

    К ОНР III уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

    Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

   Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонем образования у детей не завершен.

   Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР III ур, строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

   Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

2.2 Содержание и формы логопедического воздействия.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

 Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

2.3. Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

        Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

Исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

Организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

календарно-тематического планирования подгрупп. занятий; планы индивидуальной работы; взаимодейст-вие специали-

стов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи.

3 этап

Коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

2.4. Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа.

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

  • Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
  • Поваляева М.А. Справочник логопеда.
  • Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционно-развивающая работа.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, ОНР

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ГБОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР III ур. – 1-2 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

   ФН – 2 раза в неделю;

   ФФНР – 2   раза в неделю;

   ОНР III ур.р – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики.
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Направление коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте МАДОУ ЦРР д/с №102

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения.

План  индивидуальной коррекционной  работы

по  звукопроизношению

1.подготовительный.

 Задача:                                      

Всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

2. Формирование призносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

             Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  

  •  Постановка звуков    в такой последовательности:

- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

  • шипящий  Ш
  • шипящий  Ж

- шипящие Ч, Щ

  • соноры Л ,Р,  Р'


       
Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.            

  • Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

  • Автоматизация каждого исправленного звука в словах:                                                                                                                          Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

  • Автоматизация звуков в предложениях.  

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

  • Дифференциация звуков:  

                              С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;  

                               Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                              Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                              Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

  • Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

  • Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.  

Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                    Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.    

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микро группах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Содержание подгрупповой работы отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

           Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР III ур.

 6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2-занятия в неделю.

III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2-занятия в неделю (звукопроизношение + связная речь)

           Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР, ОНР III ур.р.

7 года жизни разделено на 2 периода обучения

I период – сентябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю. 

II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия –  2 занятия в неделю (звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

  1. Организационный раздел
  1. Перспективное планирование работы с детьми страдающими ФФН и ОНР

Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по Фотековой

Формирование артикуляторной базы

II этап

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

III этап

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

IV этап

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

V этап

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Длительность программы.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность использования блоков.

Блок «Коррекция звукопроизношения» был разработан из расчёта 2 -3 академических часа в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и структуры его дефекта (9 – 42 занятий).

Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 20-42 занятие от 2-3 академических часа в неделю.

3.2. Условия реализации программы.

- Логопедический пункт при ДОУ, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.

- Часто нарушение звукопроизношения характеризуется сложной структурой.  Поэтому рекомендуется осуществлять комплексный подход при коррекции речи и привлечение других специалистов (невропатолога и психолога).

- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.

- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей логопата.

- Продолжительность логопедических занятий определяется санитарно-эпидемиологическими нормами, которые составляют: для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25 - 30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.  Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.

В итоге логопедической работы дети должны:

  1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  2. Четко дифференцировать все изученные звуки;
  3. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  4. Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  5. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  6. Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  7. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

1.        Аганович З.Е. //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб. «Детство-Пресс», 2001.

2.        Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

3.        Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.

4.        Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

5.        Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.

6.        Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.

7.         Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.

8.        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.

9.        Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб. Литера, 2001.

10.        Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.

11.        Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.

12.        Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.

13.        Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.

14.        Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.

15.        Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.

16.        Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера», 1999.

17.        С.П. Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

18.        Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

19.        5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

20.        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

21.        в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,

22.        1999.

23.        Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

24.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

25.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

26.        вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

Список используемых

цифровых образовательных ресурсов

  1. doshvozrast.ru 
  2. http://www.o-detstve.ru/
  3. festival.1september.ru
  4. imc-eduekb.ru 
  5. twirpx.com 
  6. detsad-kitty.ru 
  7. logoburg.com 
  8. logoped.ru 
  9. logomag.ru 
  10. logomag.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...