Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь] в словах и фразовой речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Демьяненко Вера Николаевна

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР (при ЗПр)

на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь]

в словах и фразовой речи

(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krasnaya_shapochka.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 11

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь]

в словах и фразовой речи

(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)»

Составила: учитель - логопед

Демьяненко Вера Николаевна

Алексин, 2017

Организационная информация

Тема НОД

«Автоматизация звуков Р-Рь в словах и фразовой речи

(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)»

Цель

Автоматизация звуков [ р] [рь]  в словах и фразовой речи

Задачи

Образовательные:

1. учить чётко произносить звуки [ р] [рь] в словах и фразовой речи;

2. дифференцировать звуки [ р] [рь] на слух и по артикуляции;

3. учить определять место звука в слове (начало, конец слова);

3. автоматизировать звуки [ р] [рь] в словах и фразах;

4. уточнить артикуляцию сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие:

1.развивать фонематический слух;

2.развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;

3.развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

4. развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

1.        воспитывать самоконтроль;

2.        воспитывать желание активно работать на занятии.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы.

Время реализации  занятия

15-20мин

Необходимое оборудование и материалы

ноутбук; презентация на автоматизацию звуков [р] [рь];

Дидактическое обеспечение занятия

деревья из картона, грибы с картинками на дифференциацию звуков [ р] [рь]; шарик «Су-джок»; карандаш, корзинки, красная шапочка, перчатки для проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Предварительная работа

Закрепление характеристики звуков [ р] [рь]; чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

Ход и содержание НОД

Установление эмоционального контакта с ребёнком

Ты любишь сказки?  Посмотри у меня есть книга? Из какой сказки эта картинка (показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»). Правильно. Ой! А страницы потерялись! Мы соберем сказку вместе. Давай не просто расскажем по новому, но и покажем её.

Уточнение артикуляции звука

[р]

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Автоматизация звуков [р] [рь]

в слогах

Автоматизация звуков [р] [рь]

 в словах

Послушай внимательно и скажи какой звук я выделяю в слове крррасная. (Р)

Какой это звук? (Твёрдый, согласный, звонкий)

Будем стараться произносить этот звук правильно: выдыхаемая воздушная струя сильная, кончик языка дрожит.

Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Ребёнок закрывает глаза, логопед одевает на ребёнка красную шапочку). Ой! Кто это? (Ребёнок смотрится в зеркало и видит, что она – Красная шапочка). Да, ты теперь Красная Шапочка. (Музыка из сказки «Красная Шапочка»).

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась Упражнение «Улыбка»(губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы. Удерживать так под счет от 1до10. Показ картинки).

Приготовила чашечку, чтобы попить чай. Упражнение «Чашечка»(рот широко раскрыт, края и кончик языка подняты вверх. Показ картинки).

А чай она пила с вкусным вареньем. Упражнение «Вкусное варенье»(облизывать широким кончиком языка верхнюю губу.Показ картинки).

После завтрака Красная Шапочка вышла во двор и увидела индюка. Упражнение «Индюки»(при открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад.). А потом и лошадку. Упражнение «Лошадка»(цокать языком быстро и медленно).

К Красной Шапочке подбежал маленький щенок. Как он рычит Рь-рь-рь. Звук [рь] какой? (Мягкий, согласный, звонкий).

Потом пришла мама и предложила Красной шапочке сходить к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала по тропинке (Ребёнок берет корзинку и двигается между деревьями). А чтобы в лесу не было страшно давай споём песенку: Ра-ра-ра! На дворе у нас гора!Ру-ру-ру! Забирайте детвору! Ры-ры-ры! Покатаемся с горы! Ра-ра-ра! Очень рада детвора! (Песенка распевка, включаю запись, ребёнок подпевает слоги)

По дороге Красная Шапочка собирала грибы (Ребёнок собирает грибы под деревьями. Подходим к столу, где стоят 2 корзины). В оранжевую корзину положим грибы с картинками, в которых есть звук Р-твёрдый, а в коричневую грибы, на которых картинки с мягким звуком [рь] (Ребёнок называет каждую картинку и раскладывает грибы)

Зрительная гимнастика с использованием ИКТ

 Пошла Красная Шапочка дальше по лесу. Вдруг с дерева взлетела сова и начала летать и ухать.  Посмотри, как летала сова. (Подходим к ноутбуку. Зрительная гимнастика на слайде)

Закрепление обобщающих понятий дикие и домашние животные», «птицы»

Определение места звука [р] в словах

В лесу жили ещё много разных зверей и птиц. Они решили послушать песенку Красной Шапочки.

Посмотри на картинку. Назови кого нельзя встретить в лесу? (на картинке 3 диких животных, 1 домашнее; 3 птицы, 1 домашняя птица). (Картинки на слайде, при нажатии лишнего исчезают.)

Где стоит звук [Р] в слове рысь? Покажи нужную схему.

На каком месте стоит звук [Р] в слове ворона? Где стоит звук [Р] в слове бобёр? Покажи нужную схему.

Автоматизация звуков [р] [рь]

в фразовой речи

Звери испугались и спрятались, Красная Шапочка пошла дальше.

Шла, шла и встретила волка. Не пускает волк к бабушке, пока она не выполнит задание (Игра «Нелепицы», на слайде). Объясни, что неправильно нарисовал художник?

Отпустил волк Красную Шапочка.

Вдруг что-то под ногами зафырчало, зашуршало. Как ты думаешь кто это? (ёжик)

Самомассаж рук мячиком

«Су-джок»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Самомассаж пружинками «Су-джок» (на каждый палец поочерёдно надевается пружинка)

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Задания на развитие зрительного восприятия

Но зайти в него Красная Шапочка не может, потому что не знает какой ключик. Подбери ключ к замку, соедини линией нужный ключ с замком.

Подведение итогов

Девочка поздоровалась с бабушкой и отдала гостинцы.

Тарам-парам-возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребёнка).

Кем ты сегодня была? Тебе понравилось? Какие звуки мы учились правильно произносить? Ты сегодня очень старалась. Мы придумали интересную сказку.

Книгу, которую мы с тобой собрали ты можешь взять домой и ещё раз перечитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»

Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] слогах и словах. Путешествие в волшебный Лего-остров.»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях через использование совместного конструирования ЛЕГО.Задачи:1. Коррекционно - образовательные:• автоматизировать звук [л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...