Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и чистоговорках со стечением согласных».
учебно-методический материал по развитию речи


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему            «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и чистоговорках со стечением согласных». (старшая группа)

Цель: Автоматизация звука [Р].

Задачи: автоматизировать звук  [Р] в слогах, словах, чистоговорках.

1. Образовательные:

- уточнить изолированное произношение звука [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух на звук [Р];

- развивать фонематическое восприятие;

- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках.

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:  зеркало, звуковая дорожка, опорные картинки для артикуляционной гимнастики: чашечка, грибок, маляр, качели, лошадка, барабанщик – дятел; предметные картинки: груша, ведро, крокодил,  дракон, труба, страус, зебра, грабли, тигр.

Организационный момент.

Л: Здравствуй, сегодня на занятии мы отправляемся  в цирк!!!

Ты хочешь попасть на представление?  (Да!) Тогда нам нужно хорошо размяться, ведь придется очень много смеяться!

1.Самомассаж лица.

Мы массаж решили сделать, посчитаем до пяти,

Раз, два, три, четыре, пять – гладим/щипаем/стучим  лобик мы опять.

(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами от середины лба к вискам).

Погладим щёки мы руками и не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять - щечки нужно согревать.

(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами  щек от носа к ушам).

Погладим мы с тобою губы, верхнюю и нижнюю.

Раз, два, три, четыре, пять - гладим губы мы опять, верхнюю и нижнюю.

(Поглаживание,  легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами  верхней и нижней губы).

 (Ребенок повторяет все действия по показу логопеда).

Молодец ты отлично справился!!!

2.Самомассаж языка

1. Мой язык совсем не глуп - ходит кругом возле губ.

   (Рот закрыт.  «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону).

  2. Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык.

  И от кончика до корня, всё проворней я кусаю.

 (Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад).

3. А теперь уж не зубами,  я  пошлёпаю губами:

«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».

(Улыбнуться, приоткрыть рот, пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад).

4. Поперёк улыбки лёг, отдыхает язычок.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)

3. Артикуляционная гимнастика.

Л: А теперь разогреем  наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.

«Чашечка».  ( Рот открыт.  Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком  положении  язык  удержать от 1 до 5-10 ).

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

“Качели”. ( Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам).

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

“Маляр” -(Погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

“Лошадка”  (Рот открыт. Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

«Грибок»  (Рот открыт. Язык присосать к нёбу).

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

“Барабанщики -дятел»  (Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара). 

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

4. Произношение изолированного звука.

Л: Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Трамвай!).  Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р…

Молодец, ты правильно произносишь звук [Р].

5. Развитие фонематического слуха.

Л: На арену выходит клоун и предлагает нам сыграть в игру «Поймай слог»! Когда услышишь слог со звуком Р хлопай в ладошки, лови его!!!                          а)на уровне ряда слогов:                                                                                              ТРО-ДРУ - КАП- БРУ-КУП-КАР-ДОК-КОТ-КРЫ

б) на уровне ряда слов:

карандаш, окно, йод, доктор, лестница, торт, батон, стакан, крот, робот.

Молодец, ты прекрасно справился!!!

5. Автоматизация в слогах.

Л: А сейчас на арену вышел трубач и заиграл на трубе. Повторяй за ним!!!

КРА- КРО -КРУ- КРЫ    

ДРО- ДРУ- ДРЫ-ДРА    

ГРУ- ГРЫ –ГРА- ГРО    

ТРЫ -ТРА-ТРО- ТРУ    

6.Физ. минутка.

Л: Антракт!!! Предлагаю немного отдохнуть.  ( Лист формата А4 сминаем в комочек.)

Мы с комочками играем,

Очень ловко вверх кидаем.

Опускаем дружно вниз.

Наклоняйся, не ленись.

Вправо-влево,

Вверх и вниз, назад - вперед,

Говорим наоборот,

Далеко (а наоборот) близко,

Высоко - низко.

Мы с комочками играем

И слова мы повторяем.

( Ребенок  имитирует движения по тексту).

7. Автоматизация в словах.

Л:  На арене выступает фокусник. И что же он достает из своей шляпы?

«Назови слово». 

Предметные картинки:   груша, ведро, крокодил,  дракон, труба, страус, зебра, грабли, тигр.

«Назови ласково».

Л: Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие.

Например: ведро- ведерко и т.д.

« Один-много».

Л: А теперь он заколдовал все предметы, и их стало в больше! Назови их.

Например: одно ведро, два ведра, пять ведер  и т.д.

Какой ты молодец, у тебя так здорово получается!!!

8.Автоматизация в чистоговорках.

Л: Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).

9. Итог занятия

Л: Пора возвращаться домой. Тебе понравилось в цирке?  (Да!) Скажи, какой звук мы брали с собой в цирк? (Р). Ты очень хорошо занимался, и я хочу подарить тебе наклейку! (На выбор ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»

Задачи:Образовательные:- расширение знаний учащихся об окружающем мире;Коррекционно-развивающие:- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»

Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...