Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и чистоговорках со стечением согласных».
учебно-методический материал по развитию речи
Автоматизация звука [Р]
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и чистоговорках со стечением согласных». (старшая группа)
Цель: Автоматизация звука [Р].
Задачи: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках.
1. Образовательные:
- уточнить изолированное произношение звука [Р].
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: зеркало, звуковая дорожка, опорные картинки для артикуляционной гимнастики: чашечка, грибок, маляр, качели, лошадка, барабанщик – дятел; предметные картинки: груша, ведро, крокодил, дракон, труба, страус, зебра, грабли, тигр.
Организационный момент.
Л: Здравствуй, сегодня на занятии мы отправляемся в цирк!!!
Ты хочешь попасть на представление? (Да!) Тогда нам нужно хорошо размяться, ведь придется очень много смеяться!
1.Самомассаж лица.
Мы массаж решили сделать, посчитаем до пяти,
Раз, два, три, четыре, пять – гладим/щипаем/стучим лобик мы опять.
(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами от середины лба к вискам).
Погладим щёки мы руками и не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять - щечки нужно согревать.
(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами щек от носа к ушам).
Погладим мы с тобою губы, верхнюю и нижнюю.
Раз, два, три, четыре, пять - гладим губы мы опять, верхнюю и нижнюю.
(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами верхней и нижней губы).
(Ребенок повторяет все действия по показу логопеда).
Молодец ты отлично справился!!!
2.Самомассаж языка
1. Мой язык совсем не глуп - ходит кругом возле губ.
(Рот закрыт. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону).
2. Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня, всё проворней я кусаю.
(Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад).
3. А теперь уж не зубами, я пошлёпаю губами:
«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».
(Улыбнуться, приоткрыть рот, пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад).
4. Поперёк улыбки лёг, отдыхает язычок.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)
3. Артикуляционная гимнастика.
Л: А теперь разогреем наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.
«Чашечка». ( Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10 ).
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
“Качели”. ( Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам).
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
“Маляр” -(Погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
“Лошадка” (Рот открыт. Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок» (Рот открыт. Язык присосать к нёбу).
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
“Барабанщики -дятел» (Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара).
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
4. Произношение изолированного звука.
Л: Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Трамвай!). Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р…
Молодец, ты правильно произносишь звук [Р].
5. Развитие фонематического слуха.
Л: На арену выходит клоун и предлагает нам сыграть в игру «Поймай слог»! Когда услышишь слог со звуком Р хлопай в ладошки, лови его!!! а)на уровне ряда слогов: ТРО-ДРУ - КАП- БРУ-КУП-КАР-ДОК-КОТ-КРЫ
б) на уровне ряда слов:
карандаш, окно, йод, доктор, лестница, торт, батон, стакан, крот, робот.
Молодец, ты прекрасно справился!!!
5. Автоматизация в слогах.
Л: А сейчас на арену вышел трубач и заиграл на трубе. Повторяй за ним!!!
КРА- КРО -КРУ- КРЫ
ДРО- ДРУ- ДРЫ-ДРА
ГРУ- ГРЫ –ГРА- ГРО
ТРЫ -ТРА-ТРО- ТРУ
6.Физ. минутка.
Л: Антракт!!! Предлагаю немного отдохнуть. ( Лист формата А4 сминаем в комочек.)
Мы с комочками играем,
Очень ловко вверх кидаем.
Опускаем дружно вниз.
Наклоняйся, не ленись.
Вправо-влево,
Вверх и вниз, назад - вперед,
Говорим наоборот,
Далеко (а наоборот) близко,
Высоко - низко.
Мы с комочками играем
И слова мы повторяем.
( Ребенок имитирует движения по тексту).
7. Автоматизация в словах.
Л: На арене выступает фокусник. И что же он достает из своей шляпы?
«Назови слово».
Предметные картинки: груша, ведро, крокодил, дракон, труба, страус, зебра, грабли, тигр.
«Назови ласково».
Л: Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие.
Например: ведро- ведерко и т.д.
« Один-много».
Л: А теперь он заколдовал все предметы, и их стало в больше! Назови их.
Например: одно ведро, два ведра, пять ведер и т.д.
Какой ты молодец, у тебя так здорово получается!!!
8.Автоматизация в чистоговорках.
Л: Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
9. Итог занятия
Л: Пора возвращаться домой. Тебе понравилось в цирке? (Да!) Скажи, какой звук мы брали с собой в цирк? (Р). Ты очень хорошо занимался, и я хочу подарить тебе наклейку! (На выбор ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".
В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»
Задачи:Образовательные:- расширение знаний учащихся об окружающем мире;Коррекционно-развивающие:- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального занятия в логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»
Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...